Учебно-методическое пособие с использованием регионального компонента "Бабушкин сундучок со сказками"
методическая разработка

Цель: совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории родного края и уважительного отношения к Родине.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование чувства гражданской принадлежности.

Развивающие:

- Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине; интереса к настоящему и прошлому своего края.

Воспитательные:

- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Башкортостан – великая многонациональная республика.

                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushkin_sunduchok.docx219.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 8

городского округа города Октябрьский Республики Башкортостан

Учебно-методическое пособие с использованием регионального компонента «Бабушкин сундучок со сказками»

                                     

                                                                                      Воспитатель: Сафина Р.Р

2019 год

Выполнил: воспитатель Сафина Резеда Ралифовна

Имеющаяся категория: первая

Стаж в данной должности: 5 лет

Пояснительная записка:

В. Сухомлинский писал - «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца», а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю, любви к малой и большой Родине.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Для достижения цели по ознакомлению детей с родным краем мы находим использование Учебно – игрового пособия «Бабушкин сундучок со сказками».

Направленность:

Пособие направлено на воспитание уважения, интереса к обычаям, традициям и фольклору своего народа, создает у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре развивает интерес к устному-народному творчеству, знакомит с народными промыслами, развивает личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине.

Новизна:

Особенностью данного пособия является то, что благодаря соединению частей пособия, его содержание может меняться и обновляться в зависимости от цели, задач и темы образовательной деятельности. Например, содержание данного пособия, при необходимости, может раскрывать более узкую тему («Игрушки из бабушкиного сундука», «Народные промыслы и быт башкирского народа» и др.)

Предпосылки: оснащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом использования современных технологий по ознакомлению с родным краем.

Вид: Учебно-игровое пособие.

Предназначение: пособие используется в совместной деятельности воспитателя с детьми в процессе организованной образовательной деятельности и индивидуальной работы младшего-старшего дошкольного возраста детей с учетом возрастных особенностей и реализует поставленные цели и задачи к знаниям детей дошкольного возраста.

Актуальность: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

   

                 

                                             

Цель: совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории родного края и уважительного отношения к Родине.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование чувства гражданской принадлежности.

Развивающие:

- Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине; интереса к настоящему и прошлому своего края.

Воспитательные:

- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Башкортостан – великая многонациональная республика.

Проблема:

В своей работе, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении знаний по ознакомлению с родным краем. Часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. Из наблюдений за детьми я выяснила, что многие дети не могут назвать свою малую родину и в каком селе они живут, на вопрос: «Кто является героем?» дети почему- то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек – паук, Терминатор, черепашки Ниндзя и др.

А так как, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, и ведущий видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, я решила создать учебно-игровое пособие «Бабушкин сундучок со сказками», который поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание иллюстраций с использованием дидактических игр в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Гипотеза:

Формирование представлений детей дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем будет успешной при:

- использовании системы дидактических игр, и демонстрационного материала из учебно-игрового пособия «Бабушкин сундучок со сказками».

Описание пособия:

Учебно-игровое пособие «Бабушкин сундучок со сказками» включает в себя:

1. Ознакомление детей с национальным костюмом башкир.

2. Ознакомление детей с бытом башкирского народа.

3. Ознакомление детей с праздниками, обычаями родного края.

4. Ознакомление детей с башкирскими народными сказками, где они могут обыгрывать сказку как индивидуально, так и подгруппой.

5. Ознакомление с башкирскими национальными узорами, орнаментом.

Основные достоинства:

Учебно-игровое пособие отвечает всем требованиям ФГОС к предметно развивающей среде, он:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с родным краем;

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех  воспитанников.

Ожидаемые результаты:

- Создание условий для учебно – игровой деятельности;

- Повышение уровня развития внимания, мышления, творческого воображения;

- Развитие у детей интереса к малой и большой родине и родному краю.

Этапы работы:

I этап – подготовительный (сентябрь 2019г.):

- Изучила методическую литературу, изготовила игровое пособие, накопила информацию. (октябрь 2019г.)

II этап – формирующий (творческий)

Проводила беседы и ООД с использованием учебно-игрового пособия «Бабушкин сундучок со сказками». Более плотно включала дидактические игры и игровые задания в режимные моменты, и индивидуальную работу с воспитанниками.

III этап – заключительный (3-я, 4-я неделя октября)

Опытом работы по изготовлению учебно-игрового пособия «Бабушкин сундучок» поделилась с коллегами своего дошкольного учреждения на педагогическом совете.

Заключение.

Таким образом, работа с Учебно-игровым пособием «Бабушкин сундучок со сказками» позволила разнообразить работу и повысить познавательный интерес у детей. У детей расширились знания о истории родного края, представления об окружающем мире и действительности. Дети научились в продуктивной творческой деятельности – рисунках, аппликации, совместных коллективных работах выражать свои знания и впечатления о родном крае. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать, а также умение взаимодействовать с педагогом и другими детьми.

Но самым главным результатом своей работы, по данному направлению, я считаю, что мои воспитанники прочувствовали, что они маленькие жители красивой Республики Башкортостан, с великой историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного края.

Рекомендую свою методическую разработку как современное образовательное пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.

                       

Список используемой литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018

2. Агишева Р.Л. «Я – Башкортостанец» – Уфа:БИРО, 2003 – 40с.

3. Агишева Р.Л. «Я познаю Башкортостан»: Учебно- методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. –Уфа,2008. 100с.

4. Агишева, Р. Л. Фольклор и литература Башкортостана . : учеб. хрестоматия для детей дошк. и мл. шк. возраста. - Уфа : Китап, 2011. - 176

5. Гасанова Р.Х. «Земля отцов». Программа – руководство: - Уфа: БИРО, 204.- 50 с

6. Гасанова Р.Х «Я Родину свою хочу познать!» Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа/ БИРО. – Уфа, 2007. – 149с.

7. Гасанова Р.Х. Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись): Комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста. – Уфа: БИРО, 2005. – 30с.

8. Гасанова Р.Х. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений /БИРО. – Уфа, 2003.- 43с.

19. Ермолаева Е. В. «Байрам. Башкирская и татарская кухня». Издательство: Урал ЛТД, 2010г.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании». - Уфа: Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан, 2013г.

11. Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан». Уфа: Законодательная Палата Государственного Собрания Республики Башкортостан, 1999г.

13. Молчева А.А. Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995 - 112 с.

14. Конституция Республики Башкортостан. – Уфа, 1993г.

15. Сыртланова Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального содержания дошкольного образования в РБ.

16.Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем/ Ф.Н. Фазлыева – Уфа: Китап, 2003 – 76с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое игровое пособие «В путешествие по сказкам»

Дидактическая игра, приобщающая детей от младшего до старшего возраста к художественной литературе....

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...


 

Комментарии

Патриотическое воспитание - одна из основных задач в развитии и воспитании подрастающего поколения. Важно с детства прививать любовь к Родине. Именно с знакомства с историей своего народа, его обычаями, культурой, у детей формируется представление о своем крае, прививается любовь к своей малой Родине.

СЕНЬГИНА НОННА ИРЕКОВНА

Региональный компонент очень выручил в работе.