Конспект НОД «Путешествие в Город Мастеров»
план-конспект занятия (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

Духовно- нравственное воспитание дошкольников Интеграция образовательных областейПознавательное развитее, художественное творчество, развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области

         

               Конспект НОД

«Путешествие в Город Мастеров»

                Познавательное развитие

                                        Старшая группа

Воспитатель: Зайцева Т.П.

                                     2020 г.

              «Путешествие в Город Мастеров»

Старшая группа

Воспитатель: Зайцева Т.П.

Интеграция образовательных областейПознавательное развитее, художественное творчество, развитие речи.

Цель: 

Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи: 

-формировать первоначальные представления о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (изготовлении и украшении посуды, одежды);

-способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа;

 -обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками; -воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

-формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, художественно творческой, исследовательской деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: 

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. - Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? Ответы детей:

Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.

 Ребята, Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?

 Ответы детей: (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

 И мы сегодня отправитесь в необычное путешествие по мастерским народных умельцев в «Город мастеров»

 В путь!

Дети под музыку «Камаринская» берутся за руки змейкой идут по группе и подходят к столу с посудой. 

Воспитатель: Вот и первая мастерская.

1.Мастерская «Золотые завитки». 

 выставка хохломских изделий: чашки, миски ковши, доски. 

Воспитатель: - Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера! 

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. 

Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами изготовленная.

Посмотрите из какой красивой посуды ели раньше люди.

Из какого материала она сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно из дерева. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

                        Посуда эта – не простая,

                         А волшебно-расписная.

                         Блюда, ложки и ковши

                         Так прекрасны, хороши!

                         Отвести всем трудно взгляд:

                         Красный, черный, золотой –

                         Росписи фон основной.

                         Дивный красоты узор

                         Завораживает взор.

                         Листья, ягоды, цветы, -

                         Угадали роспись вы?

Дети. Хохломская роспись!

Воспитатель.  Правильно ребята, название свое роспись получила от села Хохлома. Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам. (рассматривают изделия) О этой росписи, я хочу спросить у вас, с ней мы уже знакомились раньше ответьте мне:

- Почему хохлому называют золотой?  Ответы детей (много желтого цвета)

- Какие цвета использует художник в этой росписи?

 Дети:( красный, зеленый, желтый, черный).

- Какие узоры присутствуют в этой росписи?

Дети:( ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).

-Что расписывают этой росписью? Дети:(мебель, посуду, шкатулки)

Воспитатель. А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании. 

(дети садятся за столы)

Начнем наши упражнения с рисования бруснички, самой простой из ягодок.

У каждого из вас есть полосы бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, вам надо продолжить рисунок, нарисовав ягодки до конца полосы. 

Брусничку начинаем рисовать с серединки.

Молодцы, замечательные получились ягодки. Но, а нам пора с вами в путь (звучит музыка и дети отправляются)

Воспитатель: Следующая мастерская

2.Мастерская «В гостях у Семёна столяра».
Собраны  предметы  русской народной утвари: ложки,  чашки, матрешки, свистульки, шкатулки.

 Воспитатель: а сколько народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена могут вырезать, например, вот такую шкатулку резную, в которой хранят мелкие предметы. Или сундук, да не простой - расписной, игрушку- свистульку

Чашку для пшенной кашки!

Блюдца - никогда не бьются!

Ложки деревянные, матрёшечки румяные!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти предметы. Как вы думаете, кто работает в этой мастерской? Дети: Столяр.

Воспитатель: Да, столяр.

У Семена-столяра
Дело спорилось с утра
Он строгал, пилил, сверлил,
И шкатулку с мастерил.
А затем игрушки и яркие матрёшки .
Отгадайте загадки о каком предмете идёт речь?

Это маленький предмет,
Он для брошек и монет.
Для колец и сережек,
Иголок, ниток и застежек.
(Шкатулка) 

Птичку в руки я беру,

Тихо дую в неё «Ту-у-у».

Это птичка не простая-

А из дерева, расписная. (свистулька)

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот. Что это? (Ложка) 

Я народная игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек. 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская….(
матрёшка)

Ах, матрёшечка -матрёшка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

А сейчас я предлагаю вам с матрешками поиграть.

 Игра: «Разбери Матрешку и поставь по росту по мере убывания»

«Собери Матрешку»

Воспитатель:

 Есть такая пословица «Делу время, потехе час».
Народная игра: «Золотые ворота»

Воспитатель: Отдохнули, давайте снова в путь:

3. Мастерская «Смоленский лён -Пряха»

На столе лежат изделия из льна: скатерть, рубаха, полотенце, салфетки и пучок «льняной соломки»

Воспитатель: Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен (показывает пучок льна), из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

 - Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашка в поле росла? А вот крестьянская девочка Таня из рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» - видела.

Послушайте небольшой отрывок из этого рассказа:

 - Увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зернышки и спрашивает:

 - Что ты, тятя, делаешь?

 - А вот, сею ленок, вырастает тебе и Ваське новая рубашечка.

Удивилась Танечка. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка» …

 Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками…

«У братца Васьки такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек я таких ни на ком не видела.

Когда цветочки опали, на их месте появились зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем. На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собрались, как на праздник, и говорили Тане; «Славная у тебя будет рубашечка».

Рассказ сопровождается показом иллюстраций

Лен выдергивали с корнями, завязывали снопики, приговаривали: «Ты удайся, мой ленок!», для того чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля), трепали (разделяли стебель на тонкие волокна), чесали (выравнивали льняные пряди). Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити длинные и прочные.

        Позолоченная прялица,

        Мы прядём, а нитка тянется,

        Мы прядём, а нитка тянется,

        Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.

Воспитатель: Вот и готова льняная ткань! А какой цвет имеет натуральная льняная ткань?

 Дети: Серый.

Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что же они делали, чтобы одежда стала цветной?

Дети: Они красили ткань.

- А чем? Где взять краски для окрашивания ткани?

Дети: растения, шелуху лука, чернику.

Воспитатель: правильно, а людей, которые красили ткань называли -крашенники.

-Крашенники брали краски у самой природы.

Почему же люди так ценили и берегли одежду?

Она тяжело доставалась людям, приходилось затрачивать огромный труд.

Воспитатель: предлагаю провести окрашивание кусочков льняной ткани природными красителями, а именно – соком моркови, свеклы. (подходят к столам) Дети берут кусочки льняной ткани и опускают в сок моркови, свеклы, получают цветную ткань.

   Современные люди продолжают выращивать лен. Наша Смоленская земля славится урожаями, льна. Но для посева, сбора, и обработки льна теперь используют специальные комбайны, механизмы. Ткань ткут на современных ткацких станках. Однако, получение льняной ткани – это очень длительный и трудный процесс.

  В наше время одежда из льна очень популярна, ее можно купить, но стоит она достаточно дорого благодаря своим экологическим свойствам.

Воспитатель: Ну что, снова в путь (дети под музыку отправляются)

4.Мастерская «Прянички, бараночки»

(на столе самовар, пряники, бублики, баранки)

Воспитатель: Ребята ну какой же город мастеров без ярмарки. На ярмарках мастера продавали свои изделия, и не одна ярмарка не обходилась без бубликов, и баранок к чаю.

Воспитатель загадывает загадки:

Кольцо не простое

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объедение (Бараночка)

 Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники)

 А вы пряники любите? Часто у вас в доме на столе бывают пряники (Ответы детей).

Да, ребята, в наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Но так было не всегда. Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни. Хотите узнать, как люди научились изготавливать пряники? Тогда рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Первые пряники стали изготавливать в глубокой древности. Главная особенность всех пряников заключается в том, что в пряничное тесто кладут мед и разные пахучие травы (корица, мята). Отсюда и название – пряник 

(пряный, ароматный).  Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники. Появились пряники «тульские»«городецкие»«вяземские» - по названиям русских городов: Тула, Городец, Вязьма.

Самые знаменитые в России-это Тульские пряники, а людей, которые изготавливали пряники называли - Пряничники.

Воспитатель: Да много на Руси было народных умельцев

Ребята, мы совершили удивительное путешествие в мир народного промысла Город Мастеров. Многое узнали. Русские люди никогда не боялись труда, а трудились всегда с радостью. За хорошую работу не грех и наградить.

А сейчас я вас приглашаю попить чайку.

Сверху пар, снизу пар -

Кипит наш русский самовар,

Милости просим на чашку чая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие в город Мастеров"

Путешествие в город Мастеров.Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий....

Конспект НОД "Путешествие в город Мастеров"

Приобщение к социокультурным ценностям, знакомство с профессиями....

Конспект занятия "Путешествие в город мастеров"

               Конспект занятия  по познавательному развитию в подготовительной к школе группе             ...

План-конспект занятия "Путешествие в город мастеров"

Предпрофильная подготовка в школе невозможна без опоры на предпрофильное развитие ребёнка в дошкольном образовании. Данное занятие в занимательной форме пробуждает интерес детей к различным профессиям...

Конспект развлечения «Путешествие в город мастеров»

Расширение представлений и знаний детей   дошкольного возраста. о русских народных промыслах....

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе на тему "Путешествие в город мастеров" ( мастер-класс с родителями)

Конспект по художественно-эстетическому развитию в младшей группе на тему "Путешествие в город мастеров" ( мастер-класс с родителями)...