Проект "Русская матрёшка"
проект (старшая группа)

Бутылина Ирина Валерьевна
Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, народному искусству и способствует формированию у воспитанников патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka_gr._rosinka.docx26.86 КБ
PDF icon proekt_russkaya_matreshka.pdf1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Родничок»

Проект

«Русская матрешка»

Целевая аудитория: дети 5 – 6 лет

Время реализации: 2 недели

Подготовили:

Бутылина И.В.

воспитатель МКДОУ «Родничок»,

Мамко А.Б.

воспитатель МКДОУ «Родничок»

г. Бородино, 2021г.

Проблема: Идея создания проекта возникла на утреннем круге, когда ребята рассматривали игрушки, которые для группы купили родители. Среди игрушек была матрешка. Дети в группе заинтересовались этой игрушкой, её историей и стали задавать различные вопросы: почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу-игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Как появилась матрешка? Из чего можно изготовить матрешку? В ходе беседы мы (педагоги) убедились, что у детей недостаточно знания об истории возникновения самой русской игрушки – матрешки. Поэтому мы вместе принялись за реализацию проекта «Русская матрешка».

Актуальность: В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки? почему русская матрешка является символом России? Почему деревянную куклу-игрушку назвали матрешкой? Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире? Из чего можно изготовить матрешку?

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Тип проекта: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы «Росинка», воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Цель проекта: Воспитание  интереса к истории России, к истокам русской народной культуры, народному творчеству на примере русской национальной игрушки (матрешки).

Задачи проекта:

Обучающие

  • Познакомить детей с историей Матрешки, как народного промысла.
  • Дать знания о различных видах Матрёшки.
  • Освоить некоторые художественные элементы.
  • Изучить свойства дерева, из которого изготовляют матрёшек.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие

  • Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
  • Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
  • Поддерживать интерес любознательных детей.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
  • Создавать радостную атмосферу на занятии.
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.
  • Воспитывать любовь к своей семье.

Предполагаемый результат:

  • Дети узнают историю происхождения Матрёшки.
  • Узнают особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
  • Узнают виды матрёшек: Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую матрёшек.
  • Освоят некоторые художественные элементы.
  • Обогащён кругозор детей об игрушке-матрёшке как образе материнства, семьи.
  • Дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук).

Итоговое мероприятие:

  • Развлечение «У нас в гостях Матрёшки». (Приложение 1)
  • Презентация проекта «Русская матрешка».

Продукты проекта:

  • Мини-музей «Русская матрешка».
  • Выставка детских авторских матрёшек.
  • Оформлена фотозона.
  • Фотоальбом «История Матрешки».

Реализация проекта

Подготовительный этап

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.

3. Составление плана реализации основного этапа проекта.

4. Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

5. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

6. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

7. Прослушивание песен, музыкальных композиций, хороводов, частушек.

8. Подбор иллюстраций, стихов, пословиц о матрёшках.

Основной этап (практический)

Познавательное развитие:

  1. Беседа «Знакомство с русской матрешкой».
  2. Родственник матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька.
  3. Беседа-презентация «История появления матрёшки». 
  4. Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).
  5. Конструирование из деревянного конструктора «Дома для матрёшек».

Речевое развитие:

  1. Беседа на тему: «Матрёшка – как символ семьи».
  2. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса»; «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»; «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»; «Лес с огнём не дружит!»; «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  3. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  4. Чтение произведения Т.Шпикалова «Русская матрёшка».
  5. Разучивание стихотворений к празднику
  6. Речевые игры «Назови ласково», «Закончи предложение», «Кто больше слов скажет?», «Только слова о матрёшке», «Опиши матрёшку».

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Коллективная работа «Хоровод матрёшек» (для оформления мини-музея).
  2. Хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка».
  3. Беседа о видах матрёшек: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.
  4. Театрализованные игры с использованием матрёшек.
  5. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  6. Рисование на тему: «Украсим сарафаны матрёшкам».
  7. Разучивание частушек. 
  8. Аппликация «Детская авторская матрёшка».
  9. Лепка «Кукла-неваляшка».
  10. Оформление фотозоны.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Музей матрёшек». 
  2. Видеоролик «Процесс изготовления Матрёшки».
  3. Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Построй ряд с закрытыми глазами».
  4. Сюжетно-ролевые игры «День рождения у матрешки Матрены», «Семья».
  5. Дидактические игры: «Из чего сделано», «Угадай по описанию», «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой), «Чья матрёшка громче поёт?», «Посчитай матрёшек», «Волшебный сундучок».

Физическое развитие:

  1. Подвижные игры: «Матрешки с платочками», «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят».
  2. Русские народные игры: «Колечко», «Лапти».
  3. Комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки».
  4. Пальчиковая гимнастика «Мы – веселые матрешки».
  5. Зрительная гимнастика «Поиграем с матрешками».
  6. Физкультминутка «Матрешки».

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультация для родителей: «Роль родителей в возрождении русских традиций».
  2. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме. 
  3. Подобрать и выучить стихи, загадки о матрёшке. 
  4. Помощь в создании и оформлении мини-музея «Русская матрёшка».
  5. Просмотр презентаций о матрёшках.

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: развлечение «У нас в гостях Матрешки».

Подготовка презентации проекта «Русская матрешка».

Список источников:

  1. http://suncitydc283.ru/images/slivko-russian-matryoshka.pdf
  2. https://ver-stepschool.ru/wp-content/uploads/2016/12/matreshka-IZO-Baranova-Darya-5b-klass.pdf
  3. https://sites.google.com/site/mikluhinaekaterinaarkadevna/ob-avtore/proektnaa-deatelnost/proekt-russkaa-matreska
  4. http://taz-sun.ru/files/docs/yakovleva/proekt-russkaya-matryoshka-2.pdf
  5. http://dou6ugansk.ru/storage/app/uploads/public/5ca/c5e/6f0/5cac5e6f008fc989726016.pdf
  6. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proekt_russkaia_matrioshka
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/26/proekt-russkaya-matreshka-v-mladshey-gruppe
  8. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/7911-proekt-russkaya-matreshka.html
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/08/pedagogicheskiy-proekt-russkaya-matreshka
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/07/proekt-matryoshka-narodnaya-igrushka
  11. https://docs.google.com/file/d/1DWb2YWz3VW9O2kHN6BVF1BhuXy2sb4oF/view
  12. http://rjabinushka.org/user/Ilushkina/data/9/pedagogicheskij_proekt_matrjoshka-russkaja_krasa.pdf
  13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/08/31/prezentatsiya-istoriya-poyavleniya-russkoy-matreshki
  14. https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-vozniknoveniya-matryoshki-1212442.html
  15. https://www.culture.ru/materials/52302/baryshnya-s-syurprizom


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...