Конспект проведения игры «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия

Васякина Лидия Семёновна

 

В этой игре вы закрепите, обобщите и покажите знания, умения и навыки по пройденной теме «Чум – жилище тундровиков».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto._gde_.kogda_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»

Конспект проведения игры «Что? Где? Когда?»

Воспитатель: Васякина Л. С.

Цель: закрепить знание детей о жилище коренных жителей.

Задачи:

  1. Обобщить и пополнить знания детей дополнительной информацией.
  2. Развивать чувства коллективизма и умение работать сообща.
  3. Воспитывать уважительное отношение к коренным жителям Севера, их обычаям и традициям.

Оборудование: сигнальные карточки с цифрами (от 1до13), барабан, карточки Что? Где? Когда?  конверты с вопросами, аудио, видеоматериал.

Занятие проводится в форме интеллектуальной, познавательной игры «Что?» «Где» «Когда».

Ход игры.

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Сегодня ребята у нас необычное занятие, оно пройдёт в форме  игры: «Что? Где? Когда?»

В этой игре вы закрепите, обобщите и покажите знания, умения и навыки по пройденной теме «Чум – жилище тундровиков».

 В сегодняшней игре  принимают участие №1 – Аня, №2 – Юля. №3 – Алёша, №4 – Слава…

В каждой команде есть капитан. И мы выберем его ненецкой считалкой:

      «Сильный северный олень нас катает целый день!

        Но на нарты всем не сесть – значит, ты останься здесь!»

    И так капитаном у нас будет…

Сегодня будут играть против вашей команды знатоков (ложу конверты и называю) – д/д «Надежда», ДЮЦ, д/с«Белый медвежонок», д/с «Сказка» и т.д.

          Правила игры таковы:

  • Вращать барабан по очереди;
  • Не выкрикиваем. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Вопрос читать буду я;
  • После обсуждения капитан говорит, кто будет отвечать;
  • Если вы знаете ответ на вопрос, то можете отвечать сразу досрочно, а эту минуту можете использовать при более трудных вопросах;
  • В обсуждении участвует вся команда каждый из Вас, может высказать свою точку зрения

Правила игры понятны, ясно всем? Желаю всем удачи. Начинаем игру.

       

  1. Перевести с ненецкого, что означают слова МЯ, СЫРА МЯ, ТА МЯ.
  2. Сколько семей может жить в чуме? (Обычно в чуме живут две семьи).
  3. Кто устанавливает чум?

    (Чум у ненцев, по традиции,  всегда устанавливают женщины, им помогают девочки – подростки. Так как мы с вами живём в 21 веке, то сейчас помогают им мужчины. Они же выбирают для него ровное и безветренное место. Делают они это быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг. По обе стороны от него укладывают доски и плетённые циновки). По преданиям многих северных народов человек и чум появились одновременно. Чум очень древнее жилище.

      А знаете ли вы, что на верхних углах нюки из кожи сделаны небольшие кармашки (сях). Просунув в ник палки, поднимают нюк. 

  1. Что используют для покрытия чума – какой формы покрышка? (в тундре для покрытия чума используют 4 покрышки: 2 нижние, сужающие кверху  и 2 верхние прямоугольные, поменьше. Эти покрышки, как и шесты всегда возят с собой. Летом чум покрывают брезентом, а у хантов берестяными покрышками. Зимние покрышки, их называют нюки – шьют из оленьих шкур, в два слоя, ворсом наружу: края их заходят один на другой. Сверху их обязывают верёвками. На большой нюк идёт 36 шкур.

         А знаете ли вы, что на зимние нюки идут спинные части шкур взрослых оленей. Олений волос на покрышках – нюках подстригают, чтоб зимой во время стоянок не набивался снег, который подтаивает и образует ледяную корку. Нарастая. Она утяжеляет нюк, корка не даёт покрытию дышать, в результате внутренняя сторона нюка отсыревает. Покрышка размокает, провисает. В самом жилище нарушается влажность и температура.

5. Как называется зимняя одежда северян у мужчин, у женщин? А обувь? Ребята вы можете удивиться, что вопрос не по теме? А оказывается связь между ними самая прямая. Сначала у мужчин одевается мехом внутрь малица, затем широкий, мехом наружу, совик – гусь. Когда мужчина садится на нарты широко расставив ноги они напоминают чум; ягушка тоже двойная (верхняя шьётся из нюбулюя, а внутренняя из оленьих шкур). И обувь состоит  из двух слоёв: внутреннего – «чулки» сшитые из оленьих шкур мехом внутрь и  «пимы» – шьют из оленьих лап. Вся одежда, как и чум двухслойная.

  1. Как устраивается оленевод на ночлег в тундре, если его застигнет пурга? (иногда мужчинам, особенно в дальней дороге приходится использовать свою одежду вместо чума). Если пришлось заночевать в тундре, оленеводы, охотники устраивают так называемый «куропачий чум». Выбирается место, нарты ставятся на бок с подветренной стороны. Олени собираются в кучу, закрывая хозяина. Их заносит снегом, а в снежном «чуме» - всегда тепло. Это мы наблюдали у оленеводов, а охотники делают в снегу ямку, в которой ложатся  прямо в одежде. В куропаткином чуме можете быть уверены на все 100%, что не замёрзните и ничего не обморозите во время отдыха или ожидания лучшёй погоды.  
  2. Правильно разместите членов семьи в чуме? (аппликация).
  3. Какие самые распространённые ненецкие игры вы знаете?
  4.   Назовите основные занятия ненцев: охота, оленеводство, рыболовство.
  5.  Кто является хранительницей очага?

Является по традиции всегда женщина, только если она заболела, замещает ее мужчина. В случае смерти, мужчина возвращается в поселок.

  1.  Какую работу выполняет женщина в тундре?
  2.  Перед вами изображение 2-х чумов: старого и нового. Докажите, где новый, а где старый? (тундровики всегда берегли шесты, потому что в тундре нет деревьев. Они служили семье многие годы. Но их трудно было защитить от влаги – концы подгнивали от соприкосновения с влажной землёй. Чтобы сохранить шест приходилось удалять подгнившую часть. По высоте чума можно легко установить возраст жилища.  
  3.  Подобрать к рисункам соответствующие слова.
  4.  Музыкальная пауза.
  5. Из чего делают каркас чума? (делают из шестов, каждый шест длиной 5 метров. Главных шестов два. У тундровиков они носят интересное название - «чумовые мужчины».  Соединяются они определённым ненецким способом. Их крепят наклонно, подставляя к ним ещё два шеста. В результате получается коническое сооружение. К этой основе подставляют остальные шесты в строго определённом порядке, группами. Каждая группа имеет своё название. Хотя внешне они как будто одинаковы, их никогда не путают. Когда чум разбирают – шесты вынимают тоже группами, но в обратном порядке.  

16.      Какую   форму    имеет   чум?    (коническую,    эта    форма хорошо                                                                                                                                                        

           приспособлена к суровым условиям тундры. Очень устойчивый при  

        метелях и ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег и дождь.

       А знаете ли вы, что зимой в нём хорошо удерживается тепло, а летом в нём не жарко,  при установке и разборке не требуется никаких дополнительных приспособлений.   

  1. Сколько шестов идёт на маленький и большой чум? (36 – 50)

Ребята, а кто вспомнит скороговорку про чум?

  1.   Физминутка: «Олень»

           Идут по холмистой тундре олени.

           Идут и в стороны глядят.

           Останавливаются и ногами

           Разгребают глубокий снег.

           Подкрепившись, наевшись ягеля.

           Дальше идут - не идут, а по воздуху летят.

Итог: Ребята, понравилась игра вам? Юля, какой тебе вопрос понравился? Оля, какой для тебя был самый трудный вопрос?   Ребята, а что нового вы узнали?

Эта игра показала, что вы тему усвоили хорошо: знаете, быт и уважаете  традиции коренных жителей. По преданиям многих северных народов, человек и чум появились одновременно. Значит, чум очень древнее жилище. Игра закончилась со счётом 15/1 в пользу знатоков. Молодцы.

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад «Белый медвежонок».

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности с детьми

подготовительной группы

 Тема:

«Чум – жилище тундровиков»

 

                                  Воспитатель:

                                                                       Лидия Семёновна Васякина

с. Газ-Сале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения игры-досуга « Что, где, когда» с детьми старшего дошкольного возраста и родителями.

Цель: Закрепить знания детей об объектах живой и неживой природы, закрепитьзнание детьми правил поведения в природе. Способствовать формированию осознанно- правильного отношения к объектам природы, во...

КОНСПЕКТ проведения игры с правилами по теме: "Найди лишнее"

КОНСПЕКТ  проведения игры с правилами по теме "Найди лишнее"Возраст: 3-4 годаОбразовательные задачи:- формировать у детей навыки игрового действия по правилам;- формировать у детей умения классиф...

Конспект проведения игры с правилами по теме: "Найди лишнее"

Возраст: 3-4 года (младшая группа) Образовательные задачи:- формировать у детей навыки игрового действия по правилам;- формировать у детей умения классифицировать картинки в соответствии с задани...

Конспект проведения игры эксперимента

Конспект проведения игры эксперимента   "Как  очистить воду"....

Конспект проведения игры со строительным материалом (средняя группа).

Формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления....