развлечение в старшей группе "Что за чудо эта ложка!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Потапова Оксана Анатольевна

отчет о проведении развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lozhka.docx329.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Лесная сказка»

Конспект интегрированного развлечения 

в старшей группе на тему 

«Что за чудо-ложка

http://hohloma-nn.ru/upload/iblock/366/366c7e1f52dca01e122d323ed1c8b2eb.jpg

 

Составили и провели воспитатели:

Потапова О.А

Чигринь М.А

Новосибирск 2020 г.

Цель: расширение знаний детей о ложках, знакомство с их историей, сферами применения.

Задачи:    Обучающие: - Познакомить детей со столовыми приборами (ложками) разных временных эпох, формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению;

- Познакомить с элементами украшений в процессе росписи готовых изделий;

- Познакомить с приемами игры на ложках.

Развивающие:- Совершенствовать грамматический строй речи. Обогащать и активизировать словарь детей (Ложка – какая? Деревянная, серебряная, металлическая, пластмассовая, расписная деревянная, суповая, чайная, десертная);

- Совершенствовать навыки рисования, развивать чувство цвета и композиции;

- Развивать чувство ритма.

Воспитательные: - Воспитывать любовь и уважение к искусству народных художников и мастеров, бережное отношение к результатам труда людей.

Предварительная работа: систематизация материала о народном русском ремесле (загадки, стихи, пословицы); знакомство с иллюстративным материалом по теме «предметы русского быта»; проведение бесед с детьми по теме, чтение сказок.

Материал:

  • песня «Антошка» В. Шаинского и Ю. Энтина;
  • песня «Паровоз-Букашка» А. Морозова и А. Ермолова.
  • чугунок;
  • расшитые в народном стиле полотенце и салфетка;
  • ложки (деревянная заготовка, деревянная расписная, пластмассовая, металлические: суповая, чайная);
  • поднос
  • расписные ложки (по две на каждого ребенка)
  • мольберт
  • иллюстрация росписи ложек в мастерской
  • презентация «Как расписывали деревянные ложки»
  • большой шаблон ложки с образцом росписи
  • бумажные шаблоны ложки-заготовки для росписи на каждого ребенка
  • гуашевые краски (красная, зеленая, черная)
  • кисти
  • непроливайки
  • влажные салфетки
  • экран, проектор, ноутбук
  • аудио- и видеозапись игры на ложках

Ход мероприятия: 

Дети сидят на стульчиках.  Дети слушают запись песни «Антошка». Стук в дверь.

Воспитатель: - Ой, кто это? Неужели гости? Ребята, это Антошка услышал песню про себя и пришел посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй, Антошка!!! (дети здороваются)

А что это ты нам принес? (в руках у Антошки чугунок, в нем ложки разных видов, накрытые расшитой салфеткой)

 Здравствуйте, ребята! Какая хорошая песня у вас тут играет, мне очень нравится- песенка про меня! Вы, наверное меня ждали? ( ответы детей). Ребята, вы знаете, что это за предмет? (чугунок). А что в нем, как вы думаете? Наверное, картошка? Мы с ребятами знаем, что ты не очень любишь трудиться, зато очень любишь покушать.

(Антошка отрицательно качает головой).

Не картошка? Тогда что же там?

Антошка:

Вам загадку загадаю,

Ум, смекалку проверяю:

Интересная подружка,

Хохотушка, веселушка,

Любит кашу, любит суп,

Без нее мы, как без рук.

Нам обжечься не дает,

Все доносит прямо в рот.

Дети: Ложка.

Воспитатель расстилает на столе расшитое полотенце и раскладывает на нем ложки, подзывает ребят, дети встают вокруг стола полукругом, Антошка сидит рядом.

Воспитатель Ребята, посмотрите, все ложки разные. Хотите, я расскажу вам о том, как появились ложки? Раньше, давным-давно кушали руками. Но жидкую еду, суп руками не возьмешь. И люди придумали ложку.

На Руси простые люди делали вот такие ложки. Из чего они сделаны? (из дерева) значит они какие?

Дети: деревянные.

Воспитатель: Деревянная ложка позволяет кушать горячую пищу и не обжигаться! За это деревянную ложку очень любили и даже придумывали ее украшать разными узорами, которые люди встречали в природе: цветы, ягоды, травка. Мастера-художники наносили узоры кисточками, то есть «расписывали». Как можно назвать ложки, которые расписывают?

Дети: расписные.

Воспитатель: правильно, это расписные ложки. Давайте вместе скажем, как называются ложки, которые люди расписывают – расписные.

Посмотрите, из чего сделана эта ложка? (из металла) значит она какая? (металлическая).

Посмотрите, как много у Антошки металлических ложек. Каждая из них нужна для определенных блюд. Давайте вспомним, чаще всего мы с вами пользуемся ложкой, когда едим суп, верно? Какую мы берем ложку? (большую). Как такая ложка называется?

Дети: суповая.

А когда мы садимся пить чай или кофе и при этом нам нужно размешать сахар, какую ложку мы используем? (чайную)

Ваня, покажи всем чайную ложку (показывает и называет).

Не так давно люди придумали еще один материал, из которого стали делать ложки – пластмасса. А ложки из пластмассы как называются? (пластмассовые).

Воспитатель: Вот какие разные ложки! Мы их рассмотрели, ну а теперь, присядьте на свои места (дети садятся). А мы с вами можем без них обойтись? Почему? Конечно, с помощью ложек мы принимаем пищу. Во все времена люди не могли без ложек. Не случайно в честь них существует даже специальный праздник, и отмечается он 2 апреля – Международный день ложки!

Воспитатель: Антошка, как же много разных ложек у тебя! А какая из них для тебя самая любимая? (расписная) А вам, ребята, она нравится? Давайте ее рассмотрим. Чем она украшена? Каким узором?

Дети: цветочками, ягодками, листочками.

Воспитатель: А эта ложка совсем не такая (демонстрирует обычную деревянную ложку-заготовку). Чем она отличается от этой? Как вы думаете, как из такой обычной ложки получается вот такая расписная красота?

Хотите отправиться в мастерскую, где из обычной деревянной ложки получается настоящее произведение искусства?

Путь у нас неблизкий, предлагаю отправиться на поезде, а Антошка покажет нам дорогу.

Физкультминутка: дети становятся паровозиком, руки на плечи друг другу, движутся змейкой по группе под музыку «Паровоз-Букашка», постепенно подходя к столу для росписи ложек.

Воспитатель:

Деревянные ложки с древних времен вырезали вручную из куска дерева. Их специально обрабатывали, чтобы они были ровными да гладкими, чтобы их удобно было держать в руках и кушать из них (демонстрация на мольберте иллюстраций вырезания ложек в древности). А такие красивые ложки расписывают мастера-художники на фабрике. Эта роспись называется хохломской (демонстрация изображения росписи ложек). Мастера обычно используют несколько цветов, давайте их назовем: черный, красный, зеленый и золотой. (ИЛИ ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Воспитатель: А сейчас, мы с вами тоже ненадолго побудем мастерами-художниками. Хотите? Давайте нарисуем на этих замечательных ложках красивый узор, чтобы они стали яркими и нарядными.

Какой узор чаще всего встречается на расписных хохломских ложках? Верно, ягодки. Давайте разомнем наши ручки и посчитаем ягодки:

Ну-ка, пальчик-бегунок,
Собирай-ка в кузовок

Ягоды сладкие, вкусные, ароматные.
Мизинчиком – малинку,
Безымянным – калинку,
Средним – землянику,
Указательным – клубнику!

(разминаем и загибаем пальчики)

Воспитатель:

Посмотрите на эту большую ложку (образец росписи ложки). Давайте нарисуем на наших деревянных ложках вот такую ягодную гроздь? Кто угадал, что это за ягода? Конечно, смородина.

Какой цвет нужно, чтобы нарисовать веточку? (черный) А как нарисовать ягодки? (красным цветом нарисовать круги) А листочек нужно нарисовать каким цветом? (зеленым) (воспитатель демонстрирует приемы росписи ложки, дети повторяют). Краешек ложки и полоску на ручке обведите понравившимся цветом на свое усмотрение, кому как захочется (воспитатель расписывает на свое усмотрение).

Как изменились наши ложки! Какими они стали? (красивыми, яркими, расписными, нарядными). А с обратной стороны я предлагаю вам расписать их дома вместе с родителями так, как вам понравится.

Дети встают из-за стола в кружок вместе с Антошкой.

Воспитатель: Какие красивые ложки расписали наши ребята, правда, Антошка? Они ничуть не хуже тех, что ты принес нам!

Антошка: Устал я что-то, не могу долго работать. Мне бы поиграть, повеселиться!

Ведущий: А наши ребята и работать мастера, и отдыхать умельцы!

Ребята, Антошка хочет поиграть.

Ребята, издавна ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют ложкарями. Как вы думаете, как можно играть на ложках?

(Слушание игры на ложках в аудиозаписи.)

Антошка: Хочу также, что тут сложного, вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно), какие-то ложки у меня неправильные!

Воспитатель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. (демонстрирует)

Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Порадуем Антошку игрой на ложках? Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.

Наши ложки не простые,

Поглядите – расписные!

Ложка ложку ударяй,

Люд честной поразвлекай!

(дети становятся в круг, под песню «Антошка» играют на ложках, Антошка в руках воспитателя танцует в центре круга).

Ведущий: Просто отлично, ребята.

Ведущий: Как замечательно играли наши гости, давайте им поаплодируем!

Антошка: Мне очень у вас понравилось. Спасибо за то, что внимательно слушали меня, да правильно отвечали на вопросы.

- Вы запомнили, какие бывают ложки? (…)

- А что ими делают? (едят, играют, как с игрушкой, исполняют музыку) .

- А кто же расписывал ложки? (мастера-художники)

Воспитатель:

Ребята, в старину к ложкам относились очень бережно, их хранили и передавали по наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтому деревянная ложка является частью нашей культуры.

Антошка:

Ну а мне пора. До свидания, ребята! Будьте здоровы! Кушайте хорошо! Да правильно держите ложку за обедом! (Дети прощаются с Антошкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы "Что за чудо эти ложки"

Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства, познакомить с театром ложек....

Летнее развлечение для детей среднего и старшего возраста «Это чудо - лето!»

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего возраста "Это чудо - лето!"...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «ЧУДО РЯДОМ С ТОБОЙ»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста«ЧУДО РЯДОМ С ТОБОЙ»...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-дерево"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей....

Консультация для родителей «Ай, да чудо ложечка, ложка деревянная"

В обиход человека вошло так много различных вещей и предметов, что люди часто даже не знают, какова их история.Согласитесь, мало кто задумывался, откуда появилась обычная ложка. А между тем корни прои...

Конспект «Что за чудо – эти ложки!»

Конспект интегрированного  занятия по формированию элементарных представлений о культуре и бытечеловека с элементами опытнической деятельности в старшей ....