Статья на тему: "Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни на примере растяпиской игрушки"
статья (старшая группа)

Статья на тему: "Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни на примере растяпинской игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sadekova.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №57» комбинированного вида

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14;    тел: 33 33 03

http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

Статья на тему: 

«Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни

на примере растяпинской игрушки»

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №57»

комбинированного вида

Садекова Мария Анатольевна

1 квалиф. категория

Дзержинск, 2021

             

Изучая тему: Значение народных промыслов в воспитании детей шестого года жизни на примере растяпинской игрушки», я ознакомилась

с нормативно-правовыми документами, методическими пособиями, авторскими разработками и интернет - ресурсами.

         По данной теме существует множество проблем и противоречий.

С одной стороны:

  • В нашей стране нарастает тенденция к угасанию потенциала народных промыслов;  
  • Отсутствуют способы решения данной проблемы, а так же оптимальные пути и условия для  поддержания, сохранения и преемственности патриотического воспитания из поколения к поколению.

А с другой стороны:

  • Существует потребность государства  в сохранении наследия народных художественных промыслов;
  • Народные и авторские художественные промыслы - это высокий нравственно-эстетический и культурный  потенциал в воспитании  ребенка;  
  • Центры  народного мастерства - это богатое культурное  наследие, накопленное поколениями.  

У сегодняшних дошкольников практически не развито представление о родной стране, Отчизне, малой Родине, собственном городе и это является действительной проблемой.

  • Дети не просто не заинтересованы в изучении истории и культуры родной страны, но и не стремятся к этому. Они ориентированы на западную культуру и традиции.
  • Равнодушие и пренебрежительное отношение к культурному наследию своей малой Родины со стороны родителей.  
  • Отсутствие заинтересованности СМИ  в формировании у детей чувства патриотизма. 
  • Политика, проводимая  государством не  разрабатывает необходимых содержательных программ в сфере патриотического воспитания детей, которые  смогли бы действительно заинтересовать ребенка в истории своей страны и её культурного наследия.
  • Проблемы берут истоки из семьи, в которой родители часто не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей.
  • Преодоление имеющихся трудностей патриотического воспитания дошкольников будет иметь в будущем значительный положительный эффект, так как необходимо уже с самого раннего возраста укреплять позитивное отношение к Родине, чтобы став взрослыми, дети делали все для процветания и благополучия своей страны.

           Отсюда и возникает вопрос о необходимости изучения народных и авторских художественных промыслов для  приобщения  ребенка к  восприятию  искусства и поддержание интереса и любви к малой Родине.

            В.В. Корнев говорит о том, что  «Растяпинская забава» - это символ г. Дзержинска. Важно, чтобы она приносила радость и детям гордость за свою Родину.

            Вопросами влияния народного декоративно-прикладного искусства на патриотическое воспитании дошкольников занимались многие ученые-педагоги и психологи:  

К.Д. Ушинский -  воспитание должно быть народным. Фольклор есть то самое превосходное средство, которое раскрывает самобытность любой культуры, формирует чувство патриотизма.

А.С.Макаренко -  воспитание патриота своей Родины - это воспитание всесторонне развитой    личности.

Н.Б. Халезова - народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие человека и формирование патриотических чувств.

Б.М. Неменский - детей необходимо приобщать к культуре своего народа и это необходимо сделать с помощью его чувств и эмоций.

Г.Г. Григорьева - освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.

А.А.Грибовская - народное декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.

Принципы приобщения детей к народному искусству (ФГОС (1.1.4)

  • полноценное проживание ребенком всех этапов  детства
  • индивидуальности
  • содействие и сотрудничество  детей и взрослых
  • поддержка инициативы
  • приобщение к социокультурным нормам традициям
  • возрастная адекватность
  • учет этнокультурной ситуации  развития ребенка

           Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Это фундамент формирования культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развития его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.

          Народное искусство имеет важное значение для каждого народа, поскольку содержит в себе отличительные особенности: язык, культура, традиции, верования. Необходимо изучать культуру своей страны, потому что такие знания способствуют росту духовности человека, помогают понять значимость своего народа, приобщают к наследию нации.

С раннего детства ребенка приучают к любви к своей Родине, рассказывают ему о песнях, легендах, обрядах, праздниках, о народном творчестве, которым полнится наша страна, тем самым формируя у нового поколения чувство патриотизма.

          Изучая народный фольклор, ребенок воспитывает в себе желание созидать, изучать историю страны, познавать новые виды творчества. Фольклор играет особую роль в нравственном образовании детей, например, известные басни Ивана Андреевича Крылова учат важным аспектам жизни и способствуют принятию правильных решений, а такое кропотливое и тонкое занятие, как гжель, помогает  ребенку стать внимательнее, аккуратнее и усидчивее.

           Народное декоративно-прикладное искусство в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности.

            Нижегородская область славится такими народными художественными промыслами как: Варнавинская резьба по кости, Городецкая золотая вышивка, Городецкая роспись и резьба по дереву, Полхов-Майданская роспись, Семеновская роспись, Хохломская роспись, Новинская деревянная игрушка и др.

            Важное место в народном художественном творчестве нашего края занимает и авторская игрушка «Растяпинская забава», повествующая о жизни людей, проживающих в селе Растяпино (ныне город Дзержинск).

Её автор – коренной дзержинец, бессменный руководитель студии «Юный скульптор» Дзержинского Дворца детского творчества Владимир Васильевич Корнев. Многочисленные фигурки не только “рассказывают” о многих исторических моментах, касающихся быта страны прошлого века, но и дают понять образ жизни растяпинцев, обитавших в этом селе десятки лет назад. Сценки того, как совершаются дела по хозяйству, чаепития, сбор цветов, свадьбы, танцы - все это вызывает приятные эмоции и радость от осознания того, что мы можем прочувствовать изображенную эпоху.

         Растяпинская игрушка показывает ребенку жизнь растяпинцев, порой тяжелую, но полную радости и задора. Дети, рассматривая фигурки и слушая истории о них, учатся ценить и уважать прошлое и настоящее.

         В.В. Корнев говорит о том, что  «Растяпинская забава» - это символ

г. Дзержинска. Важно, чтобы она приносила радость и детям гордость за свою Родину.

          Народные промыслы учат важным жизненным урокам, любви к своей стране, к искусству, к ближним, поэтому с ранних лет важно приобщать детей к фольклору.

          Процесс воспитания патриотизма в дошкольном учреждении не может обходиться без привлечения родителей, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье. Привлечение родителей к воспитательному процессу происходит с помощью совместного с детьми участия в праздничных программах, занятиях, проектной деятельности, экскурсиях, помощи в изготовлении шаблонов, трафаретов, нетрадиционного художественного материала для самостоятельной творческой деятельности.  

         Формирование знаний о культуре родного края - сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя и дошкольников, с использованием различным методов, приемом и средств педагогического воздействия на детей. Воспитание любви к культуре малой родины у детей старшего дошкольного возраста определяет в последующем у них моральный облик и уважение к своему региону и стране, что в свою очередь способствует развитию таких нравственных качеств как смелость, уважение, гордость и отзывчивость.

         Все это свидетельствует о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края.

Литература:

Нормативно-правовые источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №115517 от 2013г.

3. Государственная программа «Патриотического воспитания граждан РФ на 2016-2020 г» от 30.12.2015г. №1493.

4. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы"/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб.— М.: Мозаика-Синтез,  2017. – 353с.

Методические пособия:

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. /– М.: ЦГЛ, 2005. –256 с.

2.  Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.- 160 с.

4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2016. – 176с.

5. Корнев В.В., Максимова Н.С. Занимательная энциклопедия . Всё о Растяпинской  забаве.- Дзержинск. Нижегородская область, 1995. - 99с.

6. Корнев-Растяпинский  В. «Керамическая миниатюра Растяпинская забава», Нижегородская область, г.Дзержинск, 2013г. – 79с.

7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России,  13. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006. – 206 с.

8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.10. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 168 с.

Интернет-ресурсы:

1.Социальная сеть работников образования  https://www.nsportal.ru 

2.Международный образовательный портал  https://www.maam.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни

Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни...

Рабочая программа по воспитанию, образованию и развитию детей шестого года жизни

рабочая программа для старшей группы соответствующая ФГОС МКДОУ №6 Байкаловский детский сад "Рябинушка" 2014 - 2015 год...

Цикл занятий по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни и укреплению здоровья детей шестого года жизни

Этот цикл занятий поможет научить детей осознанно относиться к своему здоровью....

Статья СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛО-ГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ1.1. Речь как средство развития общения и развития ребенка шестого года жизни1.2. Влияние сюже...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей шестого года жизни

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Систематическое духовно-нра...