Проектная деятельность , тема "Дымковская игрушка.
проект (старшая группа)

Сульдина Ирина Александровна

Тема проекта: Дымковская игрушка

Вид проекта: познавательный, творческий

Продолжительность проекта: 5 дней

Цель проекта: обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в ДС № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Образовательная область «Художественное творчество»

Тема проекта: Дымковская игрушка

Вид проекта: познавательный, творческий

Продолжительность проекта: 5 дней

Цель проекта: обобщать знания детей о декоративно – прикладном искусстве

Задачи:

Художественно эстетическое развитие:

  • Познакомить детей с народными промыслами.
  • Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской.
  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
  • Воспитывать эстетические и этические чувства.

Познавательное развитие:

  • Развитие познавательной активности детей.
  • Развивать чувство цвета, композиционные умения.
  • Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

  Речевое развитие:

  •  Способствовать пониманию образного смысла загадок.
  • Активизировать словарь.

Физическое развитие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Упражнять в навыке отщипывания небольших кусочков  теста от большого куска и скатывания  в разнообразные формы.

Социально – коммуникативное развитие:

  •  Способствовать развитию трудовой деятельности;
  • Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей   и его результатам.

Итог проекта:   Выставка «Народные игрушки» (рисунков, поделок, аппликаций, фото)

Проблема.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Актуальность проекта.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей.

Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во все богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Тема 1 дня: «История Дымковской игрушки».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Познание».

Тема «Дымковская игрушка».

Задачи:

1. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

2. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.

3.Расширять представления о народной игрушке.

Материалы и оборудование:

- изделия дымковского промысла, видеоматериал «Дымковская игрушка», глина.

1. Организационный момент. Воспитатель зачитывает приглашение от Домовенка в музей.

2. Рассматривание экспозиций, рассказ воспитателя об истории игрушек.

3. Просмотр видеофильма о дымковской игрушке.

4. Беседа о дымковской игрушке, прощаются и благодарят Домовенка.

Вопросы.

1. Из чего делают?

2. Как сушат?

3. Чем обжигают?

4. Почему нет дверей у печи?

5. Из чего делают белый раствор?

6. Что добавляют в краски, чтобы они долго оставались яркими?

7. Физ.минутка «шел по берегу индюк».

8. Обмен впечатлениями.

Аппликация «Дымковский петушок».

Задачи:

- Продолжать развивать интерес к методу обрывания.

- Воспитывать эстетическое восприятие предмета.

- Воспитывать уважение к труду народных умельцев, желание создавать подобные игрушки.

Материалы и оборудование:

- Дымковская игрушка.

- Фотоиллюстрации.

- Листы бумаги с контуром петушка.

- Цветная бумага.

- Клей.

- Кисточка.

Методы и приемы:

1. Расстраивание игрушек, фотоиллюстраций.

2. Обрывание бумаги, выполнение аппликации (помощь воспитателя по необходимости).

3. Рассматривание работ.

4. Организация выставки для родителей.

Папка передвижка для родителей «Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей».

Выставка для родителей «Дымковский петушок».

Тема 2 дня: «Дымковские животные».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Восприятие художественной литературы».

Тема «Дымковская игрушка».

Задачи:

1. Расширять круг детского чтения за счет включения новых произведений.

2. Формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного.

3. Способствовать развитию речевой коммуникативной активности детей во время обсуждения произведения.

 

1. Организационный момент. За дверью слышно кукареканье Петушка. Петушок принес сказку о Дымковской игрушке.

2. Чтение сказки.

3. Физ.минутка «Петя – Петушок».

4. Обсуждение прочитанного.

Лепка «Дымковские животные».

Задачи:

- Упражнять в умении передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы.

- Закреплять умение сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой.

Материалы и оборудование:

- Дымковские игрушки.

- Пластилин 2-х цветов.

- Стеки, подставки.

Методы и приемы:

1. Расстраивание и обсуждение дымковской игрушки.

2. Показ приемов лепки фигур животных.

3. Рассказ воспитателя о последовательности действий.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Физ.минутка «У оленя дом большой».

6. Рассматривание работ, определение сходства с игрушкой.

Предложить стихотворение о Дымковской игрушке для чтения с детьми Г. Смирнов «Дымка».

Фигурки «Дымковские животные».

Тема 3 дня: «Дымковский конь».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Коммуникация».

Тема «Сочинение о Дымковском коне».

Задачи:

1. Развивать  связную речь детей, упражняя их в придумывании сказки.

2. Формировать умение детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки.

3. Формировать умение придерживаться избранной сюжетно линии в творческом рассказывании.

4. Способствовать активизации и обогащению словарного запаса.

1. Мотивация – обратить внимание детей на яркую коробочку на столе, посмотреть, что лежит в ней.

2. Дети рассматривают Дымковского коня.

3. Воспитатель предлагает детям придумать историю про него.

4. Придумывание истории (при необходимости воспитатель помогает детям в составлении истории).

5. Запись воспитателем истории детей про Дымковского коня.

6. Физ.минутка «Шла лошадка».

7. Иллюстрирование истории, создание книжки-малышки.

Рисование «Дымковский конь».

Задачи:

- Продолжать рассматривать с детьми дымковские игрушки, выделяя детали (колечки, круги, точки, линии), форму игрушек.

- Упражнять в рисовании элементов дымковского узора.

- Закреплять умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму.

- Формировать умение самостоятельно выбирать цвета для узора.

Материалы и оборудование:

- Раскраска «Дымковский конь».

- Фотоиллюстрации.

- Гуашь.

- Кисти.

- Ватные палочки.

Методы и приемы:

1. Показ воспитателем последовательности работы.

2. Самостоятельная работа детей (при необходимости помощь воспитателя).

3. Физ.минутка «Наши пальчики».

4. Рассматривание работ, придумывание характеров своим игрушкам.

5. Организация выставки для родителей.

Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Книжка – малышка «Дымковский конь».

Тема 4 дня: «Дымковская барышня».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

НОД «Изо.деятельность».

Тема «Дымковская барышня».

Задачи:

1. Продолжать рассматривать с детьми дымковские игрушки, рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки (юбка, кофта, кокошник, волосы).

2. Формировать умение составлять на юбке барышни узор из знакомых элементов (кругов, колец, точек и т.д.).

3. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Материалы и оборудование:

- Дымковская игрушка.

- Иллюстрации.

- Трафареты дымковской барышни.

- Гуашь.

- Кисть.

1. Проблемная ситуация: Дымковская барышня рассказала детям историю о своих подружках. Их заколдовал злой волшебник и барышни стали бесцветными. Расколдовать их может только волшебная кисть.

2. Дети предлагают варианты, как помочь барышням.

3. Рассматривание иллюстраций, фотографий на слайдах.

4. Раскрашивание барышень.

5. Русская народная игра «Заря».

6. Беседа с Дымковской барышней (игрушкой) дети рассказывают ей почему именно так они украсили своих барышень. Прощаются с ней.

Развлечение «Русская ярмарка».

Задачи:

- Воспитывать уважение к русскому народному творчеству.

- Воспитывать чувство гордости за Россию, за богатые старинные обычаи.

- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекать их в театральные действия.

- Развивать интерес к изучению русского народного творчества.

Ход ярмарки:

- Организационный момент: скоморох приглашает детей на ярмарку.

- Звучит аудиозапись русской народной песни «Светит месяц» под музыку дети водят хоровод.

- Скоморох знакомит детей с товаром с «Дымковской игрушкой», интересуется,  что дети о ней знают. (Ответы детей). Скоморох дополняет ответы детей и рассказывает о каждой игрушке.

- Скоморох предлагает купить игрушку, каждый ребенок выбирая (покупая) игрушку рассказывает четверостишье об игрушке. (Заранее выученные с воспитателем).

- Скоморох предлагает спеть частушки под аудиозапись.

- Русская народная игра «Карусель» (в обработке Е. Тиличеевой).

- Скоморох зачитывает детям загадки о животных.

- Приглашает детей на чаепитие, выносит самовар.

Мастер-класс: изготовление дымковских игрушек.

Создание собственного мини-музея «Дымковской игрушки».

Тема 5 дня: «Театральная».

Форма организации детской деятельности

Методы и приемы

Продуктивные виды деятельности

Работа с родителями

Творческий продукт

 «Изо.деятельность» (конструирование).

Тема «Изготовим дымковских артистов для настольного театра».

Задачи:

1. Вызвать желание сделать персонажи для настольного театра.

2. Формировать умение работать с шаблонами, вырезать по контуру.

3. Формировать умение делать полуобъемную игрушку из двух частей.

4. Продолжать формировать умение самостоятельно определять, как расписывать новых персонажей.

Материалы и оборудование:

- Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: козлики, свиньи, корова, барышня.

- Клей.

- Фломастеры.

- Ножницы.

- Гуашь.

- Иллюстрации.

1. Организационный момент: Показ воспитателем перед детьми инсценировки народных потешек.

2. Предложить детям сконструировать артистов из бумаги, беседа о дымковской игрушке.

3. Чтение потешек воспитателем. Дети выбирают необходимые шаблоны.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Народная игра «Игровая».

6. Рефлексия, дети рассказывают о своих персонажах.

Театральная  деятельность.

Настольный театр «Смоляной бычок»

Задачи:

1.Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

2.Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;

3.Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Материалы и оборудование:

Подбор игрушек к сказке «Смоляной бычок»,ширма.

Беседа с детьми о раннее прочитанной сказке.

На столе устанавливается  (ширма). Воспитателем  или по желанию детей выбираются дети-кукловоды.

Консультация с родителями «Проектная деятельность в детском саду»

Игрушки для настольного театра.

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: Планы занятий и бесед. М.: Школьная Пресса, 2005-96с.
  2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
  3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народным декоративно-прикладным искусством. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005-128с.
  4. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1972.
  5. Халезова Н.Б. Народная пластика и лекоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 112с.
  6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проектной деятельности на тему "Новогодняя игрушка".

Методическая разработка по проектной деятельности на тему  "Новогодняя игрушка"....

Проектная деятельность «Елочная игрушка»

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В рамках проекта дети получат...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕМА: «ИГРУШКИ ПО СТИХАМ А. БАРТО» I младшая группа

Эмоциональная сфера дошкольника играет важнейшую роль в психическом развитии ребенка, особенно в период дошкольного возраста. Она служит основой воспитания и обучения дошкольников, следовательно, в пе...

Проектная деятельность "Народная игрушка"

Проект предназначен для детей средней группы. Направлен на познавательно-творческую деятельность....

Развитие познавательно -исследовательской активности детей через проектную деятельность «Деревянные игрушки»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализ...

Проектная деятельность «Народная игрушка»

Проектная деятельность«Народная игрушка»...