Открытое занятие "Жилище человека. Путешествие по реке времени"
план-конспект урока (подготовительная группа)

Шитова Ольга Валерьевна

Данное открытое занятие помогает детям узнать как обустраивал своё жилище человек с древних времен до нашего времени.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuyte.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие по реке времени»

Здравствуйте, ребята! Давайте все вместе дружно назовем свои имена. А еще громче! Отлично. Я всех вас услышала. Присоединение (приём трех да) - Вы любите ходить в гости? (Да) - Вы любите, когда к Вам приходят гости? (Да) - А праздники любите? (Да)

- Ребята, Когда вы идете в сад, что вы видете?

- В любом городе, селе деревне красуются разные дома.

- Ребята, а в каких дома живете вы?  Сколько этажей в вашем доме? У вас деревянные или кирпичные дома?

- Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством

- Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?

- А что мы можем сделать, чтобы узнать об истории жилищ человека?

- Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека?

- Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?

- Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?

- А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем».

1.

- Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!

- Интересно, что мы узнаем здесь?

- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.

- История жилищ человека уходит далеко в прошлое.

- Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется?

- Когда-то давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.

- Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. 

- Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.

- Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

(Педагог мотивирует детей к размышлению. Делится информацией. Предлагает  детям сделать вывод.)

2.

- Давайте продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

- Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов

- А сверху на них делали покрытие из шкур.

(Поддерживает познавательный интерес. Рассматривает вместе с детьми,  макета.

Вовлекает в экспериментальную деятельность. Побуждает детей к высказываниям.)

- В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим?

- У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш?  Как вы думаете, был ли шалаш прочным жилищем?

- Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.

- Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?  

- А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

- Молодцы ребята, вы были правы.  

- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

- Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

3.

- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

- И вот наша третья остановка. Мы с вами очутились в старине.

- Вот ребята, шли года. Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель. Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.

Предлагает рассмотреть. Проявляет уважение к детским высказыванием. Активизируют высказывания детей. Поощряет детей. Комментирует высказывания.

- Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.

- Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.

- Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

- Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды.  Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.

4.

- Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?

Все на борт! Отдать швартовый!

«Путешествие нас ждет, река времени несет.

В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»

- Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

- Вот наша следующая остановка.

- Как вы считаете, где мы очутились?

- Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.

- Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

Физминутка  «Строим дом»

 Стук-стук молотком,                    Имитация молотка

Строим, строим новый дом.         Ходьба на месте

Ты, пила, пили быстрей,                   Имитация пилы

Домик строим для людей.              Прыжки на месте

- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

- Давайте вспомним, где мы были?

- Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.

(Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)

(Шум волны, педагог замечает сундук)

- Что за сундук у нас на пути?  Заглянем в неё? (в сундуке лежат картинки жилищ домов) Педагог предлагает детям  объединиться в 4 группы и распределить картинки на реке времени.

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

-  Давайте, эти все картинки разложим на реке времени.  Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

- Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.

- Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу. Инициирует общее обсуждения. Комментирует высказывания.

- мне очень понравилось с вами путешествовать!

- Важно ли то, что вы сегодня узнали?

- Для чего это пригодится вам в жизни?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Кому бы вы хотели показать   реку  времени?

- Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

- Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  

- Я предлагаю  когда вы придете в группу нарисовать «Дом будущего».Я предлагаю в вашей группе или даже в вашем саду создать выставку рисунков на тему «Дом будущего». И я обязательно приеду посмотреть на ваши рисунки!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Форма работы "Путешествие по "реке времени". Конструкт "История жилища человека"

"Путешествие по "реке времени" - новая и интересная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с историей жилища человека с древних времен и до настоящего врем...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...

Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».

НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...