Национально-региональный компонент
методическая разработка

Роденкова Ада Александровна

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с народной культурой, традициями, приобщение к народному искусству.

Внедрение национально-регионального компонента, на этапе дошкольного образования, приобщает детей к осознанию понятия «Малая Родина». Данный компонент один из самых важных составляющих современного образования, благодаря которому ребенок узнает о природе родного края, о жизни коренных народов Камчатки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент

Во время сложных социально-экономических преобразований, которые происходят в нашей стране, необходимо возвращаться к этническим корням, этнокультурному наследию народа, для более глубокого постижения общечеловеческой культуры.

Приоритетным является то, что идея о национально- региональной специфике образования до конца не реализовывалась программами различных образовательных учреждений. Но, в 2004 году, после принятия Федерального закона об образовании, где было сказано «в Российской Федерации  устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающий в себя федеральный и региональный ( национально-региональный) компоненты. [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании.-М.2004,с7]

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с народной культурой, традициями, приобщение к народному искусству.

Внедрение национально-регионального компонента, на этапе дошкольного образования, приобщает детей к осознанию понятия «Малая Родина». Данный компонент один из самых важных составляющих современного образования, благодаря которому ребенок узнает о природе родного края, о жизни коренных народов Камчатки.

В МАДОУ должна проводиться работа по формированию у ребенка интереса к истории своей Родины, знаний о природе родного края,

достопримечательностях  родного города. Это позволяет расширить кругозор детей, и почувствовать принадлежность к своей «Малой Родине».

Период дошкольного детства благоприятствует становлению предпосылок гражданских качеств, представлении о человеке, обществе, культуре, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Примерное содержание образовательной деятельности по знакомству с Камчатским краем, по образовательным областям

(вторая младшая и средняя группа)

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей младшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, потребность сохранять народные традиции.

Познавательное развитие

Знакомить детей с традиционной культурой родного края, традициях, природой

Речевое развитие

Развитие речи и мышления через знакомство с культурой камчатского края

Художественно-эстетическое развитие

Знакомить с музыкальным творчеством родного края;

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным видом деятельности;

Физическое развитие

Развивать физическую выносливость и ловкость через традиционные спортивные игры;

Перспективное планирование работы с учетом национально- регионального компонента

для детей второй младшей группы, средней возрастной группы

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Цели

СЕНТЯБРЬ

1. Наш детский сад.

 

 

2. «Моя семья»

 

 

 

Экскурсия.

 

 

 Беседа, рассматривание фотографий.

 

Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его.

 

 Учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям.

ОКТЯБРЬ

1. «Мой город, в котором я живу»

 

 

 

 

2. Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка)

 

 

 

 

 

 

3. «Мой любимый город»

Беседа, рассматривание фотографий

 

 

 

Рассматривать матрешек, играть с ними, разукрашивать их.

 

 

 

 

 

 

Выставка. Воспитывать любовь к городу, в котором живешь.

Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть село; расширить представление детей о родном городе в котором живет.

 

Учить правильно расставлять матрешке на столе, размещать на лесенке, сделанной из кубиков; уметь сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей.

 

НОЯБРЬ

1.Природа родного края. «Осень золотая».

 

 

 

 

2. Кто нас лечит?

 (профессия медсестры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Знакомство с народно-прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки)

 Рассматривание иллюстраций.

 

 

 

 Экскурсия в медицинский кабинет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривать дымковские и филимоновские игрушки, а также разукрашивать их с помощью красок.

Познакомить с явлениями осенней природы; воспитывать любовь к природе родного края.

 

Познакомить детей с профессией мед. сестры; расширить представления о кабинете мед. сестры, о её роли в жизни детского сада; воспитывать уважение к чужому труду.

 

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать.

ДЕКАБРЬ

1. Знакомство с народно-прикладным искусством (хохлома).

 

 

 

 

 

 

2. «Как вести себя в детском саду?»

Беседа с детьми о данном виде народно-прикладного искусства; рассматривание хохломы.

 

 

 

 

 

 

Беседа.

Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.

 

Помочь ребенку понять, как вести себя в детском саду; познакомить с основами этикета; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

ЯНВАРЬ

1. «Я и моё имя!»

 

 2. Национальная одежда- Кухлянка;

3. Природа Камчатского края. «Зимушка-зима».

 

 

4. «Назови ласково».

Беседа.

 

 

Рассматривание иллюстраций.

 

 

 

Игра.

Продолжать называть свое имя и имена других сверстников.

 

Познакомить детей зимой, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

Познакомить с «ласковыми именами»; воспитывать уважительное отношение в коллективе.

ФЕВРАЛЬ

1. Маршрут выходного дня.

 

 

 

 

2. «Будем в Армии служить!»

 

3. «Семья».

Рекомендации для родителей.

 

 

 

Рисунки детей с помощью родителей.

 

Сюжетно – ролевая игра.

Познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу.

 

Продолжать учить детей играть вместе, дружно, формировать положительное отношение к семье.

МАРТ

1. Природа Камчатского края. Весна.

 

 

2. Цветы.

 

Рассматривание иллюстраций.

 

 

Аппликация.

 

 

Помочь детям замечать сезонные изменения в природе.

 

Научить детей приготовить подарки дорогим мамам, бабушкам; воспитывать любовь к родным.

АПРЕЛЬ

1. «Вежливые слова».

 

 

 

2. «Космос».

 

3. Прогулка.

Чтение.

 

 

 

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Экскурсии вокруг детского сада.

Приучать детей к вежливости, здороваться и прощаться, а также благодарить за помощь.

 

Формировать навыки правильно ориентироваться около детского сада.

МАЙ

1. «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский).

 

2. «Репка».

 

 

 

 

3. Лето.

 

 

4. «Этот День Победы».

 Чтение

 

 

 

Чтение

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций.

 

 

Маршрут выходного дня.

Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

 

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам.

 

Познакомить детей летом, воспитывать любовь к родной природе и ее красоте.

 

Примерное содержание образовательной деятельности по знакомству с Камчатским краем, по образовательным областям

(старшая и подготовительная к школе группа)

Образовательная область

Задачи

Физическое развитие

-Продолжение формирований умений и опыта здоровье сберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников;

-Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые игры;

-Воспитывать нравственные и волевые качества;

Социально- коммуникативное развитие

-Продолжать совершенствовать знания о традициях и особенностях своего народа;

-Ознакомление с традициями и обычаями корякского народа;

- Продолжать воспитывать патриотические чувства к родному краю;

Познавательное и речевое развитие

-Ознакомление с художественной литературой и устным народным творчеством

-Систематизировать знания о писателях родного края

-Воспитание толерантности к людям другой национальности;

Художественно-Эстетическое

-Расширение представлений детей о национальном орнаменте;

-Развитие умения создавать узоры по мотивам народной росписи;

-Изучение произведений национальной музыкальной культуры

Перспективное планирование работы с учетом национально- регионального компонента для детей старшей и подготовительной к школе группы

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Цели

Сентябрь

  1. Белый шаман
  2. Семейные традиции
  3. Найди братца
  4. «Россомаха и лисица»
  5. Моя семья

Игра

Беседа

Дидактическая игра

Чтение художественной литературы

Рисование

Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть село; расширить представление детей о родном городе в котором живет.

Ознакомление детей с художественной литературой и устным народным творчеством Камчатского края;

Октябрь

  1. Промыслы России
  2. «Не плюй в колодец-пригодится воды напиться»
  3. «Яблоня» из сказки Крошечка-хаврошечка
  4. Природа родного края «Краски осени»

Настольно-печатная игра

Чтение художественной литературы;

Аппликация

Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.

Ноябрь

  1. Охота на волка
  2. Улицы города нам расскажут;
  3. Одежда ительменов, эвенов

Подвижная игра

Беседа

Рисование

Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.

Декабрь

  1. «Король, прими нас на работу»
  2. Угадай, какой знак
  3. Символика России
  4.  «Морозко»
  5. Природа родного края «Зимние забавы»

Игра

Игра по ПДД

Беседа

Чтение художественной литературы

Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

 

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам.

Январь

  1. «Волшебные превращения»
  2. Животный мир Камчатского края
  3. Жилища ительменов и коряков

Дидактическая игра

беседа

рисование

Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством

Февраль

  1. Ительменский праздник «Алхалалай»
  2. Эвенский новый год «Нургенек»
  3. В. Лихно «Камчатский этюд»
  4. День защитников отечества

Составление рассказа по картине

беседа

чтение художественной литературы

спортивный праздник

Познакомить детей с традициями национальных праздников;

Познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному селу.

Март

  1. Наши современники, прославившие наш город
  2. Морские животные Камчатки
  3. Традиционные обрядные праздники, Камчатского края»
  4. Природа Камчатки (весна)
  5. Международный женский день;

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Рисование

Беседа

Продолжать знакомить детей с традициями национальных праздников;

Апрель

  1. «Успей поймать»
  2. Масленница»
  3. Мы- пассажиры
  4. Подбери узор
  5. «Ворон Кутха»

Подвижная игра

Развлечение

Сюжетно-ролевая игра

Дидактическая игра

Чтение художественной литературы

Май

  1. День Победы
  2. Т. Лукашина «Сказки бабушки Петровны»
  3. Чайная пара (Гжель)
  4. Народные игры

Выставка работ

Чтение художественной литературы

Рисование

Спортивное развлечение

После всего сказанного, можно сделать ввод о том, что национально- региональный компонент, является одним из приоритетных составляющих современного образования. Под Национально-региональным компонентом понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...