региональный компонент
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хэшээл «Хунэй нюурай хубинууд»

Зорилгонууд: ухибуудэй аман хэлэлгэ хугжоохэ, хадуун абалга hайжаруулха…

Урда ƴзэhэноо дабталга, бэхижуулгэ,  шэнэ угэнƴƴдые гаралга.

Хэрэгсэлнууд: самбар, нюурай хубинууд зураатай зураатай зурагууд, буряад басаган…

Хэшээлэй ябаса:

Эмхидхэлээ уе: - Сайн байна, ухибууд! Муноодэр манда багшанарнай ерээд байна. Ушоо маанадые харахаяа Баярма басаган ерээ. Хараагтыдаа, таанадые муноо хараад hууха, ямар бэрхэ ухибууд гээшэб, гэхэ. Бидэ муноодэр хунэй нюурай хубинуудые дабтажа, зарим шэнэ угэнуудые гарахабди, зугалдахабди, хоорэлдэхэбди.

-Зай, хэлынгээ hайнар худэлхын тулоо минии хойноhоо дабтагты да.

А-а-аа- аман,

О-о-оо- ороо,

У-у-уу- уhан…

Узэhэноо дабталга: харагтыдаа наашаа, урда узэhэноо дабтая. Энэ юун бэ, (майхай, ниитхэ, нюдэн, hорьмоhон, шэхэн, хасар, аман ба шудэн, ургэн…

Шэнэ угэнууд: нюур-лицо, толгой-голова, уhэн-волосы.

Физминуткэ: Бодоод зарядка хэнээбди (гараа, нюураа, шудоо угаанабди, уhоо hамнанабди, гуринэбди). Зай бэрхэт даа, амараагут.

hуугты, Баярмаа басаган юу абаад ерээ бэлэй, шэдитэ мэшэг. Зай, хэн муноо гараа хэд, юун бэ гэжэ хэлэхэб.(бумбэгэ)

-Бии, мунээ энэ бумбэгэ баряад Баярма басагатаяа, хажуудытнай ошожо асуудалнуудые хэлэхэбди, таа харюу угэхэт.

-Булта бэрхэт даа. Биидэ Баярма басагатаяа баярлаабди. Игэд саашын зугаалдаяа нюдэн-юундэ хэрэгтэйб, шэхэн-юундэ хэрэгтэйб,хамар, аман…

-Бэрхээр худэлоод, нюурай hорилгэ-гимнастика хэеэ…

-Зай, муноодэрэй хэшээл дуурэбэ.

-Бултадаа бэрхэнууд байгаат, - гэжэ Баярма басаган хэлэнэ. Баяртай, ухибууд!

Самоанализ.

Хэшээл «Хунэй нюурай хубинууд»

Хэшээл бэлдэхэдээ, иимэ зорилгонуудые табиhан байнаб: ухибуудэй аман хэлэлгэ хугжоохэ, хадуун абалга hайжаруулха… Урда узэhэноо дабталга, бэхижуулгэ, шэнэ угэнуудые гаралга. Хэшээл дунда зэргэ болоо.

Эмхидхэлээ уе эхилжэ, хэшээл эхилээ. Узэhэноо дабтахадаа зариим ухибууд нюурай хубинуудые бэрхээр харуулаа. Шэнэ угэнуудые хадуун абаа гэжэ hананаб.



Предварительный просмотр:

«Шагай наадан»

Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки.  Излюбленной игрой детишек были шагай – бараньи косточки-лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения - качеств, необходимых кочевнику.      

Бабки-лодыжки (Шагай наадан)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1.     Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2.     Большим пальцем щелкают по одной  лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3.     Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4.     Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5.     Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.

Правила игры:Следует точно соблюдать приёмы игры.

 Отгадывание (Таалсалга)

В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают,  в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.

В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, воспитатель спрашивает: «Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т.д.

 Подкидывание трех косточек (Хумпараа)

Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы  это необязательно, важнее узнать, кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки забирает себе.

Строительство ограды для скота (Хорео барилга)

          В этой игре дети учатся ставить предметы рядышком, последовательно, усваивать понятия «широкий», «узкий», «длинный», «большой» и «маленький».

          В средней и старшей группах эта игра усложняется. Дети играют в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строят себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставят туда пять косточек бугром вверх – пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяют пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает косточки-бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.

 Конные скачки (Мори урилдаан)

          Двое детей строят стену в 10 косточек-бабок. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают «Хумпараа» (из трех косточек). Начинает игру тот, у кого все три бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачек сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки стены, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.

   



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Большое место в жизни детей занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер и волю.

Табун ( Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он оскалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит  или не перебьёт всех волков.

Правила игры: Волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка, он должен ловко увести к себе в логово.

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.

Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей.

Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры:Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок - волк, другой – овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что волк ты здесь делаешь?

- Вас жду – говорит волк.

- А зачем нас ждешь?

- Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.          

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием Сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой её вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры: Соблюдать правильный прием стрельбы.

Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)

Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы  в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.

Обмен песнями (Дуу андалдаан)

Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя игровую деятельность детей интерес к народному творчеству.

 Шапка (Малгай нюуха)

Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.

Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)

На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки. Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.

Прятать золотинку (Алта нюуха)

По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув ихлодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.

 

 

         



Предварительный просмотр:

Хyмyyжэлэгшын дэмбэрэлтэй ажал.

Энэмнэй айхабтар хундэ ажал болоно. Урдаhаашни хараhан олон хуугэдые зуб мурɵɵр шэглуулхэ, эжы абын, теэби таабайн hургаалыень саашань бэхижуулхэ, бэлиг шадабарииень, оюун hонор ухааень хүмүүжүүлхэ, саашань багашулай харгыень далижуулха гэхэ мэтын уялга дүүргэхэ гэжэ оролдожо байдагби.

Манай сэсэрлиг «Хараасгай» баhал ɵɵрын тусхай программаар, методиконуудаар худэлжэ байдаг. «Табан хурган» гэhэн программаар гурбадахи жэлээ худэлжэ байнабди. Энэ булгэмые  3-7 наhанай хуугэдые эдэбхитэйгээр  ударидажа,  хэрэглэн хумуужуулэжэ худэлнэбди.

Ахын аймагай хуугэдэй сэсэрлигтэ ябадаг 4-6 наhатай багашуулай дунда буряад хэлэнэй ʏдэрнүүдтэ зорюулагдаhан «Турэл Буряад ороноо дуулан, туурээн магтая!» гэhэн уран уншагшадай мʏрысɵɵн манай сэсэрлиг жэл бури ʏнгэргэдэг. «Ахын Аймаг» гэhэн муниципальна байгууламжын захиргаан мурысɵɵндэ илан гарагшадта номуудые, баярай бэшэгуудые бэлэг болон баридаг.

Манай сэсэрлиг соо методическэ хамтаралга, семинар – практикум, уе замжалгын хэмжээн гэhэн  хэмжээ ябуулганууд аймагай  хʏмʏʏжʏлэгшэдээр, эхин hургуулиин багшанараар унгэрдэг.

Сагаан hарын уулзалга сэсэрлигтэмнай жэл бүри hонирхолтойгоор ʏнгэрдэг. Олон янзын проектнуудые  хүмʏʏжʏлэгшэд эмхидхэдэг:  нээмэл хэшээлнуудые харуулдаг, найр-нааданууд ʏхибууд ба тʏрэлхидээр ʏнгэрнэ,  эдеэ хоолой яармаг,  мастер – класс- яагаад хабидха, бойлторог, уялга мориной ба hарлагай hуулээр (хилгааhаар) томохоб гэжэ харуулна.

«Шагай наадан» гэhэн арадай нааданда манай ухибууд ба эжы, абануудынь ехэ hонирхожо, наадажа hураа. Олон янзын буряад арадайнга наада наадажа, харуулжа hурганаб. Хугжэмэй багшатай хамта олон янзын ёохор, буряад дуунудаа ʏхибʏʏдэй танилсуулжа, хатаржа, дуулажа  hурганабди.

«Буряад хэлэеэ хайшан гэжэ хугжɵɵхэб?» гэhэн асуудал манай сэсэрлиг соо дээрэ ажал урагшатайгаар ябуулагдадаг.  Буряад хэлэеэ саашань хугжɵɵжэ, хɵɵрэлдэжэ, бага балшар наhанhаань ухибүүдээ Эхэ хэлэн дээрээ hайнаар зугаалжа, бэшэжэ, харилсажа hургаха ɵɵhэдынгɵɵ онол арга, дуй дуршэлɵɵрɵɵ хубаалдажа, уулзалгануудые хэнэбди.  Тʏрэhэн хэлэеэ ургэхэ, хугжɵɵхэ ажал эхин hургуулиин багшанартай, тʏрэлхидтэй, хуугэдэй номой сангай ажалшадтай нягта холбоотойгоор худэлжэ, ажал ябуулнабди.

Буряад хэлэеэ бу мартая, ɵɵhэдɵɵ зугаалая, хугжɵɵе!



Предварительный просмотр:

«Намар» гэhэн зурагаар  хөөрэлдөөн (ахалагша бүлэглэл)

Зорилго: Зурагай удхаар асуудалнуудта харюусажа, үхибуудэй  мэдэхэ угэнуудээр мэдуулэл зохёолгожо ḣургаха. Намартаа ямар хубилтанууд болоноб гэжэ ажаглал ябуулха. Богонихон рассказ зохеожо ḣургаха. Холбоотой хэлэлгэ хугжоолгэ дээрэ ажалалга. Буряад хэлэндэ ḣонирхол хүмүүжүүлхэ.

Хэшээлэй ябаса:

Ƴхибүүд, анхаралтайгаар зураг хараябди. Эндэ ямар саг харуулагданаб? (Энэ намарай саг). Юундэ намарай саг гэжэ hананабта? (Газар дээрэ намаад хэбтэнэ. Намаан шара зүhэтэй болоод байна. Ƴхибүүд дулаанаар хубсалаад ябана).

Холбоотой хэлэлгэ хугжоолгэ дээрэ ажалалга. Буряад хэлэндэ ḣонирхол  Намарай саг ямар уедэ харуулагданаб? ( hүни, үдэр). Юундэ удэр гэжэ hананабта?  ( Модон соо hаруул, сагаан, үхибүүд сэнгэнэ).

Дулаан үдэр энэ зураг дээрэ харуулагдана гү, аля хүйтэн үдэр гү? Хүйтэн үдэр гэжэ хайшан гээд мэдээбибди? (Бороо ороно, наран үүлэнэй саанаhаа харагданагуй, hалхин hалхилна). Хайшан гээд

hалхин hалхилна гээд мэдээбибди? ( hалхинай болоходо намаан модонhоо унана, модоной орой худэлнэ, үхибүүд дулаан хубсаhаа үмэдөө).

Физкультминутка

Саашаа – наашаа

Дүүжэн – даажан.

Хойшоо – урагшаа

Дүүжэн – даажан.

Иишээ – тиишээ

 Дүүжэн – даажан.

Дээшээ – доошоо

Дүүжэн – даажан.

Би энэ зураг тухай хөөрөөд үгэхэмни. Таанад анхаралтайгаар шагнаад, баhал хөөрэжэ үгэхэ ёhотойт.

Намар боложо, газаа хүйтэн болобо. Модоной намаан шарлажа, газар дээрэ унана. Хүйтэн hалхин  hалхилна.  Ƴхибүүд дулаанаар хубсална. Наран  hулаар шарана.

Мунөө хэн хөөрөөд үгэхэб?

(3-4 үхибүүдэй рассказ)

Наадан «Шара намаанууд».

Би мунөө шэдитэ модоороо таниие намаанууд болгохоб. Намаанууд модондо ургажа hууна. Хүсэтэй hалхинай hалхилхада модонhоо таhаржа, ниидэлдэшэбэ. Дээрэ тэнгэридэ ниидэжэ ябахадаа юу харанабта? ( уhа, харгы, гэрнүүдые…) Зай, иигээд газар дээрэ буужа ерэбэбди. Би шорой дээрэ унанабаб? Таа хаана унаабта? ( шулуун, сонсогой, гэр, харгы дээрэ…)

 Дахиин шэдитэ модоороо тоншоходомни, таанад гэдэргээ үхибүүд болошобот.

Хэшээлэй дүн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....