Сущность методического менеджмента в проектировании регионального компонента ООП ДО
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Завернина Дарья Григорьевна

В настоящее время особенно остро встает вопрос о необходимости возрождения и развития духовной культуры общества. Именно в дошкольном возрасте ребенок проходит процесс активной социализации, пробуждаются его нравственные чувства, воспитывается духовность. Именно в этот период ребенок входит в культуру. Получая в детском саду первичные сведения о своей родной стране, ребенок получает сведения о ее природе и культуре быта живущих в ней людей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavernina_d.g._statya.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Завернина Д.Г.

Магистрантка 2 курса

Факультета образовательных технологий и дизайна,

Псковского государственного университета,

г.Псков, Россия

СУЩНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время особенно остро встает вопрос о необходимости возрождения и развития духовной культуры общества. Именно в дошкольном возрасте ребенок проходит процесс активной социализации, пробуждаются его нравственные чувства, воспитывается духовность. Именно в этот период ребенок входит в культуру. Получая в детском саду первичные сведения о своей родной стране, ребенок получает сведения о ее природе и культуре быта живущих в ней людей [2].

По – мнению Михайловой А.Е. [4], приобщить детей к родным культурным традициям возможно при положительном эмоционально окрашенном отношении детей к достояниям прошлого. Это возможно также при создании определенной обстановки, которая позволяет соприкоснуться с народным наследием.

Как отмечают Арсалиев Ш.М. [2], Куприна Н.Г. [3] в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Развитию у ребенка его духовности, нравственности способствует приобретение им всей совокупности культурных ценностей. К духовности и нравственности можно отнести интегрированное свойство личности, которое проявляется на уровне человеческих патриотических, нравственных позиций, чувств, межличностных отношений. Все это в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом.  Именно поэтому неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности воспитанника должна стать родная народная культура.

Многие выдающиеся педагоги во все времена уделяли и уделяют внимание огромному значению этнокультуры в воспитании и обучении детей. Связывая понятие народного и национального, отстаивал позицию народности великий педагог Ушинский К.Д. [8]. Он считал, именно народность является основой воспитания детей в духе любви к великому русскому народу, являющемуся источником национального творчества в области языка и литературы, искусства и творчества. Народность это и есть общая для всех прирожденная наклонность, на которую, по–мнению Ушинского К.Д. во все времена может опираться воспитание.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [9] одним из необходимых условий вариативности дошкольного образования определяет учет регионального компонента. Опираясь на ФГОС ДО, может быть определен тот факт, что часть основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (ООП ДОО), формируемая участниками образовательных отношений, должно строится с учетом образовательных потребностей и интересов воспитанников, членов их семей и педагогов, и может быть ориентирована на специфику культурных, демографических, климатических условий, в рамках которых происходит осуществление образовательного процесса.

ФГОС ДО позволяет активизировать переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании с учетом специфики региональной культуры, которая строится как на общих образовательных процессах, так и на развитии дошкольников как представителей своего региона и как носителя региональной культуры.

Содержание документа помогает создавать предпосылки к  воспитанию патриотов нашей страны, тех граждан, которые обладают высоким уровнем толерантности, позволяет обеспечить сохранение, развитие и распространение этнокультуры, способствует обеспечению исторической связи и преемственности многих поколений. Именно этот подход развивает личность  в контексте современной детской субкультуры, а включение в образовательную деятельность обеспечивает достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для благополучного познания через игровую деятельность окружающего мира. В настоящее время это основные функции дошкольной образовательной организации по реализации регионального компонента.

Давайте разберемся, что же такое региональный компонент в ООП ДО?

Региональный компонент  (в педагогике) понимается как создание форм, способов и приемов осуществление образовательного процесса с учетом особенностей данного региона.

Основными  целями  регионального  компонента, как отмечают Михайлова А.Е., Завернина Д.Г. [5]  являются: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона; обеспечение единства образовательного пространства.     

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание патриотов России, граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную толерантность;
  • разностороннее развитие детей и молодежи;
  • овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона.

Михайлова А.Е. [4]  пишет, что важнейшей составляющей образовательного процесса в ДОО определяется воспитание детей. Использование в процессе воспитания игровых методик и технологий особенно актуально в дошкольном детстве. Именно они способствуют расширению позитивного социокультурного опыта дошкольников.

Период дошкольного детства является благоприятным периодом «погружения» ребенка в процесс ознакомления с региональной культурой, углубление человекознания, пробуждения у него познавательного интереса, интегрированного им усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды. 

Проектирование и внедрение регионального компонента в основную образовательную программу дошкольной организации  требует развитие компетенций педагогического коллектива, соответствующих данному направлению.  

Процесс профессионального развитие педагогического коллектива требует от методической службы образовательного учреждения особого управления, заключающегося в исследовании и проектировании реального процесса управления и контроля реализации регионального компонента [6].

В процессе внедрения регионального компонента в основную образовательную программу дошкольной организации, необходимо определить пути решения поставленных перед методической службой задач:

-подготовка педагогического коллектива;

- введение и реализация новых форм и способов работы, актуальных данному направлению, с учетом доминирующих целей базовой программы, разработка календарно – тематических и перспективных планов, циклограмм;

- реализация работы взаимодействия с родителями воспитанников под девизом: обучение на личном примере;

- взаимодействие с культурно – образовательными организациями и учреждениями: краеведческим музеем, библиотекой, читальный центр, выставочный зал и др.;

- создание развивающей предметно – пространственной среды [7].

Важно, чтобы одной из составляющих методического менеджмента выступал контроль соответствия системы работы по ознакомлению с составляющими регионального компонента следующим принципам:

- принцип системности (поэтапное познание истории и особенностей региона с новых позиций на каждом этапе);

- принцип природосообразности (позволяет учитывать возрастные особенности дошкольников);

- принцип историзма (реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни)); 

- принцип гуманизации (предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия);

- принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия как условие активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально - практическим путем (т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту);

- принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей эмоционально-познавательной сферы и др.); 

- принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- принцип субъектности (как предпосылки развития способности ребенка вставать в предметное отношение к собственной жизнедеятельности);

- принцип интегративности (как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.);

- принцип естественного включения материала в базовые программы дошкольного образования;

- принцип преемственности (определяет содержание краеведческого материала в условиях непрерывного образования) [4].

Для достижения цели повышения этнокультурной компетентности педагогических работников целесообразно организовывать следующие активные формы развития компетенций педагогов:

Коллективные:

- «Школа молодого педагог»;

- участие педагогов в творческих и профессиональных конкурсах;

- участие педагогов в мастер-классах, круглых столах и др.;

- проблемно-стратегические педсоветы (по актуальным проблемам образовательно - воспитательного процесса)

- «фестиваль педагогических находок»;

- педагогические чтения;

- семинары (психолого-педагогические, теоретические, семинары-практикумы, методические)

- педагогическая мастерская;

- презентации опыта работы, представление портфолио педагогов;

- представление самоанализа деятельности за год;

- научно-практические конференции;

- методические совещания.

- методические занятия;

- работа творческих групп;

- конкурсы;

Индивидуальные:

- индивидуальные консультации;

- наставничество;

- разработка авторских программ;

- работа по самообразованию.

Подводя итог, можно сказать, что сущность методического менеджмента при проектировании регионального компонента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в создании единой системы, дающую наиболее высокие результаты развития у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию, поиска нестандартных форм и методов работы, развитие этнокультурных компетенций педагога, совершенствование развивающей предметно – пространственной среды, а также контроль процесса реализации регионального компонента, его оценка и коррекция.

Список использованной литературы

  1. Абрамов А.М.  Российское образование в XXI веке: новые рубежи // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2002. - № 2. - С. 12-35.
  2. Арсалиев Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180. 
  3. Куприна Н. Г.  Народная педагогика в современном дошкольном воспитании: учебное пособие / Н. Г. Куприна. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 128 с.
  4. Михайлова А.Е. Народная педагогика в культуре Псковского края/А.Е. Михайлова. - Псков: ООО «ЛОГОС Плюс», 2012.-204 с.
  5. Михайлова А.Е., Завернина Д.Г. Русская традиционная игрушка в содержании регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования. / А.Е. Михайлова, Д.Г. Завернина. // Педагогика: семья – школа – вуз – общество (инновации и технологии), 2017. – книга 44. – С. 77 - 85
  6. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. / В.А. Сластенин, Л.С. Подымов. -  М.: Издательство Магистр, 1997. – 224 с.
  7. Трещев А.М. Профессионально-субъектная позиция учителя. / А.М. Трещев. - Астрахань: М-во образования Рос. Федерации. Астрах. гос. пед. ун-т, 2000. – 210 с.
  8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Мин.обр. и науки. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 96с.

© Завернина Д.Г., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....

Тема: «Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента».

Технология педагогического проектирования в реализации регионального компонента...

Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента

Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....

Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"

14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...

Проектирование как инновационный метод обучения по региональному компоненту

В данной презентации вы познакомитесь с понятием "метод проектов", с содержанием и целесообразностью использования проектов в дошкольном мире....

Авторская методическая разработка с использованием регионального компонента. Сказка для детей младшего дошкольного возраста "добрый Ёнко"

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут  в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в об...

Учебно-методическое пособие с использованием регионального компонента "Бабушкин сундучок со сказками"

Цель: совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории родного края и уважительного отношения к Родине.Задачи:Образовательные:- Формирование у детей ...