Методическая мастерская "Методика проведения ОД по хакасскому языку"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Непосредственно образовательная деятельность по обучению хакасскому языку проводится один раз в неделю и вмещает в себя виды деятельности: игровую, изобразительную (рисование, аппликация, элементы театральной деятельности, художественно-речевую (стихотворения, пословицы, сказки).

Чтобы обогатить у дошкольников словарный запас наиболее употребляемых хакасских слов и фраз, в группе создаются такие речевые ситуации, которые мотивируют их спросить или сказать что-то на хакасском языке. Сюда входит ситуация знакомства, рассказа о своей семье, любимой игрушке и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения образовательной деятельности по хакасскому языку.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, игра - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя [4, с. 36]. Знакомство с хакасским языком, культурой происходит через игры, знакомство с фольклором. У детей появляется повышенный интерес к нетрадиционным методам обучения, таким формам занятий, как экскурсии, видеоэкскурсии, видеопрезентации, в результате эффективность работы по обучению хакасскому языку гораздо выше, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта в нестандартной ситуации.

Непосредственно образовательная деятельность по обучению хакасскому языку проводится один раз в неделю и вмещает в себя виды деятельности: игровую, изобразительную (рисование, аппликация, элементы театральной деятельности, художественно-речевую (стихотворения, пословицы, сказки).

Чтобы обогатить у дошкольников словарный запас наиболее употребляемых хакасских слов и фраз, в группе создаются такие речевые ситуации, которые мотивируют их спросить или сказать что-то на хакасском языке. Сюда входит ситуация знакомства, рассказа о своей семье, любимой игрушке и т. д. В свободное время и во время режимных моментов обязательно используются слова и словосочетания на хакасском языке«Здравствуйте»«До свидания»«Можно идти домой?», озвучивается меню на хакасском языке и т. д. Дети с радостью и легкостью запоминают новые слова и словосочетания, если они пользуются ими в повседневном бытовом общении в детском саду. Тем самым мотивируя и активизируя свои способности для дальнейшего изучения хакасского языка и вне стен детского сада.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности, применяемые при изучении хакасского языка:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- эвристические беседы;

- подражание голосам и звукам животных;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- использование художественного слова.

Так как в группах дети с разным уровнем владения хакасского языка, то возникает необходимость создания коллективной формы работы. Достоинство этой работы состоит в том, что она значительно увеличивает объем речевой деятельности на занятиях: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку. Эта работа удобна для разыгрывания речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать, что – либо на хакасском языке.

Работа в парах: Василиса спрашивает, а Эвелина отвечает.

                           Пу ниме? (это что?)

                           Аба (медведь).

                           Пу ниме? (это что?)

                           Хозан (заяц)

                           Пу ниме? (это что?)

                           Тулгу (лиса) и т.д.

Многие из вас уже наверно знакомы, что с помощью средствами активизации можно добиться большего запоминания основного языкового материала?

  1. Создание благоприятной обстановки.
  2. Опорный язык (русский) звучит вскользь, а хакасский в нужном темпе, используя интонационную красоту.
  3. Раскрытие речевого аппарата. Можно включить музыку громко, дети должны ее перекричать или использовать разный уровень громкости (от шепота до крика) любую считалку, скороговорку этим средством дети быстро запоминают.
  4. Интонационная речь. Каждая фраза произносится в разных интонациях (;!?!!.) Наа чыл чагдапча!
  5. Ритмизация

а) под хлопки произносить новые  слова: ко-ге-нек,  ху- ра-га-нах;

б) жесты чоон (большой) – кiчiг (маленький);

в) степень сравнения: чахсы (хорошо), угаа чахсы (очень хорошо).

      7. Пропевка – языковой материал перекладываем на знакомую мелодию.

            Песня «В траве сидел кузнечик»

            Мин иртен ирток турчам  (рано утром я встаю)

            Анан мин азыранчам        (потом я завтракаю)

            Iпек iчечем пир                 (мама хлебушек подай)

            Чей уучачам ур пир.         (бабушка чай налей).

Все эти средства осуществляются по принципу:

а) группа – воспитатель;

б) парная работа;

д) диалог.

Методика проведения непосредственной образовательной деятельности должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Игры в непосредственной образовательной деятельности не должны быть эпизодическими и изолированными. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или воспитателем той или иной роли.

Обучающие игры делятся на ситуативные, ритмо-музыкальные и художественные.

  • К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой дети выступают в определенных ролях, разыгрываются различные жизненные ситуации, например: продавец-покупатель, доктор-пациент и т.д.

Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят стандартный диалог.

Стандартные диалоги, например:

  • Козiт пир? (покажи мне) – когда взрослый называет предмет, а ребенок должен подойти к карточке с изображением нужного слова и указать на нее.
  • Повтори? Преподаватель показывает слова, дети называют слова.

Ниме чоfыл? (что пропало)

  • Ниме артых? (что лишнее)

Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен «Саасхан, саасхан козiт пир…», «Мелей» и другие…

 Драматизации (т.е. постановка маленьких сценок на хакасском языке)

 «В лесу» - например: в лесу встречаются лисичка и медведь, и разыгрывается маленький диалог «Теремок» и другие.

Изобразительные игры, такие как графический диктант, раскрашивание картинок и т.п. Раскрашивание картинок, это успокаивающее, не всегда содержательное, но очень распространенное занятие.

Аудиосказки для хакасского языка

Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить непосредственную образовательную деятельность с помощью аудиосказок на хакасском  языке. Аудиосказки можно разделить на:

  • Аудиосказки «в чистом виде». Аудиосказки являются отличным подспорьем для изучения хакасского языка детьми. Для начала вполне подойдут крохотные английские рассказы. Например, с детьми можно слушать такие сказки как «Турач,ах» («Теремок») ,«Салfан» («Репка»), «Тоfылаfас» («Колобок»). Крайне важно, чтобы суть аудиосказки была понятна, ведь в противном случае ребенок быстро потеряет интерес. А непосредственная образовательная деятельность без интереса не будет настолько плодотворной и эффективной.
  • Аудиосказки в сочетании с иллюстративным материалом. По ходу звучания аудиосказки дети вместе с воспитателем рассматривают картинки и одновременно проговаривают слова.
  • Аудиосказки и метод «полного погружения». Чтобы сделать прослушивание  аудиосказок более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии – рисование сказки. Но рисовать в процессе прослушивания получится в том случае, если сюжет сказки хотя бы немного ребенку знаком. Поэтому детям дают карандаши и бумагу тогда, когда сказка слушается во второй или третий раз. Дело в том, что рисование во время прослушивания – процесс, который затрагивает глубинные навыки одновременного восприятия и воспроизведения информации. В ходе рисования у ребенка образуются ассоциативные связи с услышанным. Вольно или невольно, хакасские  слова запоминаются, ассоциируясь с изображаемым на рисунке сюжетом. Попутно, необходимо обратить внимание, умеет ли он одновременно слушать и рисовать услышанное. В четыре-пять лет навыки быстрого воспроизведения услышанной информации у большинства малышей отсутствуют. Но к шести годам у тех детей, которые регулярно слушают и воспроизводят только что услышанную информацию в виде пересказа, рисунка, аппликации и пр., развивается умение одновременно слушать, слышать, понимать и интерпретировать услышанное.

Мультфильмы на хакасском языке – также является одним из лучших помощников в обучении хакасскому языку. Дети любят мультики и с удовольствием смотрят их много раз подряд. Поэтому мультфильмы на английском языке помогают решить сразу много задач обучения иностранному языку малышей:

  • у ребенка не встает вопрос «зачем учить эти слова»;
  • ему интересно смотреть мультфильмы и он с удовольствием повторяет фразы героев;
  • мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки хакасской речи;
  • повторяемость – если ребенку понравился мультфильм, он готов смотреть один и тот же мультик раз за разом, пока не выучит его наизусть.

Понимать такие мультики ребенку будет значительно проще – из-за доступности тем – счет, названия животных и т.д. и спокойного темпа.

Мои дети ежегодно участвуют в городских конкурсах и занимают призовые места.

Занятия по обучению детей хакасскому языку - это благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях, традиции хакасского народа и быт. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению хакасским языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал. Овладение хакасским языком полезно всем детям, живущим в Хакасии, поскольку знание языка положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а также стимулирует развитие его речевых навыков. Используя на занятиях ИКТ, необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и необходимость данной технологии. Основными целями применения ИКТ на занятиях хакасского языка являются повышение мотивации к изучению хакасского языка, расширение объема знаний о культуре, обычаях хакасского народа, развитие речевой компетенции. Используя в работе ИКТ технологии, можно выделить основные занятия, это мультимедийные презентации, использование аудио и видео материалов.

Использовать компьютер можно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении.

В заключении хотелось бы отметить, что изучение языка развивает разные стороны личности: память, внимание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, пробуждает любознательность, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Таким образом, правильно организованное обучение языку в детском саду помогает решить задачи образования, воспитания и развития детей, а самое главное поддержать интерес к дальнейшему изучению языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние животные и птицы" игровое пособие с использованием ИКТ для ознакомления детей дошкольного возраста с хакасским языком

Данное пособие является первым, изготовленным в соавторстве с воспитателем Ботиной Ириной Сергеевной, материалом по ознакомлению детей дошкольного возраста с хакасским языком. Интерактивная игра помож...

Конспект НОД по хакасскому языку Тема «Национальное украшение хакасских женщин пого»

Конспект НОД по хакасскому языкуТема «Национальное украшение хакасских женщин пого»...

Физминутки на хакасском языке, хакасские национальные игры.

Хакасский язык - с детского сада!  Знание двух языков - это всегда большой плюс для ребенка.  В нашем детском саду изучению хакасской народной культуре уделяется немалое внимание. Одной из о...

Хакасский язык для малышей: сказки на хакасском языке

Изучение  хакасских народных  сказок – это расширение знаний детей о своём родном крае, о своей малой родине – Хакасии. Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что ...

Методика проведения образовательной деятельности по хакасскому языку.

Форма обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности. Среди форм организации обучения преобладает групповая, т.е. коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работ...

Методическая разработка Игровые ситуации в изучении хакасского языка

Доклад "Загадки как средство развития детей старшего дошкольного возраста"Презинтация " Игровые ситуации в изучения детей хакасскому языку...