Конспект мероприятия по изо. деятельности. Подготовительная группа тема: «Я люблю тебя –Ямал!».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Назарова Марина Александровна

Показать знание детей о родном крае.

Показать умение детей:

- Отбирать из опыта интересное содержание для своего рисунка согласно заданной теме.

- Самостоятельно выбирать композиционное и цветовое решение (колорит, оттенки).

- Обозначать линию горизонта.

- Передавать различия в изображении величины предметов (плановость).

- Передавать изображение людей и животных в движении, деревьев различной формы и размеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_izo_deyatelnostti.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия по изо. деятельности.  

Подготовительная группа тема: «Я люблю тебя –Ямал!».

Программное содержание:

Показать знание детей о родном крае.

Показать умение детей:

- Отбирать из опыта интересное содержание для своего рисунка согласно заданной теме.

- Самостоятельно выбирать композиционное и цветовое решение (колорит, оттенки).

- Обозначать линию горизонта.

- Передавать различия в изображении величины предметов (плановость).

- Передавать изображение людей и животных в движении, деревьев различной формы и размеров.

- Использовать в работе различные техники рисования (акварель по-сырому)  и различные материалы (мелки, акварель).

- пользоваться палитрой.

Развивать:

- Нравственно-эстетическое отношение к природе.

- Мелкие движения руки.

- Умение оценивать свою работу и своих товарищей.

- Творческое воображение.

Воспитывать:

- Любовь к природе и родному краю.

- Положительное отношение к людям разных национальностей.

Материал:

Бумага альбомного формата, акварель, восковые мелки, кисточки, стаканы с водой, салфетки, палитра.

             Ход занятия:

В. Ребята, к нам в детский сад  пришло письмо, от детей из города Москвы.

Они слышали, что на севере очень красиво и хотели бы увидеть эту красоту своими глазами. Как им можно помочь? ( Ответы детей).

Что мы будем рисовать, чтобы дети Москвы больше узнали о севере? (ответы детей).

Какие деревья растут на севере? (карликовые березы, карликовые ивы).

Почему называются карликовые? (ответы детей).

Кто такие ненцы? (жители тундры, коренные жители).

Чем они занимаются? (рыболовством, охотой, оленеводством).

Олень это животное севера, какую пользу он приносит?

Что такое чум? (ответы детей).

Пора приступать к работе. ( Работа за столом).  

Что сначала мы нарисуем? (линию горизонта).

Подумайте, кто, что будет рисовать и как рисовать.

Дети приступают к работе. Когда дети нарисуют горизонт, предложить пальчиковую гимнастику, (краска немножко подсохнет). Гимнастика выполняется возле столов.

              Пальчиковая гимнастика. «Олень».  

 У оленя дом большой,           изображают руками над головой: рога, крышу,

 Он глядит в свое окошко.                                                 окошко.

 Зайка серенький бежит,    

в дверь ему стучит.                 Имитируют руками, пальцами.

Тук, тук открывай

там в лесу охотник злой

гонится за мной.

Зайка, зайка  забегай,                 хлопают ладошками друг от друга.

лапу подавай.                                                                                                              

Дети продолжают рисовать. В ходе выполнения робот воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь.

По окончании рисования, дети выставляют в ряд свои работы.

В. Ребята, посмотрите, какая у нас получилась бесконечная тундра.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть все рисунки, выбрать наиболее понравившиеся, объяснить свой выбор; дополняет ответы, дает положительную оценку каждому рисунку. Ребята, когда краска подсохнет, я соберу рисунки, отнесу их на почту и отправлю детям в Москву. Пусть любуются нашим севером.

           

«Путешествие в тундру»

Программные задачи:

Закрепить знания об особенностях природных условий тундры, понятия климат, вечная мерзлота.

Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: макет природной зоны - тундра, картинки с изображением растительности тундры, оборудование для опытов, гербарий, глобус или карта.

Ход занятия:

 1. Вспомните, где мы живем? В какой природной зоне находится Надым? (предложить найти на карте, выставить картинку)

 - Кто может рассказать об особенностях климата тундры?

 - Почему тундра это край озер и болот?

 Сегодня мы отправляемся в путешествие по тундре. - Какой вид транспорта выберем? (выбираем вертолет или вездеход)

 2. Рассматривание иллюстраций "Тундра".

 - Какие растения мы можем встретить в тундре? - Что необходимо растениям для жизни? (почва, свет, тепло, вода - выставляются опорные картинки).

 -Почему растительность тундры скудная? В тундре совсем нет высоких деревьев, только карликовые деревца, прижавшиеся к земле.

3. Эксперимент. Взять два одинаковых горшка с землей, в одном из которых под небольшим слоем земли находится пластиковая крышка, закрывающая всю поверхность. В горшки наливаем одинаковое количество воды и наблюдаем как вода впитывается в землю. - Почему в одном из горшков вода осталась на поверхности? Воспитатель сравнивает крышку с мерзлотой. Воде просочиться вглубь земли мешает вечная мерзлота, поэтому, там болота и деревья низкие. В тундре растут карликовая береза и ива (показ иллюстраций). Они не высокие, и больше похожи на кустарники. Есть в тундре растения, которые растут хорошо - это мхи и лишайники (показать гербарий). Самый извилистый лишайник - ягель, он имеет беловатую окраску. Ягель - любимое лакомство оленей. Олени находят ягель даже зимой, под снегом. Красива летняя тундра. Каждое растение использует короткое северное лето, чтобы подрасти ( воспитатель иллюстрирует рассказ). - Вспомните, какие растения тундры вам уже знакомы? (воспитатель выставляет картинки, дети называют: мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка).

 Среди этих растений есть и лекарственные, дающие людям силу и здоровье. Давным-давно, когда еще не было врачей и лекарств, людей лечила природа: люди заготавливали растения, сушили их (сопровождаю показом готового сырья, предлагаю узнать растения, понюхать, потрогать, рассмотреть).

 4. Игра "Растет - не растет" (дети выбирают из предложенных картинок только те грибы и ягоды, которые растут в тундре и выст Занятия с детьми.

«Животный мир тундры."

Программное содержание:

- Сформировать представление о животных тундры - северном олене, песце, полярном волке, лемминге; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни.

-  Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Материал: презентация «Растения и животные тундры».

Ход занятия.

1часть. Вводная беседа.

 Вос-ль: Южнее арктических ледовых пустынь располагается тундра - болотистая, безлесная равнина.

 Вспомните, какой климат в Арктике?

Ответы детей.

 -Климат в тундре мягче и теплее, чем северном полюсе, поэтому и животных здесь больше. У них густой мех или плотное оперение, предохраняющие от морозов; защитная окраска - зимой белая или серебристо-серая, а летом коричнево-серая или пестрая; толстый слой подкожного жира. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Прекрасно чувствуют себя в тундре песцы, лемминги, северные олени и полярные совы. К суровым условиям жизни они хорошо приспособились, вполне им хватает и корма, все они не требовательны к пище. Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек и оводов. Они тучами носятся в воздухе. Насекомые лезут в рот, глаза, рот. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомартиков-специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров.

2 часть. Северный олень.

Северный олень.

 Из крупных животных в тундре живет северный олень. Рассматривание изображение северного оленя

 Быстро мелькают легкие тени --

 Мчатся зимою по тундре олени.

 Не остановятся ни на минутку,

 Ноги их быстры, уши их чутки.

 О, как прекрасны олени на вид!

 Воздух морозный сердца их пьянит.

 Белой, просторной стране они рады,

 Реки широкие им не преграда -

 Мчатся олени вперед и вперед,

 Снежная их королева зовет!

 Северные олени - прекрасные, могучие животные! У них крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше 2 м, высота около 1,5 м, а весит он 200-500 кг.

 Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным. Под шерстью прячется еще и густейший, пышный, короткий подшерсток. Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.

 Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Меняется и цвет шерсти. Она становится коричневатой или серовато-бурой.

 Как вы думаете, почему это происходит? Ответы детей.

 - Правильно! Зимой, среди бесконечных снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника, ни для стаи хищных голодных волков. К тому же густой и пышный мех защищает зверя от мороза.

 Летом, когда стада оленей пасутся в тундре, они почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной. Кроме того, широкие копыта оленей помогают им не провалиться в снег или в болото.

 - Какой образ жизни ведут северные красавцы?

 Зимой их жизнь нелегка! У животных мало корма, нет и логовищ, где можно было бы укрыться от северных ветров и жестокой стужи. Лишь скудный кустарник да высокие сугробы могут слегка защитить их от мороза и ветра.

 Обыкновенно северные олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. В поисках пищи стада кочуют по тундре.

 Зимой их основной корм - лишайник ягель. Его даже называют оленьим мхом. Эти коренные обитатели севера могут закусить и веточками карликовых кустарников и деревьев - карликовой березы или ивы.

 Чтобы найти корм, оленям приходится раскапывать снег. А он в тундре слежавшийся, плотный, и разрывать его животным трудно. Поэтому зимой олени перебираются в лесотундру и тайгу, пробегая многие сотни километров. Там больше деревьев, снег более рыхлый.

 Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед.

 Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.

 Северные олени - осторожные, чуткие животные. У них прекрасный нюх и хорошее зрение. Они сильные, выносливые и неутомимые: могут переплывать широкие реки, преодолевать сотни километров, переносить свирепые морозы, они не боятся порывистых ледяных ветров.

 - Послушайте про них стихотворение.

Молодой олень

 Здесь полгода длится день,

 Но и ночь - полгода.

 Любит молодой олень

 Севера природу!

 Он несется, как стрела,

 И могуч, и молод.

 Шерсть его густа, тепла -

 Согревает в холод.

 Высоки его рога,

 Шуба серебрится.

 Вслед за ним летит пурга

 И метель-сестрица.

 Но куда уж им догнать

 Белого оленя.

 Быстрота его и стать

 Всем на удивленье!

 В мае-июне на свет появляются малыши-оленята. Мама-олениха полгода кормит детеныша своим жирным и питательным молоком, одновременно постепенно приучая его к подножному корму.

 Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей. Народы Севера много тысяч лет назад сумели приручить их, стали изготавливать из теплых оленьих шкур обувь, одежду, головные уборы, обивку для своих жилищ - чумов. Полюбилось им и вкусное оленье мясо - оленина.

3 часть. Игровая деятельность.

 1. Назовите лишнее в ряду слово - животное, которое не живет в тундре: крокодил, северный олень, песец, полярная сова.

 2. Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотится на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, олененок, косолапый, рыжий, красивый хвост.

4 часть. Песец.

Песец.

 Песец - коренной житель тундры. Он очень похож на лисицу. Это и неудивительно, ведь песец - разновидность лисицы, небольшая полярная лиса.

 Песец - удивительно красивый пушной зверь! Он стройный, грациозный, у него высокие лапки, острая внимательная мордочка, великолепный пушистый хвост.

 Летом шерсть песца рыжевато-золотистого оттенка, а зимой - снежно-белая или серебристо-голубая, более пушистая, с густым теплым подшерстком.

 -Объясните, почему песец меняет шубку зимой и летом? Ответы детей

 Верно! Зимой, среди заснеженных просторов шубка его сливается с белыми сугробами, а летом, когда в тундре преобладают коричневато-бурые или пестрые тона, рыжеватый мех хорошо скрывает зверька среди кочек, моховых болот и в прибрежных зарослях карликовых ив и берез.

 Песец, как и его родственница - лисица, очень хитер, ловок, осторожен. Это хищный зверь! У него прекрасное зрение, слух и обоняние. В тундре, особенно летом, пушистому красавцу корма хватает вдоволь. Он лакомится выброшенной на берег рыбой, не гнушается остатками пиршества хозяина Севера - белого медведя, иногда разоряет сооруженные среди камней и скал гнезда белых гусей и краснозобых казарок.

 Зимой песцы охотятся на шустрых леммингов. Бредет песец по снежному покрову и внимательно прислушивается: не пищат ли, не шуршат ли под толстым слоем снега и льда аппетитные жирные лемминги. Если услышит - разроет лапами снег, поймает зверька и съест. Песец прекрасно приспособился к жизни на Севере, среди снегов, в условиях темной полярной ночи, когда трещат морозы, дуют сильные ветры.

 Норку для будущих малышей песцы подыскивают на крутых берегах речек, ручьев и озер, в зарослях мелкого кустарника и карликовых березок и ив. В глубокой теплой норе обычно появляется на свет 5-8 крошечных смешных зверьков. Песцы - старательные и любящие родители. Они воспитывают своих малышей вдвоем. Мама учит их находить добычу, прятаться от врагов, переплывать ручьи и речки, папа приносит к норе пищу - леммингов, мелкую рыбешку и другие лакомства.

 Зимой и ранней весной песцы разбредаются по всей тундре в поисках корма. К сожалению, в это время они становятся мишенью для охотников. Ведь пушистый, теплый и красивый мех песцов очень ценится людьми.

5 часть. Ответьте на вопросы

 1. Как выглядит песец?

 2. Какого цвета у него шубка зимой? Летом? Почему?

 3. Чем питается песец?

 4. Где песцы строят свои норы?

 5. Почему песца называют пушным зверем?

 6. Каких еще пушных зверей вы знаете?

6 часть. Лемминг.

Лемминг

 Вос-ль: Дорогие ребята, вы знаете кто такие лемминги?

 Это маленькие пушистые зверьки, постоянно живущие в тундре. Лемминги - близкие родственники и серой мышки полевки, и рыженького хомячка. Лемминги - грызуны.(Просмотр демонстрационного материала)

 Вос-ль: Каких животных называют грызунами?

 Верно! Тех, которые грызут корешки, стебли, веточки и листья растений. Помогают им в этом очень острые зубки. У лемминга во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба-резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться.

 Вос-ль: Попробуйте представить, как выглядит обитатель тундры - лемминг.

 Это симпатичный небольшой зверек, его чудесная пушистая шубка окрашена в желтовато-бурый (или желтовато-белый) цвет, а на спинке лемминга, словно кистью искусного художника, нарисована ровная темная полосочка.

 Вос-ль: Какой образ жизни ведут в тундре лемминги?

 Эти зверьки прекрасно плавают, ловко лазают, а свои уютные, теплые домики оборудуют под моховой подстилкой болот или внутри невысоких кочек. Спаленки для малышей они устраивают с особенной родительской заботливостью: устилают сухими веточками, листиками, кусочками мха. <Колыбельки> получаются теплыми и мягкими, похожими на шарики.

 Когда проходит короткое северное лето и пушистые снега покрывают тундру, лемминги прячутся в своих домиках под теплой, толстой снежной крышей. Сюда не проникает вой холодного ветра, не пробираются лютые морозы. Зимой лемминги не впадают в спячку, ведут активный образ жизни - резвятся в широких галереях и залах норок, грызут корешки трав, воспитывают непослушных малышей (обычно двоих). Корма под снегом леммингам хватает.

 Дома этих подземных жителей большие, просторные, удобные, с кладовыми, полными запасов, глубокими ходами.

Домик лемминга

 Лемминг - маленький зверек,

 Не мышонок, не хорек.

 Хоть и рыженький бочок,

 Все же он не хомячок.

 В тундре круглый год живет,

 Там подземный роет ход.

 Он под снегом строит дом,

 Много комнат в доме том:

 Комнаты жилые,

 Есть и кладовые,

 Кухня есть и спаленки

 Для детишек маленьких.

 В этом доме не страшны

 Им снега зыбучие,

 В этом доме не страшны

 Холода колючие!

 -Когда бесконечная северная зима уступает наконец место короткому, прохладному лету, лемминги выбираются из подземных домиков, греются на солнышке и целыми полчищами разбредаются по просторам тундры. Они с аппетитом лакомятся белыми шариками травы-пушицы., поедают сочные свежие листья осоки.

 -Роль леммингов в жизни тундры очень велика! Во время их массового размножения рацион питания всех пернатых и четвероногих хищников почти полностью состоит из леммингов. И песцы, и белые совы, и полярные волки не прочь отведать вкусного нежного мяса тундровых грызунов. Часто они становятся добычей ястребов-стервятников, соколов, орланов-белохвостов и многих других хищников Севера. В такие щедрые годы у птиц появляется больше птенцов, у зверей - больше детенышей.

 Кроме того, когда лемминги роют свои норы и ходы, они улучшают рельеф поверхности тундры и переносят семена многих растений.

 Вот какие нужные и полезные животные - маленькие грызуны-лемминги!

7 часть. Ответьте на вопросы

 1. Как выглядит лемминг?

 2. Крупный ли это зверек?

 3. Почему его относят к грызунам?

 4. Каких еще вы знаете животных, относящихся к грызунам?

 5. Какой образ жизни ведет лемминг летом? Зимой?

 6. Впадают ли лемминги в спячку?

 7. Где они устраивают свои норки?

 8. Почему в норе леммингу не страшны морозы?

 9. Чем питаются лемминги?

 10. Кто охотится за ними?

 11. Какую пользу приносят лемминги?

8 часть. Выполните задания

 1. Назовите лишнее в ряду слово - зверя, который не является грызуном: волк, хомяк, мышь, лемминг.

 2. Назовите лишнее в ряду слово - грызуна, живущего на севере: белый медведь, лемминг, песец, морж.

 3. Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее к описанию лемминга: норка, пушистый мех, грызун, зубы-резцы, длинные уши. Пышный хвост. Копыта, большие рога, мелкий зверек, прячется под снегом. Питается травой, ловит рыбу, машет крыльями.

9 часть. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я люблю тебя моя Россия»

Дать детям знания о том, что такое столица, познакомить с  ее достопримечательностями.2.Закрепить знание  о Российской символике.3. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать чувст...

«Люблю тебя, Ямал!»

развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Кого люблю, тому сердечко подарю».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в младшей группе.Направлен на понятие детьми любви к близким и родным людям....

Образовательная деятельность подготовительной группы №14 на неделю 30.09. -5.09.2019г. Тема: «Я люблю тебя Россия»

Тема: «Я люблю тебя Россия»Задачи: познакомить детей с российской символикой: гербом, флагом, гимном. Развивать интерес к историческому прошлому России. Дать представление о том, что Москв...

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал» «Знакомством детей с бытом и национальными традициями народов Севера»

Открытое занятие Тема: «Я люблю тебя, Ямал»«Знакомством детей с бытом и  национальными традициями народов Севера»Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к тру...

Сценарий спортивно - игрового развлечения «Люблю тебя Ямал»

Сценарий  спортивно - игрового развлечения «Люблю тебя Ямал» ( посвящённая недели Ямала и дню оленевода) (звучат песни о севере) – дети выходят становятся полукругом.Ребёнок :...

Мероприятие на улице для всех возрастных групп детского сада. "Люблю тебя Петра творенье"

В гости к ребятам прилетает на самолете из города Калининграда котик Том. Ребята рассказывают про город Санкт - Петербург....