Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Масленица»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рыковец Елена Васильевна

Знакомство детей с традициями и обычаями празднования Масленицы, используя художественное слово, загадки, фото и видео материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №205 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово

Воспитатель: Рыковец Елена Васильевна

Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица»

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. 

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы (как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины).
  • Знакомить с русским народным фольклором, используя народные песни, заклички, детское народное творчество.
  • Развивать познавательный интерес,  внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; видео материалы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому времени года приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. А чтобы зима не гневалась и ушла по – хорошему и в свой положенный срок, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы – Масленицу.

Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Празднуют его в конце февраля, начале марта (презентация, слайд 1-2).

Масленица имела другое название – проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души (слайд 3).

Об истории возникновения этого праздника послушайте сказку «Зима и Масленица» (см. лэпбук «Масленица»).

Масленицу назвали так потому, что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины положено было есть всю неделю. Их нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко – круглые, золотистые, горячие.

 Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, он называется «Встреча»(слайд 4)

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали Масленицу, обходили соседей, поздравляли с наступлением  Масленицы, пели заклички о весне.

- Весна-Весна красная, приди, Весна, с радостью,

С великой милостью: со льном высоким,

С корнем глубоким, с дождями сильными,

С хлебами обильными! (Лев Б.) 

- Ясна, красна,  приди, Весна  с золочёным гребнем,

С изумрудным стеблем, с полою водою,

С первой бороздою, с голубою далью,  с Иваном-да Марьей! (Тимофей)

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Вторник называют «Заигрыши» (слайд 5).

Города и села к  Масленице преображались: ледяные горки, снежные крепости, качели, балаганы для скоморохов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. И все объедались блинами. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Послушайте загадки (см. лэпбук «Масленица»)

Среда называется «Лакомка» (слайд 6).

В этот день ходят в гости друг к другу на блины. На блины и угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.  К блинам полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

Предлагаю вам дид.игру «Подбери начинку к блинам»

Четверг – самый веселый день «Разгуляй» (слайд 7). В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, ходили по дворам и желали здоровья и благополучия хозяевам.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

 Подвижная игра «Горячий блин»

Цель: воспитывать любовь к народным играм.

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.        

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под музыку танцует.

Пятница – это гостевой день и называется «Тещины вечерки»(слайд 8)

В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

 Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.

- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок – назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём – … /блинище/

Суббота – «Посиделки» (слайд 9).

 Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, а еще пряли, плели, ткали ткань.

Предлагаю послушать стихи (см. лэпбук «Масленица»).

Воскресенье – «Проводы» Масленицы (слайд 10). 

Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

А еще последний день Масленицы называют «Прощеное воскресенье» (слайд 11).

 В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

А сейчас мы с вами споем и потанцуем, как принято на масленичных гуляньях!

Матвей К.:  А у нас  печка, вот так печь - велика!

             С пола и до потолка – вышина!

             А наколешь для печи утром дров,

             Напечёт она тебе блинов!

Песня «Вы блины, блины, блины» (Дети встают врассыпную на ковре).

  1. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Припев: Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.

  1. Моя старшая сестрица печь блины – то мастерица.   Припев.
  2. Напекла она поесть сотен пять, наверно, есть.            Припев.
  3. На поднос она кладёт и сама к столу несёт.                Припев.
  4. Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы.    Припев.

Рефлексия. Почему праздник назывался Масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник Масленица? Сколько дней праздновали Масленицу? Как люди праздновали этот праздник? Как заканчивался праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Масленица дарит всем вам подарки-раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Счастья и Добра»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица".

Конспект занятия  в подготовительной группе на тему: " Масленица"....

Конспект занятия для старшей группы на тему «Масленица»

Конспект занятия для старшей группы на тему «Масленица»Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.Задачи:- познакомить детей с...