Конспект проведения игры «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия
В этой игре вы закрепите, обобщите и покажите знания, умения и навыки по пройденной теме «Чум – жилище тундровиков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto._gde_.kogda_.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»
Конспект проведения игры «Что? Где? Когда?»
Воспитатель: Васякина Л. С.
Цель: закрепить знание детей о жилище коренных жителей.
Задачи:
- Обобщить и пополнить знания детей дополнительной информацией.
- Развивать чувства коллективизма и умение работать сообща.
- Воспитывать уважительное отношение к коренным жителям Севера, их обычаям и традициям.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами (от 1до13), барабан, карточки Что? Где? Когда? конверты с вопросами, аудио, видеоматериал.
Занятие проводится в форме интеллектуальной, познавательной игры «Что?» «Где» «Когда».
Ход игры.
Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей игре. Сегодня ребята у нас необычное занятие, оно пройдёт в форме игры: «Что? Где? Когда?»
В этой игре вы закрепите, обобщите и покажите знания, умения и навыки по пройденной теме «Чум – жилище тундровиков».
В сегодняшней игре принимают участие №1 – Аня, №2 – Юля. №3 – Алёша, №4 – Слава…
В каждой команде есть капитан. И мы выберем его ненецкой считалкой:
«Сильный северный олень нас катает целый день!
Но на нарты всем не сесть – значит, ты останься здесь!»
И так капитаном у нас будет…
Сегодня будут играть против вашей команды знатоков (ложу конверты и называю) – д/д «Надежда», ДЮЦ, д/с«Белый медвежонок», д/с «Сказка» и т.д.
Правила игры таковы:
- Вращать барабан по очереди;
- Не выкрикиваем. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Вопрос читать буду я;
- После обсуждения капитан говорит, кто будет отвечать;
- Если вы знаете ответ на вопрос, то можете отвечать сразу досрочно, а эту минуту можете использовать при более трудных вопросах;
- В обсуждении участвует вся команда каждый из Вас, может высказать свою точку зрения
Правила игры понятны, ясно всем? Желаю всем удачи. Начинаем игру.
- Перевести с ненецкого, что означают слова МЯ, СЫРА МЯ, ТА МЯ.
- Сколько семей может жить в чуме? (Обычно в чуме живут две семьи).
- Кто устанавливает чум?
(Чум у ненцев, по традиции, всегда устанавливают женщины, им помогают девочки – подростки. Так как мы с вами живём в 21 веке, то сейчас помогают им мужчины. Они же выбирают для него ровное и безветренное место. Делают они это быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг. По обе стороны от него укладывают доски и плетённые циновки). По преданиям многих северных народов человек и чум появились одновременно. Чум очень древнее жилище.
А знаете ли вы, что на верхних углах нюки из кожи сделаны небольшие кармашки (сях). Просунув в ник палки, поднимают нюк.
- Что используют для покрытия чума – какой формы покрышка? (в тундре для покрытия чума используют 4 покрышки: 2 нижние, сужающие кверху и 2 верхние прямоугольные, поменьше. Эти покрышки, как и шесты всегда возят с собой. Летом чум покрывают брезентом, а у хантов берестяными покрышками. Зимние покрышки, их называют нюки – шьют из оленьих шкур, в два слоя, ворсом наружу: края их заходят один на другой. Сверху их обязывают верёвками. На большой нюк идёт 36 шкур.
А знаете ли вы, что на зимние нюки идут спинные части шкур взрослых оленей. Олений волос на покрышках – нюках подстригают, чтоб зимой во время стоянок не набивался снег, который подтаивает и образует ледяную корку. Нарастая. Она утяжеляет нюк, корка не даёт покрытию дышать, в результате внутренняя сторона нюка отсыревает. Покрышка размокает, провисает. В самом жилище нарушается влажность и температура.
5. Как называется зимняя одежда северян у мужчин, у женщин? А обувь? Ребята вы можете удивиться, что вопрос не по теме? А оказывается связь между ними самая прямая. Сначала у мужчин одевается мехом внутрь малица, затем широкий, мехом наружу, совик – гусь. Когда мужчина садится на нарты широко расставив ноги они напоминают чум; ягушка тоже двойная (верхняя шьётся из нюбулюя, а внутренняя из оленьих шкур). И обувь состоит из двух слоёв: внутреннего – «чулки» сшитые из оленьих шкур мехом внутрь и «пимы» – шьют из оленьих лап. Вся одежда, как и чум двухслойная.
- Как устраивается оленевод на ночлег в тундре, если его застигнет пурга? (иногда мужчинам, особенно в дальней дороге приходится использовать свою одежду вместо чума). Если пришлось заночевать в тундре, оленеводы, охотники устраивают так называемый «куропачий чум». Выбирается место, нарты ставятся на бок с подветренной стороны. Олени собираются в кучу, закрывая хозяина. Их заносит снегом, а в снежном «чуме» - всегда тепло. Это мы наблюдали у оленеводов, а охотники делают в снегу ямку, в которой ложатся прямо в одежде. В куропаткином чуме можете быть уверены на все 100%, что не замёрзните и ничего не обморозите во время отдыха или ожидания лучшёй погоды.
- Правильно разместите членов семьи в чуме? (аппликация).
- Какие самые распространённые ненецкие игры вы знаете?
- Назовите основные занятия ненцев: охота, оленеводство, рыболовство.
- Кто является хранительницей очага?
Является по традиции всегда женщина, только если она заболела, замещает ее мужчина. В случае смерти, мужчина возвращается в поселок.
- Какую работу выполняет женщина в тундре?
- Перед вами изображение 2-х чумов: старого и нового. Докажите, где новый, а где старый? (тундровики всегда берегли шесты, потому что в тундре нет деревьев. Они служили семье многие годы. Но их трудно было защитить от влаги – концы подгнивали от соприкосновения с влажной землёй. Чтобы сохранить шест приходилось удалять подгнившую часть. По высоте чума можно легко установить возраст жилища.
- Подобрать к рисункам соответствующие слова.
- Музыкальная пауза.
- Из чего делают каркас чума? (делают из шестов, каждый шест длиной 5 метров. Главных шестов два. У тундровиков они носят интересное название - «чумовые мужчины». Соединяются они определённым ненецким способом. Их крепят наклонно, подставляя к ним ещё два шеста. В результате получается коническое сооружение. К этой основе подставляют остальные шесты в строго определённом порядке, группами. Каждая группа имеет своё название. Хотя внешне они как будто одинаковы, их никогда не путают. Когда чум разбирают – шесты вынимают тоже группами, но в обратном порядке.
16. Какую форму имеет чум? (коническую, эта форма хорошо
приспособлена к суровым условиям тундры. Очень устойчивый при
метелях и ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег и дождь.
А знаете ли вы, что зимой в нём хорошо удерживается тепло, а летом в нём не жарко, при установке и разборке не требуется никаких дополнительных приспособлений.
- Сколько шестов идёт на маленький и большой чум? (36 – 50)
Ребята, а кто вспомнит скороговорку про чум?
- Физминутка: «Олень»
Идут по холмистой тундре олени.
Идут и в стороны глядят.
Останавливаются и ногами
Разгребают глубокий снег.
Подкрепившись, наевшись ягеля.
Дальше идут - не идут, а по воздуху летят.
Итог: Ребята, понравилась игра вам? Юля, какой тебе вопрос понравился? Оля, какой для тебя был самый трудный вопрос? Ребята, а что нового вы узнали?
Эта игра показала, что вы тему усвоили хорошо: знаете, быт и уважаете традиции коренных жителей. По преданиям многих северных народов, человек и чум появились одновременно. Значит, чум очень древнее жилище. Игра закончилась со счётом 15/1 в пользу знатоков. Молодцы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белый медвежонок».
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности с детьми
подготовительной группы
Тема:
«Чум – жилище тундровиков»
Воспитатель:
Лидия Семёновна Васякина
с. Газ-Сале
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения игры на станции «Олимпийский городок» в рамках недели здоровья для детей старшей и подготовительной к школе групп
Игра для детей старшей и подготовительной к школе групп...
Конспект проведения игры-викторины "Своя игра" с родителями детей старшей группы по теме: "Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма"
Игру можно проводить на родительском собрании....
Конспект проведения игры-досуга « Что, где, когда» с детьми старшего дошкольного возраста и родителями.
Цель: Закрепить знания детей об объектах живой и неживой природы, закрепитьзнание детьми правил поведения в природе. Способствовать формированию осознанно- правильного отношения к объектам природы, во...
КОНСПЕКТ проведения игры с правилами по теме: "Найди лишнее"
КОНСПЕКТ проведения игры с правилами по теме "Найди лишнее"Возраст: 3-4 годаОбразовательные задачи:- формировать у детей навыки игрового действия по правилам;- формировать у детей умения классиф...
Конспект проведения игры с правилами по теме: "Найди лишнее"
Возраст: 3-4 года (младшая группа) Образовательные задачи:- формировать у детей навыки игрового действия по правилам;- формировать у детей умения классифицировать картинки в соответствии с задани...
Конспект проведения игры эксперимента
Конспект проведения игры эксперимента "Как очистить воду"....
Конспект проведения игры со строительным материалом (средняя группа).
Формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления....