«Крушащие льды», (ледоколы России).
план-конспект занятия (старшая группа)

Щербакова Анжела Владимировна

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей ледокольного флота России и его важной ролью в жизни страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономно дошкольное образовательное учреждение детский сад «Катюша»

Конспект занятия (старшая  группа)

Тема: «Крушащие льды», (ледоколы России).

 

Воспитатель: Щербакова Анжела Владимировна

Тема: «Крушащие льды», (ледоколы России).

Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с историей ледокольного флота России и его важной ролью в жизни страны.

Задачи: Развивать координацию движений, быстроту, находчивость.

Развивать у детей выдержку, наблюдательность. 

Развивать мышления и речь детей средствами загадки. Развивать активную речь детей, память.

Воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к истории Родины.

Предварительная работа: чтение книги Катя, папа и Северный полюс, Моррелл Г., рассматривание иллюстраций, чтение стихов и загадок, рассматривание иллюстраций с кораблями и теплоходами, ледоколами.

Оборудование и материалы: колибри интерактивная панель, презентация, компас, бинокль, игрушка мишка Умка, следы белого медведя.

Ход игры:

Педагог: - Ребята, вчера в Интернете я нашла информацию о том, что в Арктику отправляется экспедиция ученых, они хотят собрать интересные факты об Арктике.

-  Вы знаете, кто такие ученые?

- Для проведения исследований им нужны помощники.

-  Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена? (это самая северная точка земли).

Ответы детей:  Это край заснеженных пустынь, холодных ветров и вечной мерзлоты. В Арктике вечная мерзлота – снег и лёд лежит круглый год. Дуют сильные ветры, стоят трескучие морозы. Полгода длится полярная ночь и полгода – день.

-  Давайте обратимся к глобусу.

-  Кто может показать Арктику на глобусе?

-  Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода.  (холодная, ветреная, морозная.)

-  В ходе экспедиции, мы поможем ученым узнать о ледоколах в  Арктике.

Педагог: Чтобы туда попасть, нужно пересечь Ледовитый океан, скованный льдами. Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до Арктики?

Ответы детей: На корабле.

Педагог: На корабле мы с вами не доплывем до Арктики. Нам нужен ледокол – это такой корабль, который колит льды.

- Я, предлагаю Вам посмотреть фрагмент урока с тетушкой Совой, география малышка, сборник 1.

Педагог: На чем можно добраться в Арктику?

Ответы детей: На ледоколе.

Педагог: У нас с вами будет вот такой маршрут, по которому вы будете делать остановки на различных станциях и выполнять определённые задания. Мы с вами будем  идти  по следам белого медведя, потому, что к нам спешит наш Умка.

Стук в дверь, заходит Умка, здоровается с детьми.

Умка: - Здравствуйте, ребята, куда вы отправляетесь?

Ответы детей: Мы отправляемся в экспедицию, что бы помочь ученым узнать о ледоколах в Арктике.

Умка: - Меня возьмете с собой?

Ответы детей, да.

Педагог: Ну, что готовы? Тогда в путь!

Дети: Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем

(Дети закрывают глаза, слышатся звуки льющейся воды).

Педагог: - Ребята, посмотрите как тут красиво, запах истории, (на калибре ледокол «Красин»).

 В начале ХХ века Россия начинает освоение Северного Ледовитого океана. Для этого нужна новая техника, (слайд 2).

И вот в Англии, по заказу российского правительства, был построен ледокол, который назывался «Святогор». В 1917 году «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана, (слайд 3).

Свое настоящее имя «Красин» ледокол получил в 1927 году в честь советского дипломата Леонида Борисовича Красина, который многое сделал для того, чтобы корабль после революции вернулся на Родину, (слайд 4).

До Великой Отечественной войны на ледоколе осуществлялись научно-исследовательские экспедиции. А во время войны – ледокол «Красин» помогал кораблям стран-союзников доставлять грузы в Советский союз, (слайд 5)

После войны ледокол «Красин» продолжает работать в Арктике, (слайд 6).

В 1989 году судно было отправлено в Ленинград. Оно стало кораблем-музеем, который может посетить каждый и узнать многое об истории этого корабля, а также об освоении российскими учеными Северного Ледовитого океана, (слайд 7).

Педагог: - Ребята, я нашла карту и здесь для вас задание.

Д/и «Ледоколы».

Правила игры: На столе лежат картинки с водным видом транспорта. Дети должны выбрать картинки со всеми ледоколами.

Педагог: - Молодцы, нам надо держать путь дальше  и  идти  по следам белого медведя.

Педагог: - Ребята, посмотрите, мы с вами пришли к ледоколу «Ленин», (слайд 8).

Ледокол «Ленин» — первое в мире гражданское судно с ядерной энергетической установкой. Ледокол построен в Ленинграде, спущен на воду 5 декабря 1957 года,  вступил в эксплуатацию в 1959 году, (слайд 9). 

Атомный ледокол «Ленин» с 1989 года не выполняет своих функциональных обязанностей и находится в порту. Сейчас знаменитый ледокол «Ленин» ремонтируют, а затем   планируется установить его на вечную стоянку у причалов города Мурманска (в районе Морского вокзала) и создать на нем Музей покорения и освоения Арктики, (слайд 10).

Интересные факты:

 Некоторые сведения о ледоколе.

  • Корабль прошел во льдах больше 550 тыс. морских миль, а всего судном пройдено более 650 тыс. морских миль, то есть совершено три кругосветных путешествия!
  • За время работы сопроводил через арктические льды более 3700 судов.
  • Ледокол способен проломить лед толщиной 2,5 м.
  • Корабль мог находиться в плавании неограниченное время, так как его двигателю - атомному реактору - не требовался запас топлива.
  • Стал первым в мире кораблем, который непрерывно находился в Арктических водах более года.
  • На ледоколе было всего 3 капитана – П. А. Пономарев, Б. М. Соколов, А. Н. Баринов.
  •  Стал первым надводным судном, прошедшим через архипелаг Северная Земля.
  •  С борта «Ленина» в 1961 году впервые была высажена на морскую льдину научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-10».

Педагог: - Ребята, я нашла еще одну карту и здесь для вас задание.

- Вы должны отгадать загадки:

1. Загадка.

Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него, я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу.

(Бинокль)

Умка показывает бинокль.

2. Загадка.

Мне везде найти дорогу

Помогает верный друг.

Точно он всегда покажет:

Это Север, это – Юг.

(Компас)

Умка показывает компас.

3. Загадка.

Разбивая толстый лед,

Он один вперёд идет,

А за ним только потом

Корабли идут гуськом.

(Ледокол).

Н колибри фото ледокола, (слайд 11).

Умка, ребята, давайте поиграем: «Льдинки, ветер и мороз».
Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища. 
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер». 
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.

Педагог: - Молодцы, нам надо держать путь дальше  и  идти  по следам белого медведя.

Педагог: - Ребята, посмотрите, мы с вами пришли к ледоколу «Ямал», (слайд 12).

Можно с уверенностью утверждать, что атомоход «Ямал» является одним из самых удачных ледоколов в истории. Это весьма надежная и совершенная в техническом плане модель, которая была разработана специально для передвижения и исследования Арктики.

Первоначально все ледоколы серии ‘Арктика’ окрашивали в желтый цвет, однако позднее выяснилось, что этот цвет недостаточно заметен с воздуха. Поэтому все современные ледоколы этого класса окрашены в гораздо более заметный ярко-красный или оранжевый цвет. А акулья пасть на ‘Ямале’ появилась в 1994 году, когда он в рамках одной из гуманитарных программ возил детей из разных стран мира на Северный полюс. Чтобы было веселее, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть.

В 1996 году состоялось значимое событие для мореходства. Данное судно стало первым ледоколом, который достиг Полюса Недоступности. В последующие года всего было совершено немного меньше 50 рейсов к берегам Северного полюса.

Осенью 2009 года ледокол провел спасательную операцию и произвел эвакуацию группы археологов. Они находились возле архипелага Новая Земля, там они проводили научное исследование - изучали место стоянки экспедиции.

Умка: - Ребята, я предлагаю, вам сыграть в игру «Найди предмет».

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог показывает бинокль и говорит, что он его спрячет. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза. Убедившись, что никто из детей не смотрит, педагог прячет бинокль, после чего говорит «пора». Дети начинаю искать спрятанный бинокль. Кто первый найдет – тот его и прячет.

Умка: Ребята, мне пора возвращаться к своим друзьям в Арктику и рассказать им много интересного, что я сегодня узнал о ледоколах России.

Педагог: - Ребята, чем отличается ледокол от других судов?

Ответы детей: Обычное судно - это чтоб просто плыть по воде. А ледокол - это чтобы идти ВО ЛЬДАХ  и не самому перевозить грузы, а проводить другие суда (караван), на которых грузы уже и переводят.

Педагог: - Как работает ледокол?

Ответы детей: Ледокол, как локомотив, идет впереди, колет лед, а за ним тянется вереница других судов, которые спешат подвезти долгожданный груз жителям Севера.

Педагог: Для чего нужны ледоколы?

Ответы детей: Бывает, что обычное судно, в силу каких-то причин, не успевает прийти в порт на зимовку и вмерзает в лед. Тогда экипаж застрявшего судна шлет сигналы бедствия на Большую землю. После того как тревожный сигнал принят, к морякам, попавшим в беду, спешит на выручку ледокол. Он ломает лед вокруг неподвижного судна и освобождает его из ледяного плена.

Педагог: Нам надо возвращаться в детский сад.

Говорим слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В детский садик непременно

Дети все вернутся сразу

Считаем: Раз, два, три, четыре.

Заключительная часть.  Рефлексия

-Что вам понравилось больше всего на нашей игре?

- Какие трудности вы испытывали?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-За что вы можете себя похвалить?

-Что хочется сделать ещё?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми Старшего дошкольного возраста «Кому поможет ледокол?»

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

"Ледокол"

Аппликация на тему: "Ледокол"...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....