Формирование патриотических чувств
план-конспект занятия (старшая группа)

Формирование патриотических чувств "Символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvoly_rossii_-_podg.gr_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование патриотических чувств

Тема «Символы России»

Цель: Закрепить и обобщить  знания детей о государственных символах России ( герб, флаг, гимн). Учить показывать на карте границы России. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, развивать грамматически правильную речь. Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре страны, любовь к Родине.

Оборудование: Конверт с письмом, карта России, изображение герба и флага, листочки для рисования, разноцветные карандаши, разрезные картинки герба на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы с детьми о малой и большой  Родине, чтение и заучивание стихов о Родине, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с изображением различных флагов и гербов других стран, слушание и заучивание гимна России.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот.

У реки – береза-скромница,

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой, соседской фабрики,

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Ребята,  у каждого человека есть своя родина – место,  где он родился, где живут его родители, где жили его предки. Это его малая родина. У нас с вами – это наш город  Кропоткин, где вы родились и живете, ходите в детский сад, дружите друг с другом. А для всех жителей нашей страны родина – это наша страна Россия. И она у нас одна на всех – наша большая и красивая страна Россия.

Давайте посмотрим на карту и покажем границы нашей большой Родины  - России, чтобы посмотреть,  какая она большая (выходит ребенок и на карте показывает указкой границы России).

Воспитатель: Да, Россия большая страна, и занимает 1/6 часть суши всего земного шара.

И про нашу Россию дети сейчас прочитают стихи.

Выходят дети и читают стихотворение Н.Забилы (по частям)

1.Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

2. Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

3. И поезд по моей стране

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

4. Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый!

Воспитатель:

О нашей стране можно сказать, что она великая, красивая. И многие поэты воспевали нашу Родину, находили точные и образные слова. А какие бы слова вы сказали о России? Какая она для вас? (Большая, величественная, любимая, родная, светлая, необъятная, бескрайняя, могучая, белоствольная)

Народ слагал не только стихи и песни о Родине, но и придумал поговорки. Кто помнит пословицы и поговорки о Родине?

Дети отвечают:

Человек без родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

За морем теплее, а на родине – светлее.

Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха.

Жить – Родине служить.

Очень хорошие пословицы о родине вы знаете. Но посмотрите, к нам пришло письмо из института космических исследований ( достает конверт и читает письмо), они запускают на Марс марсоход и просят нас помочь им составить для марсиан послание о нашей стране. И поскольку марсиане не знают наш русский язык, нам в этом должны помочь символы нашего государства. Вы все знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы - это флаг, герб и гимн страны. И у нашей страны есть такие символы. Вот об одном из них - о флаге, вернее, об истории флага расскажут нам сейчас ребята.

2 детей выходят и рассказывают заранее выученный текст

1. В давние-давние времена жизнь наших предков была неспокойной. Они постоянно бились с врагами  за землю, за территорию. И пришлось воинам объединиться, чтобы защищаться от врагов. В случае опасности брал воин длинную палку, на ее конец привязывал пучок травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак-символ. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – СТЯГ.

2. Собирался народ и воины под стягом и отправлялись защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась и трепетала на ветру и такой знак - символ был виден далеко-далеко. Так появился первый флаг. Впоследствии у каждого войска был  флаг определенного цвета, чтобы войска отличались на поле битвы.

Воспитатель: Вот такая история флага. Флаг состоит из трех частей. Как  они правильно называются? (ДРЕВКО, ПОЛОТНИЩЕ И НАВЕРШИЕ).

Молодцы, знаете. А  знаете ли вы,  почему флаг России трехцветный, бело-сине-красный и что означают три цвета нашего флага?

Дети: Белая полоса – это белоствольная береза, ромашки, белые облака, снег.

Синяя полоса -  реки и моря, небо.

Красная полоса – огонь, тепло, солнце, любовь.

Воспитатель: Да, все вы правильно сказали, но на флаге каждая полоса имеет свое значение. Послушайте стихотворение (читает ребенок)

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят

Он страны великой самый главный знак

Доблестный трехцветный наш Российский флаг!

Воспитатель: У меня есть заготовки флагов, я вам их раздам, а вы внимательно и правильно раскрасите  свои флаги в цвет российского флага и ваши рисунки мы отправим в институт космических исследований для марсиан (дети выполняют работу). Молодцы, вы все правильно раскрасили флаги, потому что очень важно именно так расположить полосы флага: Красная полоса – это наша Земля, политая кровью солдат, погибших за ее свободу. Синяя полоса – над землей синее небо, а над небом – белая полоса –  чистота, светлая сила. Если на марсе есть разумные существа, я думаю, что они поймут правильно наш знак-символ.

Воспитатель: Есть у каждой страны еще один символ, по которому можно определить  - какая это страна. Этот символ называется ГЕРБ.

История герба уходит в прошлое, когда все воины большую часть своей жизни проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Как вы думаете, что их защищало?  (Щит и доспехи)

Правильно. А кто хочет рассказать историю щита?

(выходит один ребенок и рассказывает)

Щит защищал воина в боях. И у каждого воина для отличия от других на щите был изображен свой рисунок. Если воин чувствовал себя храбрым как тигр, он рисовал на щите изображение тигра. Если грозным и непобедимым, то рисовал льва. Если быстрым и зорким, как орел, то рисовал орла.  Щит бережно оберегали и предавали по наследству сыновьям и внукам. Щитом гордились и старались не опозорить  семью трусостью  на поле боя. Сейчас солдаты не используют в боях щиты, но их изображение и стало гербом страны.

Воспитатель: Правильно. А что изображено на гербе России?

Выходит ребенок, читает стихотворение:

У России величавой

На груди орел двуглавый,

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный!

Воспитатель: А у меня есть изображение герба  в разрезанном виде и ваша задача -  собрать герб в единое целое (раздает каждому ребенку разрезные картинки размером А4 с изображением герба, дети собирают за столами).

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что у каждой страны есть свои песни: колыбельные, марши, детские песни. Но есть у каждой страны одна главная песня, которая называется ГИМН.  Гимн звучит в праздники на парадах, в торжественных днях при награждении героев, при победах спортсменов, когда поднимается флаг. Гимн – это торжественная величавая песня страны. Гимн всегда слушают стоя, мужчины без головных уборов.  Давайте и мы с вами послушаем гимн нашей страны России. Вы можете петь вместе с музыкой, ведь мы с вами выучили слова гимна заранее.

Звучит гимн, все встают, дети подпевают музыке.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Сегодня наше занятие прошло торжественно. О каких символах мы рассказали сегодня (о гербе, флаге, гимне). Я очень надеюсь, что вы вырастите патриотами своей страны, будете беречь и приумножать богатства России, сделаете много полезного и нужного, чтобы наша Россия, наша Родина стала еще краше, еще сильнее, еще лучше.

Наше занятие окончено, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников

Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей  первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....

Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...