Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Открытое занятие

Тема: «Я люблю тебя, Ямал»

«Знакомством детей с бытом и  национальными традициями народов Севера»

Программное содержание:

 1. Воспитывать уважение к труду к представителям коренных народов Севера.

 2.Дать представление о том, чем  занимаются коренные жители севера. Расширить  представление детей о женской  и мужской одежде ненцев. Закрепление с детьми  слова чум работница,  хорей.

3.Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте),« Лакомбой!» (До свиданья ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я люблю тебя, Ямал»

«Знакомством детей с бытом и  национальными традициями народов Севера»

Программное содержание:

 1. Воспитывать уважение к труду к представителям коренных народов Севера.

 2.Дать представление о том, чем  занимаются коренные жители севера. Расширить  представление детей о женской  и мужской одежде ненцев. Закрепление с детьми  слова чум работница,  хорей.

3.Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте),« Лакомбой!» (До свиданья ).

Материалы: презентация «Я люблю тебя, Ямал»

Ход мероприятия:

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на севере живём!

 Воспитатель: – Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут.

Люди, каких национальностей живут на этой суровой и прекрасной земле? (ответы детей).

Национальности народов Севера - Ненцы, ханты, селькупы.

 И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт.

Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. А где живут ненцы? (ответы детей)

Воспитатель: Живут ненцы - в тундре. Ненцы при встрече приветствуют друг друга – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки). Повторите ребята

 Мы с вами живём в домах, а что им служит  домом? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Чум по ненецкий – «Мя».  Повторите ребята «МЯ».

 Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?(ответы детей).

Воспитатель: Они часто переезжают с места на место, а чум   легко собирается и разбирается.

Давайте заглянем в чум, посмотрим, из чего состоит чум, как собирается и как он обустроен.

 Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

 В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? (ответы детей).

Воспитатель:Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).  Зимний чум покрывают оленьей шкурой.

Воспитатель:   А что служит полом в чуме? (ответы детей).

Воспитатель:   Кладут доски, оленьи шкуры.

Согревают чум – железной печкой, она стоит в  середине чума. Чум без окон, только на верху есть отверстие, через которое проходит свет.

А как вы думаете, а какая-нибудь мебель есть в чуме? (ответы детей).

- Кроватей , диванов ,  шкафов,стульев в чуме нет. На пол стелется циновка (подстилка из плетённой соломы), сверху настилают шкуры, так они спят, во время еды они сидят на них.

Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Посуда  у ненцев  крупная, потому что большая семья, раньше  делали посуду  из дерева.

 – А почему посуда именно деревянная? (ответы детей)

 –  Ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

– Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок.

Физкультминутка

Игра Северного народа «У оленя дом большой». 

«У оленя дом большой — ладони сложены над головой в форме крыши.

Он сидит, глядит в окно — руки сложены перед лицом в форме окна.

Зайка по лесу бежит — дети изображают бегущего зайца.

В дверь к нему стучит: тук, тук — кулаком изображают, будто стучат.

Дверь открой — одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.

Там в лесу охотник злой — рукой показывают за спину.

Зайка, зайка, не зевай — обеими руками манят к себе.

Лапу мне давай — подают друг — другу руки».

Воспитатель: Дети у каждого у вас есть своя семья. Расскажите, чем занимается мама дома и чем занимается папа? (ответы детей).
Воспитатель: У ненцев в  семье и у мужчины и у женщины, тоже  есть свои  обязанности.

 Сейчас мы поговорим о занятиях  и обязанностях мужчин и женщин в тундре. Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница).

Как вы думаете, что она делает ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Хозяйка варит еду, убирает в чуме,готовит дрова, носит воду, поддерживает огонь в печи,  обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми, у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Чум работница  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера. 

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В  зале  радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

- У хозяина тоже много работы. Как вы думаете, чем занимается хозяин?(ответы детей).

Воспитатель: Основное занятие хозяина – оленеводство. Весной ненцы перемещаются со стадами оленей к северу, спасаясь от комаров и мошек, благодаря дующим здесь ветрам. А осенью – к югу, к лесам, где более рыхлый снег и легче доставать ягель.

Олени дают ненцам всё необходимое: из шкур шьют одежду и обувь, покрывают зимой жилище, мясо, транспорт, из рогов делают части упряжек.

Хозяин занимается охотой. Охотится на зайцев, волков, песцов зимой, куропаток. Ловит рыбу.

Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить.

Хозяин  мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты.

– Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты? (ответы детей).

Воспитатель: – Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении.

Есть разные виды нарт, нарты бывают ездовые, грузовые.

 Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка.

А грузовые нарты -это нарты для перевозки грузов.  Есть нарты с деревянным сундуком. В сундуке хранят запас продуктов

Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

- Кто служит транспортом передвижения у ненцев? (ответы детей)

Воспитатель: Олень служит транспортом передвижения. А чем управляют оленью упряжку?(ответы детей)

Воспитатель:Управляют оленьими упряжками с помощью длинной палки, а как она называется.  

Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. А что это за “деревянная голова”, о которой говорится в загадке?

На один конец хорея одета круглая деревянная втулка (шарик) для того, чтобы не поранить оленя.

А что это за железный хвост? И для чего он нужен? (ответы детей).

Воспитатель: Это железное копьё, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.

Вот сколько, много занятий и обязанностейу мужчин и женщин в тундре. Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре? (ответы детей).

Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.

Сегодня мы поговорим о национальной одежде ненцев.

 Послушайте загадку:

“В одну дырку влез, а из трёх вылез”

Это  малица –  сплошная мужская верхняя одежда  из оленьего меха с капюшоном и рукавицами.

Мужчины не носят шапку потому, что они много  времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они  надевают капюшон от малицы.

Ненецкие мальчики носят детскую малицу.

Воспитатель: Что носят мужчины на ногах? (ответы детей).

Воспитатель: На ногах мужчины носят длинную обувь, сшитую  из оленьего меха.  Они называются кисы.

Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и негде его не бросает и не снимает.

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда? (ответы детей).

Воспитатель: Женская одежда называется – ягушка. Чем отличается малица от ягушки? (ответы детей).

Воспитатель: У малицы  есть капюшон, а ягушка, она надевается, как пальто, только без пуговиц, на завязках, расшитая разными орнаментами, украшена  разноцветными кусочками сукна.

Воспитатель:  Как вы думаете, что носят на голове женщины? (ответы детей).

Воспитатель: На голове  женщины носят большие разноцветные платки. Если отправляются  в далекую дорогу одевают шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило.

 Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые.

Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.

Рефлексия:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»

Федеральные государственые требования ориентированны на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитани...

«Люблю тебя, Ямал!»

развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Исследовательский проект в группе для детей с ОНР (третий период обучения) «Увезу тебя я в тундру» Ознакомление с бытом и фольклором народов севера.

Цель проекта:Формирование этнокультурного сознания и поведения детей (культура толерантности).Задачи:Расширять, обогащать знания детей о быте, традициях, обычаях народов Севера....

«Знакомством детей с национальными традициями народов Севера»

С изучение традиций, быта коренных народов Ямала, с знакомством детей с национальными традициями народов Севера...

Конспект мероприятия по изо. деятельности. Подготовительная группа тема: «Я люблю тебя –Ямал!».

Показать знание детей о родном крае.Показать умение детей:- Отбирать из опыта интересное содержание для своего рисунка согласно заданной теме.- Самостоятельно выбирать композиционное и цветовое решени...

Конспект занятия «Знакомство с музыкой и традициями народов Севера»

Расширить музыкальный кругозор; развивать познавательный интерес к музыке через ознакомление детей с музыкальным фольклором и традициями народов Севера....