Конспект занятия в средней группе «В стране чувашских узоров"
план-конспект занятия (средняя группа)

александрова анна станиславовна

Цель занятия: познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым; расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Познакомить детей со смысловым значением чувашских узоров, с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно-прикладное искусство; упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова Анна Станиславовна,

воспитатель МАДОУ «Куугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарский район,  

e-mail: anna.krep.aleksandrova@mail.ru

«В СТРАНЕ ЧУВАШСКИХ УЗОРОВ»

 (для детей средней группы детского сада)

Цель: познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым; расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со смысловым значением чувашских узоров, с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно-прикладное искусство; упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров.

Развивающие: развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения, упражнять в правильном произношении чувашских слов: хĕвел – солнце, хĕрлĕ - красный, сарă – желтый, симĕс – зеленый, кăвак – синий, шурă – белый, хура – черный.

Воспитательные: стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход; воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Материалы и атрибуты: презентация «Узоры земли Чувашской», чувашский национальный костюм, карточки с изображениями чувашских узоров, иллюстрации с изображениями женщин в чувашских национальных костюмах, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, цветные карандаши, шаблоны чувашского узора солнца, музыкальное оформление.

Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок и легенд из чувашского устного народного творчества; использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Методы и приемы:

1. Организационный момент.  

2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

4. Игра «Иголочка и ниточка» (физкультминутка).

5. Ситуация «Творческая мастерская».

6. Рефлексия.

7. Выставка чувашских узоров.

8. Презентация «Узоры земли Чувашской».        

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Звенит колокольчик. Воспитатель собирает детей.

- Ребята, скажите, где мы сейчас находимся? (в группе). А скоро мы окажемся в другом месте. Хотите? (да). Но для начала покажите мне на карте нашу страну – Россию (дети показывают на карте). Большая наша страна? (да). Да, наша страна самая большая страна в мире, и в ней много республик, таких, как наша республика. А как называется наша Республика? (Чувашия). Правильно, Чувашия. А чем же славится Чувашия? (вышивкой). Молодцы, ребята. А вышивки состоят из узоров. Вот в эту страну узоров мы сейчас и отправимся. Давайте, усаживаемся на стульчики.

2. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что тут есть? (фартук, платье, повязка). Платье – кĕпе, фартук – саппун, повязка – пиçиххи. Полотенце у нас называется – алшăлли.

Все, что вы видите, это вышито руками. Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Узоры вышивали нитками красного, желтого, реже зеленого, синего, черного цветов. Давайте вспомним цвета на чувашском языке. Я покажу вам карточки с цветами, а вы эти цвета скажете на чувашском языке.

Игра «Угадай цвет».

Красный – хĕрлĕ, желтый – сарă, зеленый – симĕс, синий – кăвак, белый – шурă, черный – хура.

- Молодцы, ребята. Все правильно. А вы знаете, что каждый цвет что – то символизировал. Послушайте стихотворение:

Вышивает белый холст до зари./ Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова./ Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте – /Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней: /Мол, земля черна? Черна, шёлк черней…

Итак, что символизирует желтый, красный цвет, зеленый, голубой, черный? (ответы) Молодцы.

- Давайте рассмотрим чувашские узоры на этом изделии. Как вы думаете, для чего вышивали эти узоры? (варианты детей). Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней и бед. Вышивкой чуваши украшали женские, мужские и детские платья и рубашки, головные уборы, полотенца, покрывала. И каждый узор обозначал какой-то предмет. Давайте рассмотрим эти узоры. Некоторые узоры мы с вами уже знаем (показ карточек с узорами воды, горы, дерева, солнца). Далее мы рассмотрим еще несколько узоров.

3. Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций.

Игра-загадка «Отгадай узор» (отгадываем узоры).

- А рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Слушайте первую загадку:

Золотое блюдечко по небу катается, людям улыбается (солнышко) (показ 1-ой иллюстрации. Да, это символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному (показ вариантов узоров солнца). А где еще мы можем увидеть эти узоры солнца? (на флаге и гербе Чувашской Республики).

Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,/А осенью с бедняжки сорвали все рубашки./Но зимние метели в меха его одели (дерево).  Это, символ дерева (показ 2-ой иллюстрации).

Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. А как вы думаете, чем вышивали чувашские женщины такие красивые узоры? (варианты детей). Да, с помощью иголки и ниточки.

4. Игра «Иголочка и ниточка».

- Сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную игру «Иголочка и ниточка». Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку, которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с помощью считалки.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза). Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

Идем дальше. Послушайте еще одну загадку.

С хозяином дружит, дом сторожит, /Живет под крылечком, а хвост колечком (собака). Да, это символ собаки (показ 3-ей иллюстрации).

Ребята, послушайте, пожалуйста, еще одну загадку:

В нем живет моя родня, мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, к нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, мой кров, родимый, теплый … (дом) (показ 4-ой иллюстрации). Да, это символ дома. Молодцы ребята! Все загадки отгадали.


5. Ситуация «Творческая мастерская».

- Ребята, скажите, чем отличаются эти две картинки? (варианты детей). Да, одна яркая, а другая – нет. Давайте и эту картинку сделаем красивой, яркой. Берем цветные карандаши и начнем раскрашивать (раскрашиваем новый узор солнца, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя).

6. Рефлексия.

1. Чем славится Чувашия?

2. С какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились?

3. Какие цвета использовали при вышивании?

4. Что обозначали (символизировали) эти цвета?

5. Где еще можно увидеть чувашские узоры?

6. В какую чувашскую игру мы поиграли?

7. Выставка чувашских узоров.

8. Презентация «Узоры земли Чувашской».

Литература

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: Мозаика. – Синтез, 2017.

2. Димитриева Н. И., Никитин В. П. Мир чувашской культуры. - Чебоксары- «Новое Время», 2007.

3. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Часть I. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.- 350 с.

4. Сироткин М. Я. Чувашский фольклор. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1965.- 131c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "В стране воздушных шаров"

Игры с воздушными шарами всегда очень нравятся детям. А мы попробовали из воздушных шаров создать персонажей сказки К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"...

конспект занятия в средней группе по изобразительному творчеству "Узоры на подносе"

конспект занятия по изобразительному творчеству (нетрадиционная техника)...

Конспект занятий в средней группе: «В стране сказочных мячей»

Цель: приобщение детей к физической культуре с помощью использования сказочных элементов.Задачи:·        Способствовать формированию интереса к занятиям физической к...

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".

Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь...

Конспект занятия в средней группе на тему Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»

Задачи 1. Познакомить детей с чувашским фольклором. 2. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки и друг другу, чувство коллективизма, взаимопомощи, милосердия. 3. Учить точно отвечать на ...

Конспект открытого занятия для средней группы "Роспись фартука мордовскими узорами"

Тема: Роспись фартука мордовскими узорами.(Рисование в средней группе)Цель: учить понимать природу, называть основные цвета, продолжать упражнять детей составлять узор, заполняя середину полосы; закре...

Конспект занятия в средней группе: «Сказочная страна мальчишек и девчонок» (гендерное воспитание)

Конспект занятия в средней группе: «Сказочная страна мальчишек и девчонок» (гендерное воспитание)Программное содержание:· Способствовать формированию у детей знаний о разных по...