Развлечение "Игры северных народов Ямала"
материал

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Развлечение "Игры северных народов Ямала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_severnyh_narodov_yamala.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение "Игры северных народов Ямала".

Цель: приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с разнообразием подвижных игр народов Севера;
  • содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом, как одному из условий здорового образа жизни;
  • обучить правилам поведения в процессе коллективных действий;
  • воспитывать чувство коллективизма, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности за свои действия;
  • развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях.

Ведущий 1: Здравствуйте ребята! сегодня мы с вами познакомимся с играми северных народов, проживающих на Ямале -  ненцев, ханты, коми-зырян.

Ведущий 2: Но прежде чем мы начнем, давайте поздороваемся еще раз. По ненецки Наниторова!

На хантыйском Вущаулаты!

На языке коми Видя оланыд!         

Ведущий 3:Ребята, а вы знаете в каком районе мы живем? Чем он знаменит? Правильно! Здесь добывают газ и нефть, а слово «Ямал» - в переводе с ненецкого языка означает край земли.

Ведущий 1: Наш край богат ягодами, грибами, множество оленей пасутся на его просторах, в реках плещется рыба. А в бескрайних просторах тундры живут медведи, росомахи, лоси, песцы, зайцы, волки. А весной к нам прилетают чайки, лебеди, гуси  и утки.

Ведущий 2: Ребята, кто из вас знает какие северные коренные народности проживают у нас на Ямале? Это ненцы, ханты, коми и селькупы. Кто знает – какие основные занятия были у северных народов?

Ведущий 3: Ненцы ханты и коми-зыряне издревле занимались оленеводством, рыболовством, охотой, и взрослые считали своим долгом передавать знания детям через накопленный опыт и игры.

Ведущий 1: Среди традиционных игр северных народов следует отметить национальные виды соревнований: это метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, прыжки через нарты, гонки на оленьих упряжках, которые вы наверное уже видели на таких праздниках как День Оленевода, день рыбака.

Ведущий 2: Северные народы считали, что каждый оленевод, рыбак должен обладать выносливостью, быстрой реакцией, силой, а охотники – меткостью глаза. Поэтому многие игры взрослые придумали специально для детей, чтобы с детства развивать эти качества.

Коми игра «Костромушка»

Традиционный досуг народа коми отличался насыщенностью и значительным разнообразием. Богатым был репертуар детских подвижных и ролевых игр. Одна из таких игр – «Кострома». Игра проводилась на лугу в весеннее-летнее время. По условиям игры Кострома сидела в центре круга за прялкой. Ребята, давайте поиграем в эту игру. Игра «Кострома» - игроки становятся в круг, считалкой выбирается «Кострома», становится в центр круга, одевает шапку. Остальные участники идут по кругу и напевают мелодию со словами:

        Костромушка печке, костромушка печке,

        (Имя ребенка) Миянвугралэ, (Имя ребенка) миянвугралэ

        Ылин ли Кострома?

После произнесенного четверостишия «Кострома»  пускается догонять игроков, те в свою очередь убегают. На пойманного игрока, «Кострома» одевает шапку и тот становится «Костромой». Игра повторяется.

Хантыйская игра Игра с кольцами”

Любой тундровик уже с детства знает, как непросто ловить бегущего оленя. Чтобы точно заарканить за ветвистые рога северного красавца, нужны крепкая рука и точный расчет. И сейчас мы с вами будем тренировать свою руку и учится меткости!

В игру с кольцами играли летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6–8 человек. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.Одна из любимых игр детей, особенно мальчиков – бросание тынзяна на хорей или рога оленя, лежащие на земле. В этой игре тренируется умение набросить тынзян, поймать бегущего оленя. Итак давайте попробуем.

Ненецкая игра «Парнэко»

Ребята кто знает как зовут бабу ягу, которая встречается в ненецких сказках? Ее зовут Парнэко. И сейчас давайте поиграем в ненецкую игру «Парнэко». В игре учавствуют несколько человек: мать, парнэко и дети 6 человек. Правила игры: мать с детьми идет в тундру собирать ягоды (дети имитируют сбор ягод). Вдруг появляется «Парнэко». Мать кричит детям: «Дети, идите ко мне, парнэко идет!».

Мать становится, раскинув руки, а дети встают за ней, держа друг друга за пояс. Парнэко пытается поймать самого последнего. Ребенка, которого она поймала, уводит к себе. И так игра продолжается, пока парнэко постарается поймать всех детей. После этого мать должна «выкупить» своих детей. Парнэко загадывает загадки матери (за каждого ребенка – загадка), на которые она должна ответить. За каждую отгадку парнэко отдает одного ребенка.

Коми игра «Пышкай»

Хантыйская игра «Маленькие воронята»

С наступлением весны все ждут когда же к нам прилетят птицы. Ребята как вы думаете какая птица у северных народов пробуждает природу после долгой зимы? Правильно, это ворона.

Ханты праздновали Вороний день 7 апреля. На священных местах они готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки ткани, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая крикам птиц, участники праздника приглашали всех к праздничному столу. А после  устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

Ребята давайте на мнгновение превратимся в воронят и  сыграем в хантыйскую игру «Маленькие воронята». Для этого нам надо разделится на две команды, каждой команде мы раздадим вот такие вот клювики. По моему сигналу первые участники команд одевают клюва на голову, бегут до финиша и тут вы должны громко 3 раза крикнуть «Кар!» «Кар!» «Кар!», а потом побежать обратно к своей команде и передать клюв следующему участнику, обязательное условие игры –громко крикнуть 3 раза «Кар!».

Ненецкая  игра «Капкан»

А сейчас мы проверим ваши знания, назовите какие животные и птицы обитают в нашей тундре? Да правильно, молодцы, в тундре обитают медведи, лисы, волки, зайцы, лебеди, утки, гуси, совы, куропатки.

Мы с вами не случайно вспомнили животных и птиц, сейчас это нам пригодится чтобы сыграть в ненецкую игру, которая называется «Капкан»! выбираем 3 водящих – двое водящих будут капканом, третий водящий будет у нас охотником. Все остальные ребятки у нас образуют цепочку – берутся за руки, вам нужно будет проходить через капкан. А охотник будет у нас громко называть какое нибудь животное, проживающее у нас на Севере. Как только охотник крикнет животное, капкан закрывается и ловит зверюшек.  

Молодцы ребята! Вот мы с вами и познакомились с играми народов ненцев, ханты и коми. А сейчас все отправляемся на чаепитие в теплый чум!

Ненецкие загадки.

В глухом углу леса мужчина сидит и деньги считает.

Медведь ягоды ест

На место укочевавших другие прикочуют

(Рога)

Летом – меховые, зимой –берестяные

(Рога оленя)

Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись.

(Копыта оленя)

Когда спит, когда не спит, когда умрёт - всегда глаза открыты.

(Рыба)

Зимой и летом - как ягель.

(Волк)

Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая.

(Белка)

Днём и ночью дрожит, всего боится.

(Заяц)

Двуногий не двигает, четвероногий двигает.

(Уши оленя)

Никакой богатырь бросить не может

(Шерсть оленя)

Ходит, а следов не видно.

(Рыба)

Клубком свернулась.

(Собака)

Летом - серая, зимой - белая.

(Куропатка)

И в воде плавает, и по земле ползает.

(Выдра)

Ненецкие приметы за столом во время чаепития

У ненцев за столом нельзя петь. Примета гласит: «все пропоешь». Помогать хозяйке убирать со стола, мыть или вытирать посуду не стоит. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье.

К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Не принято у ненцев уходить раньше окончания трапезы. Если гости торопятся, хозяйка чума должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

Хозяин чума, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх дном.

Коми загадки про животных

Сама красная, хвост длинный, в лесу живет? (лиса)

Как ни бежит, но задние ноги всегда обгоняют передние? (заяц)

Днем на четырех ногах ходит, а ночью в клубке спит? (собака)

На печку хвостатая старуха корабкается? (кошка)

Без иглы и нитки заплатки нашиты? (корова)

*Среди двора стоит копна, Спереди вилы, сзади    метла. (корова)

С бородой, а не старик,С рогами, а не бык. (козлик)

Серый клубокШмыг в уголок. (мышка)

Приметы народа коми за столом во время чаепития

В коми традиции только хлеб мог постоянно находиться на столе. Нарезал хлеб хозяин дома. Хлеб никогда не резали на столе. Ковригу хлеба прижимали к себе и разрезали. За столом его раздавали по старшинству. Хлеб полностью съедали, упавшие крошки поднимали, подносили ко лбу или дули на них и съедали – не выбрасывали. Крошки со стола скармливали скоту. Горячее блюдо подавали в одной общей тарелке. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Только хозяин дома мог держать ложку в руке постоянно. После того как тарелка с супом оказывалась пустой, на «второе» подавалась каша так же в общей тарелке. За столом не разрешалось громко разговаривать, болтать ногами, класть локти на стол. На столе нельзя было сидеть, стучать по столу, вытирать стол голой рукой, оставлять на столе грязную посуду. Ребенок, нарушивший правила получал от хозяина дома ложкой по лбу. Запивалась еда молоком, простоквашей, квасом или чаем. Была традиция наливать напиток до края сосуда. А кисель ели из тарелки ложками. Чаепитие имело свои особенности. Чай пили горячим. Полным неуважением к гостю считалось подать ему холодный чай. Очень часто пили чай, добавляя к нему молоко. 

Хантыйские загадки про животных

Везде обманывает, вечно хвастается. (Лисица.)
Много говорит, а бездомная.  (Кукушка.)
Червяк и в воде живет. (Рыба.)

Целый день у порога свернувшись лежит, позовешь на охоту – вперед побежит? (собака)

Стройный, быстрый, рога ветвисты, посется весь день, кто же это? (олень)

Сама мала, шубка пышна, в дупле живет, орехи грызет? (белка)

Летом бродит без дороги, между сосен и берез, а зимой он спит  в берлоге, от мороза пряча нос? (медведь)

Приметы за столом во время чаепития

Северные народы очень гостеприимны, если в чум зашел гость с дальней дороги или если заблудились, то вас обязательно угостят и накормят вкусным бульоном. Когда заходишь в чум не принято стучаться или спрашивать «Есть кто в чуме?».

У хантов существует почтительное отношение к пище, и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.

- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.

С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

 А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

Если гостю необходимо уйти прежде, чем сами хозяева встали из-за стола или посуда еще не убрана, он должен напомнить тем, кто радушно принял его, «придержать свой стол». На это хозяину необходимо положить свою руку на стол, как бы не давая «уйти» ему вместе с посетителем. В противном случае, при несоблюдении данного ритуала достаток может покинуть семью.

Самая распространенная ненецкая детская игра  «Путко» - что в переводе означает «Кулачок». Чем больше детей играют в нее, тем интереснее. Ребята, давайте поиграем в эту игру.  ( начинают играть, ведущие обьясняют).

        Нужно из сжатых кулачков «построить» пирамиду. Обязательное условие: чтобы между вашими кулачками были чужие. Я начинаю! Хозяин предпоследнего путко спрашивает: «Мань путконинийхибяпутко?» («Чей кулак на моем кулаке?»). Тот кого спрашивают, отвечает: «Мань путкони» («Мой кулак»).

        Затем спрашивающий сдувает кулак. Таким образом каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего. Все путко сдуваются, кроме самого нижнего. Как только остается один кулак, ведущий говорит: «На чумовище остался какой-то бочонок. Давай откроем!»  побеждает тот, кто «откроет бочонок» - попытается указательным пальцем разжать кулачок.

На этом наша игровая программа подошла к концу. До свидания по-русски, по-ненецкилакомбой!

На коми языке Водэволэ! По хантыйскиПа яма улаты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная методическая разработка является подспорьем в работе с детьми в районах Крайнего Севера в качестве регионального компонента на музыкальных занятиях....

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Беседа «Коренные народы Ямала»

Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами....

Социально-познавательный проект "Наш северный край - Ямал"

Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.Анализируя знания детей о тундре,...

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...