Открытое занятие Жилище народов Севера
план-конспект занятия (подготовительная группа)


открытое занятие для подготовительной группы. Знакомство детей с жилищами разных народов Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche_severnyh_narodov.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытого занятия  посвященное Дню округа  

«Жилище северных народов»

(подготовительная группа)

Преподаватель МБОУДО «ШР ДШИ»  Сивкова Э.Е, Жаринова Л.П.

Цель: дать представление о жилище кочевых народов округа «чум», нарисовать чум нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию представления о народах, населяющих Северное побережье России;

- обобщить и расширить представления детей о жилищах народов Севера;

- обобщить представления детей о кочующих народах населяющих наш округ;

Развивающие:

- развивать у обучающихся навыки и умения работать с акварельными красками, восковыми мелками, кусочком свечи.

- развивать глазомер, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся уважение к другим национальностям;

- воспитывать умение слушать, работать в группе.

Инструменты и материалы: карта России для детей, презентация «Жилища северных народов», фотографии кочующих народов (коми, ханты, ненцы) нашего округа, шпашки 25- 30 см., книга Самбурова Н.М. «Древние традиции и ремесла»,  непроливайки, кисти 10, акварельные краски, восковые мелки, кусочки свечи, альбомные листы на количество детей, северная матрешка, этническая музыка.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльвира Егоровна,  и я к вам в гости пришла из школы искусств со своей подругой Матреной. Ваша гостья Матрена вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о жилищах народов Севера, которые появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Эти переносные жилища собираются и разбираются в строгой последовательности, конструкция которых не менялась веками. Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же,  Россия.  Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы, ненцы, энцы, лопари, эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки, нганасаны, тувинцы, тоджинцы, эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры  и многие другие, посмотрите, сколько разных народностей на севере и все они дружно живут. (Показывает фотографии северных народностей).

Первый слайд: Первое жилище, с которым я хочу вас познакомить это- иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра.

Второй слайд: Следующее жилище – яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

Третий слайд: Ну и мы с вами плавно перешли к третьему жилищу. Может, вы мне подскажете, что это за жилище? Это всем нам знакомый  – чум. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Чум имеет коническую форму. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой. Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. (показывает на карте)  Ныне в Европейской России чум утратил свое былое назначение и превратился в служебную хозяйственную постройку. По мере перехода         кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления. И у наших северных народов жилище называется – чум. Чум - жилище кочевых народов, проживающих на Ямале и Югре,  занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник приближается? Правильно, День округа. Вот мы потихоньку и пришли к теме нашего занятия. Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете? (Ханты, ненцы, коми - зыряне) преподаватель показывает фотографии этих народов, иллюстрации книги «Древние традиции и ремесла»). Что же объединяет эти кочевые народы? Правильно, чум.  По коми-зырянски он называется «чом», по - ненецки - «мя», по-хантыйски «нюки хот». В русский язык слово перешло из коми языка. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума легко снег скатывается,  поэтому зимой при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.  Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми - зырян, состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом (преподаватель  показывает фотографии чума).

 (физминутка) (Фоном играет тихая этническая музыка)

 Ну что ж, пришла пора отдохнуть, и мы с вами посоревнуемся, кто же быстрее соорудит чум? Разделимся на пары. Перед вами шесты, из которых на надо собрать чум. ( ребята собирают чум из шпажек за 3-4 мин.)  Молодцы ребята. Вот мы немного и отдохнули. Так как занятие у нас посвящено Дню округа, мы с вами сегодня нарисуем волшебными материалами  чум. Для этого нам понадобится  альбомный лист, акварельные краски, масляная пастель, кусочек свечи, непроливайка, кисти, салфетка.

Сначала мы берем  альбомный лист ложим его перед собой. Теперь масляной пастелью нарисуем снег, на нем мы рисуем чум, можно добавить по желанию деревья. Возьмем кусочек свечи и на рисунок ставим много, много точек по всему рисунку. Волшебную кисточку смачиваем в воде, набираем голубую акварельную краску и заполняем рисунок. Краску можно набрать один раз, а потом просто смочить кисть в воде и продолжать заливать фон. Вот наш рисунок готов. Давайте представим рисунки на выставке, посмотрите, какое большое стойбище у нас получилось!

Так как у нас приближается День округа и День района, Мы с Матреной вас всех поздравляем с наступающим праздником, желаем вам всем здоровья, радости. счастья и мира. А теперь Матренин сюрприз, ей очень вы понравились и она приготовила вам гостинцы.(Преподаватель угощает детей). Спасибо ребята, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое занятие "Музыка народов севера"

Знакомство детей с музыкальной культурой народов севера на примерах обрядов, песен, музыкальных инструментов. ...

Конспект занятия "Культура народов севера ханты и манси"

Конспект занятия  "культура народов севера ханты и манси"...

Открытое занятие "Жилище человека. Путешествие по реке времени"

Данное открытое занятие помогает детям узнать как обустраивал своё жилище человек с древних времен до нашего времени....

Совместная деятельность в форме проблемной ситуации «Жилище народов Севера»

Совместная деятельность в форме проблемной ситуации«Жилище народов Севера»  Воспитатель: Абдурахманова У.А. Задачи:Образовательные: уточнить представление о национальном жил...