Методика проведения образовательной деятельности по хакасскому языку.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Форма обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности. Среди форм организации обучения преобладает групповая, т.е. коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на занятиях меняются, т.к. внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес.

В ходе своей работы я использую различные методы обучения детей хакасскому языку, для того чтобы заинтересовать ребенка и чтоб ему был интересен новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_detey_hakasskomu_yazyku.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения образовательной деятельности по хакасскому языку.

Метод обучения детей хакасскому языку.

В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах.

  Интенсив- это слово английское, от слова intensus, что означает напряженный, сжатый, насыщенный. Интенсивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие «ребенок- педагог» или «ребенок-ребенок- педагог». Следует отметить, что данная форма обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности. Среди форм организации обучения преобладает групповая, т.е. коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на занятиях меняются, т.к. внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес.

В ходе своей работы я использую различные методы обучения детей хакасскому языку, для того чтобы заинтересовать ребенка и чтоб ему был интересен новый материал.

  Интенсивное обучение следует рассматривать как многомерное явление, которое на каждом этапе занятия решает одновременно три задачи: учебно- познавательную, коммуникативно- развивающую и социально-ориентационную. Так как в группах дети с разным уровнем владения хакасского языка, то возникает необходимость создания коллективной формы работы. Достоинство этой работы состоит в том, что она значительно увеличивает объем речевой деятельности на занятиях: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку. Эта работа удобна для разыгрывания речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать, что – либо на хакасском языке.

  - Пу iнек. Чоон iнек. Iнек пазы. Хулахтары, харахтары, ахсы пар.

Работа в парах: Дарина спрашивает, а Аяна отвечает.

                           Пу ниме? (это что?)

                           Пызо (теленок).

                           Пу ниме? (это что?)

                           Пазы (голова)

                           Пу ниме? (это что?)

                           Азахтары (ноги) и т.д.

Многие из вас уже наверно знакомы, что с помощью средствами активизации можно добиться большего запоминания основного языкового материала?

  1. Создание благоприятной обстановки.
  2. Опорный язык (русский) звучит вскользь, а хакасский в нужном темпе, используя интонационную красоту.
  3. Раскрытие речевого аппарата. Можно включить музыку громко, дети должны ее перекричать или использовать разный уровень громкости (от шепота до крика) любую считалку, скороговорку этим средством дети быстро запоминают.
  4. Интонационная речь. Каждая фраза произносится в разных интонациях (;!?!!.) Наа чыл чагдапча!
  5. Прием дробления фраз.

Кемдiр синiн, адын,…адын,? (Как тебя зовут?)  …Синiн, адын,? Кемдiр синiн, адын?

  1. Ритмизация

а) под хлопки произносить новые  слова ху- ра-га-нах;

б) жесты чоон (большой) – кiчiг (маленький);

в) степень сравнения: чахсы (хорошо), угаа чахсы (очень хорошо).

      7. Пропевка – языковой материал перекладываем на знакомую мелодию.

            Песня « В траве сидел кузнечик»

            Мин иртен ирток турчам  (рано утром я встаю)

            Анан мин азыранчам        (потом я завтракаю)

            Iпек iчечем пир                 (мама хлебушек подай)

            Чей уучачам ур пир.         (бабушка чай налей).

Все эти средства осуществляются по принципу:

а) группа – воспитатель;

б) парная работа;

г) толкучка;

д) диалог.

Составление рассказов по схеме.

Хысхы килдi. (Пришла зима). Соох хысхы килдi. (Холодная зима пришла).

Парами жестом, мимикой.

  1. Пу хол (это рука)        2. Пу хол (это рука)   3. Холларым (руки)

Пу азах (это нога)            пу азах(это нога)        азахтарым (ноги).

Работа в парах помогла мне исправлять речевые ошибки детей путем составления диалога по заданной ситуации.

Работа по цепочке можно использовать при составлении рассказов по картинкам. Для привития интереса к хакасскому языку можно использовать словесные, ролевые игры, различные виды карточек (моделей).

                  По каким же принципам осуществляется интенсивное обучение?

Прежде всего - это личностное общение (Я- личность, все мы – личности). Общение с детьми происходит с позиции глаза в глаза, на равных, на полном взаимодоверии. Дети встают парами, взявшись за руки, говорят и показывают жестами, используя мимику. Затем пары меняются, ребенок, который слушал, теперь говорит, может один спрашивает - другой отвечает. Второй принцип - волевая организация учебного процесса. (Я - актер, прячусь за маской). В этом случае ребенок, оберегая свое психическое здоровье, раскрывает свои возможности. Третий принцип коллективного взаимодействия, когда все дети общаются друг с другом. (Я - коллектив, один за всех, все за одного, мой успех – ваш успех).

Методика проведения непосредственной образовательной деятельности должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Игры в непосредственной образовательной деятельности не должны быть эпизодическими и изолированными. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или воспитателем той или иной роли.

Обучающие игры делятся на ситуативные, ритмо-музыкальные и художественные.

  • К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой дети выступают в определенных ролях, разыгрываются различные жизненные ситуации, например: продавец-покупатель, доктор-пациент и т.д.

Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят стандартный диалог.

Стандартные диалоги, например:

  • Козiт пир? (покажи мне) – когда взрослый называет предмет, а ребенок должен подойти к карточке с изображением нужного слова и указать на нее.
  • Повтори? Преподаватель показывает слова, дети называют слова.

Ниме чоfыл? (что пропало)

  • Ниме артых? (что лишнее)

Также я со своими детьми проигрываем в игру «Волшебное зеркало» - цель: развитие внимания.

Ход: - К зеркалу подходят дети в масках зверей. В волшебном зеркале отражается несколько зверей. Детям нужно сказать кого они видят и в каком количестве. Например: Сколько козлят? Сколько зайцев?  И т.д.

Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен «Саасхан, саасхан козiт пир…», «Мелей» и другие…

 Драматизации (т.е. постановка маленьких сценок на хакасском языке)

 «В лесу» - например: в лесу встречаются лисичка и медведь, и разыгрывается маленький диалог «Теремок» и другие.

Изобразительные игры, такие как графический диктант, раскрашивание картинок и т.п. Раскрашивание картинок, это успокаивающее, не всегда содержательное, но очень распространенное занятие.

Аудиосказки для хакасского языка

Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить непосредственную образовательную деятельность с помощью аудиосказок на хакасском  языке. Аудиосказки можно разделить на:

  • Аудиосказки «в чистом виде». Аудиосказки являются отличным подспорьем для изучения хакасского языка детьми. Для начала вполне подойдут крохотные английские рассказы. Например, с детьми можно слушать такие сказки как «Турач,ах» («Теремок») ,«Салfан» («Репка»), «Тоfылаfас» («Колобок»). Крайне важно, чтобы суть аудиосказки была понятна, ведь в противном случае ребенок быстро потеряет интерес. А непосредственная образовательная деятельность без интереса не будет настолько плодотворной и эффективной.
  • Аудиосказки в сочетании с иллюстративным материалом. По ходу звучания аудиосказки дети вместе с воспитателем рассматривают картинки и одновременно проговаривают слова.
  • Аудиосказки и метод «полного погружения». Чтобы сделать прослушивание  аудиосказок более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии – рисование сказки. Но рисовать в процессе прослушивания получится в том случае, если сюжет сказки хотя бы немного ребенку знаком. Поэтому детям дают карандаши и бумагу тогда, когда сказка слушается во второй или третий раз. Дело в том, что рисование во время прослушивания – процесс, который затрагивает глубинные навыки одновременного восприятия и воспроизведения информации. В ходе рисования у ребенка образуются ассоциативные связи с услышанным. Вольно или невольно, хакасские  слова запоминаются, ассоциируясь с изображаемым на рисунке сюжетом. Попутно, необходимо обратить внимание, умеет ли он одновременно слушать и рисовать услышанное. В четыре-пять лет навыки быстрого воспроизведения услышанной информации у большинства малышей отсутствуют. Но к шести годам у тех детей, которые регулярно слушают и воспроизводят только что услышанную информацию в виде пересказа, рисунка, аппликации и пр., развивается умение одновременно слушать, слышать, понимать и интерпретировать услышанное.

Мультфильмы на английском языке – также является одним из лучших помощников в обучении хакасскому языку. Дети любят мультики и с удовольствием смотрят их много раз подряд. Поэтому мультфильмы на английском языке помогают решить сразу много задач обучения иностранному языку малышей:

  • у ребенка не встает вопрос «зачем учить эти слова»;
  • ему интересно смотреть мультфильмы и он с удовольствием повторяет фразы героев;
  • мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки хакасской речи;
  • повторяемость – если ребенку понравился мультфильм, он готов смотреть один и тот же мультик раз за разом, пока не выучит его наизусть.

Понимать такие мультики ребенку будет значительно проще – из-за доступности тем – счет, названия животных и т.д. и спокойного темпа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Цель:  Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  мет...

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено н...

Консультация для педагогов "Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе".

Данный материал предназначен для педагогов детского сада. ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуа...

Консультация для воспитателей "Методика проведения образовательной деятельности по физической культуре"

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной систе...

Методическая разработка проведения образовательной деятельности по методике Макато Шичиды

Материалы, оснащённость: 3 стола, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, несколько стульев; цветы из гафрированной бумаги (полянка), набор карточек «насекомые», мыльные пузыри, ...