Консультация для педагогов "Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе".
консультация

Макарова Людмила Петровна

Данный материал предназначен для педагогов детского сада. ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_doshkolnogo_obrazovaniya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема: «Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе»

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширение кругозора.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Образовательная деятельность является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду.  

Принципы обучения математике дошкольников:

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

Методы формирования элементарных математических представлений:

-  словесный  (объяснение,   беседа,   инструкция,   вопросы и др.);

-  наглядный  (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

-  практический  (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.);

Особенности практического метода:

  • выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
  • широкое использование дидактического материала;
  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
  • использование   математических   представлений   в   быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

- демонстрационный и раздаточный;

- сюжетный и бессюжетный;

- объемный и плоскостной;

- специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

- фабричный и самодельный.

Методические требования  к  применению  наглядного материала:

  • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
  • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Требования к самодельному наглядному материалу:

- гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой,  бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);

- эстетичность;

- реальность;

- разнообразие;

- однородность;

- прочность;

- логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);

- достаточное количество

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

Требования к речи воспитателя:

-       эмоциональная;

-       грамотная;

-       доступная;

-       четкая;

-       достаточно громкая;

-       приветливая;

-       в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

-       в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций,  темп достаточно быстрый,  приближающийся к ведению урока в школе...

Приемы формирования элементарных математических представлений:

-    Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

-    Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

-   Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

-    Вопросы к детям.

-    Словесные отчеты детей.

-    Предметно-практические и умственные действия.

-    Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

-       точность, конкретность, лаконизм;

-       логическая последовательность;

-       разнообразие формулировок;

-       небольшое, но достаточное количество;

-       избегать подсказывающих вопросов;

-       умело пользоваться дополнительными вопросами;

-       давать детям время на обдумывание...

Средства формирования элементарных математических представлений

  • Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).
  • Электронная картотека игр по ФЭМП.
  • Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
  • Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

       Учебной программой дошкольного образования предусмотрена работа с воспитанниками по нескольким разделам:

  • Количество и счет,
  • Величина,
  • Геометрические фигуры и формы предметов,
  • Пространство,
  • Время.

Математическая образовательная деятельность в подготовительной группе имеет определённую структуру, в которой, независимо от его разновидностей, можно выделить три ключевые части:

- начало

- основной этап

- окончание (итоговая часть)

Задача педагога - сделать образовательную деятельность педагога по ФЭМП занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.

Следуя древней пословице:

«Я слышу - я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Призываю всех педагогов делать это - внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Литература:

И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование ЭМП»

Н. А. Арапова-Пискарёва «ФЭМП». М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

А. В. Белошистая «Обучение математике в ДОУ» Методическое               пособие. М.: Айрис-пресс, 2005 г.

А. В. Белошистая «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» Вопросы теории и практики. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада

Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Олимпийские игры"

Занятие игра на тему Олимпийские игры. На занятии дети закрепляют знания не только по математике, но и обобщают представления о зимних видах спорта....

План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе

План-конспект  проведения  непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной к школе группе Тема: Квартира в многоквартирном доме...