НОД "Гости на печь глядят, видно каши хотят"
план-конспект урока (подготовительная группа)

Буйневич Елена Леонидовна

Конспект интегрированной НОД – «Гости на печь глядят, видно, каши хотят».

(работа с мини-музеем)

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Категория возраста: воспитанники 6-7 лет (ТНР).

Предварительная работа:  составление родителями совместно с детьми генеалогического дерева, рассказов о своих предках; знакомство с традициями; знакомство с народно-прикладным искусством; знакомство с устным народным творчеством; народно-прикладным искусством.

Демонстрационный материал: макет русской избы, макет печи, печная утварь, большой стол, скатерть, самовар, лавки, напольные дорожки, прялка, плетень, сундук, генеалогического древо, посуда хохломской росписи, каравай, ручник, аудиозапись: русских песен в исполнение народных музыкальных инструментов, готовые образцы ложек с хохломской росписью.

Раздаточный материал: краски, тонкая кисть, баночки с водой, салфетки, заготовки ложек из тонированной бумаги для росписи.

Словарь новых словгорница, рядком, ладком, сундук, чугунок.

Задачи:

  1. Образовательные: Познакомить детей русской избой-горницей, с русской народной печкой. Продолжать знакомить с устным народным фольклором (пословицами, поговорками, играми, загадками). Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  2. Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, любовь и уважение к русской культуре, любовь и уважение к своей семье, предкам.
  3. Развивающие: Развивать творческие способности. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, закрепить знания элементов хохломской росписи, учить использовать разнообразные приемы рисования (пальцеграфия, рисование кончиком кисти, развивать воображение, мелкую моторику).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosti_na_pech_glyadyat.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД – «Гости на печь глядят, видно, каши хотят».

(работа с мини-музеем)

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Категория возраста: воспитанники 6-7 лет (ТНР).

Предварительная работа:  составление родителями совместно с детьми генеалогического дерева, рассказов о своих предках; знакомство с традициями; знакомство с народно-прикладным искусством; знакомство с устным народным творчеством; народно-прикладным искусством.

Демонстрационный материал: макет русской избы, макет печи, печная утварь, большой стол, скатерть, самовар, лавки, напольные дорожки, прялка, плетень, сундук, генеалогического древо, посуда хохломской росписи, каравай, ручник, аудиозапись: русских песен в исполнение народных музыкальных инструментов, готовые образцы ложек с хохломской росписью.

Раздаточный материал: краски, тонкая кисть, баночки с водой, салфетки, заготовки ложек из тонированной бумаги для росписи.

Словарь новых словгорница, рядком, ладком, сундук, чугунок.

Задачи:

  1. Образовательные: Познакомить детей русской избой-горницей, с русской народной печкой. Продолжать знакомить с устным народным фольклором (пословицами, поговорками, играми, загадками). Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  2. Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, любовь и уважение к русской культуре, любовь и уважение к своей семье, предкам.
  3. Развивающие: Развивать творческие способности. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, закрепить знания элементов хохломской росписи, учить использовать разнообразные приемы рисования (пальцеграфия, рисование кончиком кисти, развивать воображение, мелкую моторику).

Ход занятия:

Дети входят в горницу,  гостей встречает хозяюшка, одетая в русский народный костюм.

Хозяюшка:- Здравствуйте! Ой вы гости-господа! Вы откуда и куда? (ответы детей) Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. Садитесь рядком, да поговорим ладком!  Какая мудрая русская народная пословица! (рядком – это как сядем – рядом, а ладком   поговорим, что означает – дружно, вместе, ладить друг с другом)

Дети: -Мир Вашему дому хозяюшка!

Хозяюшка: Какое красивое слово – горница. А что оно означает? (Комната). Правильно так называли комнату в избе (повторить слово «горница»). Давным-давно на Руси люди избы строили из бревен. Избы какие были? (Бревенчатые) И все в избе сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.

- Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет!  

Хозяюшка: Конечно же, это печь. Не случайно о ней говорили как? – Печь всему голова. Голова – значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная?

Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. Она греет, сушит, лечит, кормит.

Хозяюшка: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь. Как вы думаете, чем топили печь? (дровами). А дрова рубили топором. Давайте мы с вами наколем дров. Как печь топить, так и дрова рубить.

Упражнение «Колем дрова». (Укрепление дыхательной мускулатуры).

Руки в «замке» вверх- вдох через нос.

При наклоне руки вниз- на выдохе произносят: «У-у-ух!»

Молодцы какие, сколько дров наготовили!

 Немного отдохнем, загадки подгадываем:

Чего из избы не вытащишь?

(печь)

Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

Шуба в избе, а рукав на улице.

(печь и труба)

Без чего печь не затопить?

(без дров)

В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

У русского народа есть замечательная поговорка: Хороши щи из русской печи. Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Давайте поиграем в игру «Каша»

Эта каша для Любаши,

Держат перед собой руки, сложенные «ковшиком».

Пар над кашей поднялся.

Тянутся руками вверх.

Где же каша?

Пожимают плечами.

Нету! Вся!

Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.

Еще одна пословица - Гости на печь глядят, видно, каши хотят. Что означает (ответы детей)

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»

Хозяюшка: Каша из манки…

Дети: манная.

Хозяюшка: из гречки…

Хозяюшка: гречневая.

Хозяюшка: из риса…

Дети: рисовая.

Хозяюшка: из овса…

Дети: овсяная.

Хозяюшка: из перловки…

Дети: перловая.

Хозяюшка:из кукурузы…

Дети: кукурузная.

Хозяюшка: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги?»

Хозяюшка: Пирог с капустой…

Дети: капустный пирог.

Хозяюшка: пирог с яблоками…

Дети: яблочный пирог.

Хозяюшка: пирог с грибами…

Дети: грибной пирог.

Хозяюшка: пирог с мясом…

Дети: мясной пирог.

Хозяюшка: пирог с ягодами…

Дети: ягодный пирог.

Речевая игра «Дополни предложения» - Я ребята начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Русская печь нужна для… (для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны… (дрова, поленья)

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…(печь)

Зимними тёмными вечерами использовали печь для… (освещения избы)

Молодцы какие, на все вопросы ответили. А давайте поиграем в русскую народную игру «Шел козел дорогою» (под музыку)

Хозяюшка: А еще, ребята, что есть в горнице, какая мебель? (Столы, лавки, сундуки). Для чего сундуки нужны? (Вещи хранили.) А где люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.)

Столы в избах были большие, потому что и семьи не малые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Самым главным в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он прожил много, многое повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. А вы знаете своих предков? (рассказ ребенка о своем предке, показ генеалогического древа)

Хозяюшка: Что есть в печи, все на стол мечи (что означает? дети объясняют) А ели так: на стол ставили один на всех чугун со щами, кашей. Тарелок не было. Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно остальным есть.

Для каждого нужна была ложка. Вот мы сегодня и  будем расписывать ложки. Только учиться мы будем на бумажных ложках. (Дети садятся за столы.)

А сейчас мы с вами рассмотрим ложки. Как называется эта роспись? (хохломская роспись). Что изображено? (Ягоды, травинки, завиточки, листья.) Какие цвета использованы? (Красный, зеленый.) Какой фон? (Черный, желтый).

Обратите внимание на образцы. Выберите, элементы и цвета, какими вы будите расписывать свои ложки. Как можно легко сделать ягоды? (Пальцем - пальцеграфия.)

Анализ работ (ложек). А сейчас, ребята, посмотрите в глаза друг другу. Что вы увидели в глазах? Что там живет? (Радость, доброта.) Мы с вами дружно поработали, много интересного узнали. Поэтому радость и доброта поселились в наших глазах, в нашем сердце. Теперь мы будем дарить их другим людям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глядится в воды Окские Алексин...

Мматериал по краеведению...

«Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»

Конспект занятия для детей средней группы...

конспект занятия по развитию речи в средней группе "Слушай тихо, да гляди, сказка в гости приходи"

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказкахПрограммные задачи:- воспитывать интерес к устному народному творчеству;- закреплять знания детей о русских народных сказках;- формировать умение...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию (печать ладошкой и печать пальчиками) в старшей группе "Осьминожки"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Осьминожки"...

Нетрадиционные техники рисования (оттиск листьями, пробкой; печать фигурами из пенопласта, кожуры цитрусовых; тычек ватными палочками; печать луком).

Спомощью листьев, подручных предметов, можно изобразить растения более натуральными. Ребенку начинающему рисовать в дошкольном возрасте с трудом дается изображение предметов. Нетрадициооные техн...

Сценарий утреннего круга в младшей группе «Бери скорее ложку и попробуй кашу, хоть немножко!»

Цель:Создание условий для развития у детей творческой инициативы, положительного эмоционального настроя на весь день....