«Знакомством детей с национальными традициями народов Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Назарова Марина Александровна

С изучение традиций, быта коренных народов Ямала, с знакомством детей с национальными традициями народов Севера 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_tsikla_meropriyatiy.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспекты цикла мероприятий «Знакомством детей с национальными традициями народов Севера»

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

И.Истомин

        Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.

С изучение традиций, быта коренных народов Ямала, с знакомством детей с национальными традициями народов Севера были разработаны сценарий мероприятий.

Тема:

 «Быт коренных жителей севера».

Программное содержание:

 1. Дать представление о том, где и как живут коренные жители севера.

2 Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте), « Лакомбой!» (До свиданья ).

3.Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.

Материалы: презентация «Я люблю тебя, Ямал»

Ход мероприятия: 

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на севере живём!

  Воспитатель: – Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут.

Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле? (ответы детей).

Национальности народов Севера - Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

 И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт.

Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы? (ответы детей)

Воспитатель: Живут ненцы - в тундре. Ненцы при встрече приветствуют друг друга – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки).

 Мы с вами живём в домах, а что им служит  домом? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Чум по ненецкий – «Мя».  Повторите ребята «МЯ».

 Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме? (ответы детей).

Воспитатель: Они часто переезжают с места на место, а чум   легко собирается и разбирается.

Давайте заглянем в чум, посмотрим, из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.

 Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

 Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

 В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? (ответы детей).

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).  Зимний чум покрывают оленьей шкурой.

Воспитатель:   А что служит полом в чуме? (ответы детей).

Воспитатель:   Кладут доски, оленьи шкуры.

Согревают чум – железной печкой, она стоит в  середине чума. Чум без окон, только на верху есть отверстие, через которое проходит свет.

А как вы думаете, а какая-нибудь мебель есть в чуме? (ответы детей).

- Кроватей , диванов ,  шкафов, стульев в чуме нет. На пол стелется циновка (подстилка из плетённой соломы), сверху настилают шкуры, так они спят, во время еды они сидят на них.

Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Посуда  у ненцов  крупная, потому что большая семья, раньше  делали посуду  из дерева.

 – А почему посуда именно деревянная? (ответы детей)

 –  Ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

– Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок.

Ну, вот и закончилось наше путешествие.

Когда ненцы прощаются, они говорят  « Лакомбой!» (До свиданья по-ненецки.)

Тема:

 «Занятия мужчин и женщин в тундре».

Программное содержание:

  1. Дать представление о том, чем  занимаются коренные жители севера.
  2. Знакомство со словами:  чум работница,  хорей.
  3. Воспитывать уважение  к труду коренных народов Севера.

Материалы: презентация «Я люблю тебя, Ямал»

Ход мероприятия: 

Воспитатель: Дети у каждого у вас есть своя семья.  Расскажите, чем занимается мама дома и чем занимается папа? (ответы детей).
Воспитатель: У ненцев в  семье и у мужчины и у женщины, тоже  есть свои  обязанности.

Сегодня мы поговорим о занятиях  и обязанностях мужчин и женщин в тундре.

Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница).

Как вы думаете, что она делает ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Хозяйка варит еду, убирает в чуме, готовит дрова, носит воду, поддерживает огонь в печи,  обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми, у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Чум работница  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера.

- У хозяина тоже много работы. Как вы думаете, чем занимается хозяин? (ответы детей).

Воспитатель: Основное занятие хозяина – оленеводство. Весной ненцы перемещаются со стадами оленей к северу, спасаясь от комаров и мошек, благодаря дующим здесь ветрам. А осенью – к югу, к лесам, где более рыхлый снег и легче доставать ягель.

Олени дают ненцам всё необходимое: из шкур шьют одежду и обувь, покрывают зимой жилище, мясо, транспорт, из рогов делают части упряжек.

Хозяин занимается охотой.  Охотится на зайцев, волков, песцов зимой, куропаток.

Ловит рыбу.

Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить.

Хозяин  мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты.

– Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты? (ответы детей).

Воспитатель: – Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении.

 О том, как возникли нарты, рассказывается в одном ненецком предании. Два Ненца решили построить нарты. Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один Ненец очень торопился, ничего не обтесал, и ствол оставил весь с сучками. Другой же обтесал древесину и сделал всё ровно и гладко. Вот один Ненец поехал – только пыль столбом, а у другого олени тянут-потянут и не как, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом “Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, сил уж нет никаких”. С тех пор нарты обстругивают гладко, и они быстро передвигаются.

Есть разные виды нарт, нарты бывают ездовые, грузовые.

 Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка.

А грузовые нарты - это нарты для перевозки грузов.  Есть нарты с деревянным сундуком. В сундуке хранят запас продуктов

Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

- Кто служит транспортом передвижения у ненцев? (ответы детей)

Воспитатель: Олень служит транспортом передвижения. А чем управляют оленью упряжку? (ответы детей)

Воспитатель: Управляют оленьими упряжками с помощью длинной палки, а как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Сам длинный, голова деревянная, хвост железный. (Хорей.)

Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. А что это за “деревянная голова”, о которой говорится в загадке?

На один конец хорея одета круглая деревянная втулка (шарик) для того, чтобы не поранить оленя.

А что это за железный хвост? И для чего он нужен? (ответы детей).

Воспитатель: Это железное копьё, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.

Вот сколько, много занятий и обязанностей у мужчин и женщин в тундре.

Когда ненцы  прощаются, как они говорят  « Лакомбой!» (До свиданья по-ненецки.)

Тема:

 «Знакомство с женской и мужской одеждой ненцев»

 

Программное содержание:

1.Расширить  представление детей о женской  и мужской одежде ненцев.

2.Знакомство со славами на ненецком языке Ань – торова! -Здравствуйте .

 «Мальца сава» – мужская шапка; «Нгоба (оба)» – рукавицы малицы; «сингакотья»-колокольчик.

3. Развивать интерес к национальной одежде ненцев.

4.Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.

Материалы:

  • фото ненецкой семьи в национальной одежде;
  • презентация  «Я люблю тебя, Ямал»;

Ход мероприятия: 

Воспитатель показывает детям фото ненецкой семьи в национальной одежде. 

Дети, как вы думаете, люди какой национальности отправили нам фотографию? (ответы детей). 

Воспитатель: Национальность народов Севера - ненцы.

А где живут ненцы? (ответы детей).

Воспитатель: Живут ненцы - в тундре. Ненцы при встрече приветствуют друг друга – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки).

  Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре? (ответы детей).

Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

 Сегодня мы поговорим о национальной одежде ненцев.

 Послушайте загадку:

“В одну дырку влезают, а из трёх вылезают”

Это  малица –  сплошная мужская верхняя одежда  из оленьего меха с капюшоном и рукавицами.

Мужчины не носят шапку потому, что они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они  надевают капюшон от малицы. 

По-ненецки  мужская шапка называется -  Мальца сава,  рукавицы малицы - Нгоба (оба) .

Ненецкие мальчики носят детскую малицу.

Воспитатель: Что носят мужчины на ногах? (ответы детей).

Воспитатель: На ногах мужчины носят длинную обувь, сшитую  из оленьего меха.  Они называются кисы.

Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и негде его не бросает и не снимает.

 Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда? (ответы детей).

Воспитатель: Женская одежда называется – ягушка.  Чем отличается малица от ягушки? (ответы детей).

Воспитатель: У малицы  есть капюшон, а ягушка , она надевается, как пальто, только без пуговиц, на завязках, расшитая разными орнаментами, украшена  разноцветными кусочками сукна. 

Воспитатель:  Как вы думаете, что носят на голове женщины? (ответы детей).

Воспитатель: На голове  женщины носят большие разноцветные платки. Если отправляются  в далекую дорогу одевают шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило.

 Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые.

Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.

Воспитатель: Кто же шьет и украшает  одежду для всех членов семьи? (ответы детей)

Воспитатель: Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа.

В тундре дети гуляют одни. Чтобы мама знала, где они находятся, к одежде пришивают колокольчики. На ненецком языке они называются «сингакотья».

 Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость.  Гордостью для женщины является сумочка. Сумочка, по-ненецки  называется туча  – сумочка,  в которой  женщина хранит свои принадлежности для рукоделия.

Когда ненцы прощаются,  как они говорят? (ответы детей).

« Лакомбой!» (До свиданья по-ненецки.)

Тема:

«Дети тундры»

Программное содержание:

1.Расширить представления детей о детях тундры.

2.Воспитывать дружеские чувства к детям тундры, желание больше узнать об их жизни.

Материалы:

кукла в национальной одежде;

презентация «Я люблю тебя, Ямал».

Ход мероприятия: 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости приехала девочка. Как вы думаете, откуда она приехала? (Ответы детей: с далекого Севера, с тундры)

Воспитатель: Почему вы думаете, что она живет на Севере? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Давайте вспомним, что мы с вами знаем о тундре.

( С помощью взрослого дети рассказывают то, что узнали на предыдущем занятии.)
Обобщить высказывания детей:

-Мы с вами живем на Севере, в городе - Надыме; Дальше нашего города находится
тундра, там тоже живут люди — ненцы.

Эту девочку зовут Еля ( в переводе с ненецкого означает «надежда»).

Она живет в тундре. Очень интересные  имена у детей которые живут в тундре. Девочек называют Мерне (быстрая), Едейне (новая).

Имена мальчиков  Нядма, значит – “помощник”, Едейко (новый)

Воспитатель:  Скажите, пожалуйста, как одета Еля и почему? (Ответы детей)

 Воспитатель: Правильно, Еля одета в теплую одежду, потому что на Севере очень холодно, долгая зима и короткое лето.

Как вы думаете, а в тундре есть магазины? (ответы детей)

Воспитатель: Тундре нет магазинов, поэтому игрушки дети мастерят своими руками, а родители им помогают. Они намного прочнее и интереснее. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей.

Какие  игрушки у девочек?  (ответы детей)

Воспитатель: А девочки, как и вы, играют  куколками.

Из чего сделана кукла?  (ответы детей)

Воспитатель: Куклы  девочки делают сами из утиных носиков и шьют одежду такую же, какую носят сами.

Дети в тундре очень трудолюбивые. Мальчики с малых лет помогают папам, старшим братьям. Пасут оленей, рыбачат, ходят на охоту.

А девочки помогают маме в чуме по хозяйству, заниматься рукоделием. Они большие мастерицы:  выполняют узоры из меха, ткани, плетут из бисера.  У девочек, как и у мамы, есть своя  сумочка, по-ненецки  называется туча  – сумочка,  в которой  девочки  хранят свои принадлежности для рукоделия.

В тундре дети гуляют одни. Чтобы мама знала, где они находятся, к одежде пришивают колокольчики. На ненецком языке они называются «сингакотья».

Вам бы хотелось побывать в тундре, познакомиться с детьми, которые там
живут? Почему? (Ответы детей.)

Ребята, а сейчас Еля нас научит играть в северную народную игру, которая
называется «У оленя дом большой».

Взрослый от имени куклы рассказывает правила и играет с детьми.

«У оленя дом большой — ладони сложены над головой в форме крыши.

Он сидит, глядит в окно — руки сложены перед лицом в форме окна.

Зайка по лесу бежит — дети изображают бегущего зайца.

В дверь к нему стучит: тук, тук — кулаком изображают, будто стучат.

Дверь открой — одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

Там в лесу охотник злой — рукой показывают за спину.

Зайка, зайка, не зевай — обеими руками манят к себе.

Лапу мне давай — подают друг — другу руки».

В начале игра проводится в медленном темпе, чтобы дети могли запомнить слова и
произносить их в соответствии с движениями. Затем темп игры убыстряется.

Еля прощается с детьми, обещает прийти в следующий раз и научить детей играть в

новую игру, в которую играют северные дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал»«Знакомством детей с бытом и  национальными традициями народов Севера»Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к тру...

Конспект занятия «Знакомство с музыкой и традициями народов Севера»

Расширить музыкальный кругозор; развивать познавательный интерес к музыке через ознакомление детей с музыкальным фольклором и традициями народов Севера....

Конспект НОД «Знакомство детей с подвижными играми народов Севера». Старшая группа.

Знакомство с подвижными играми народов Крайнего Севера....

«Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».

Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края»....

«Традиции ознакомления с национальным костюмом народов северо-западного региона в дошкольном образовании на примере выставки «вокруг сарафана» в музейном пространстве детского сада»

В данной работе рассказывается о создании выставки "Вокруг сарафана" в музейном пространстве детского сада, в которой можно увидеть аутентичные повседневные и праздничные костюмы Архангельск...

«Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Севера через народные игры»

Сегодня мы на многое смотрим по иному, многое открываем заново и переоцениваем. Большинство современных людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили  люди раньше? Как работали?...