Образовательная деятельность в подготовительной группе «В мире дружбы» - «Дуслык илендә»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хафизова Гелюся Газизовна

Образовательная деятельность, посвященная малым фольклорным жанрам (пословицам, загадкам, скороговоркам, считалкам, народным играм) русского и татарскаго народа.  Образовательная деятельность о дружбе, о народном единстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_folkloru.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Куркачинский детский сад «Ласточка»

Высокогорского муниципального района РТ

«В мире дружбы»

«Дуслык илендә»

(образовательная деятельность

в подготовительной группе)

Подготовили:

воспитатель 1 кв. категории

Хамидуллина Э. И.

воспитатель 1 кв. категории

Хафизова Г. Г.  

Февраль 2021 год

Тема: «В мире дружбы» - «Дуслык илендә»

Цель: Закрепить знания детей о русском и татарском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского и татарского народа, прививать любовь к фольклору.

Задачи:

- воспитывать в детях любовь и уважение к традициям своего народа;

- развивать память, внимание, мышление, расширить словарный запас детей;

- знакомить с русскими и татарскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора.

Оборудование: столы с татарскими и русскими национальными блюдами, старинная утварь русского и татарского народов, сундучок с записками, тюбетейка, национальные костюмы (русские, татарские), ноутбук

Ход НОД:

  1. Организационный момент

  1. Эмоциональный настрой

Воспитатель 1: Здравствуйте, дети!

Воспитатель 2: Исәнмесез, балалар!

В 1: Ребята, а сейчас все дружно возьмемся за руки и встанем в круг.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо –

Раз, два, три!

А потом пойдем налево –

Раз, два, три!

В центре круга соберемся –

Раз, два, три!

И на место все вернемся –

Раз, два, три!

Улыбнемся, подмигнем

И заниматься мы начнем!

В 2: Матур итеп елмаеп,

Исәнләшик, дусларым!

Малайларым, кызларым,

Исәнмесез, дусларым!

  1. Основная часть

В 1: Ребята, оглянитесь вокруг, почему некоторые из вас, и я с Гелюсой Газизовной одеты в национальные костюмы? Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Дети: …..

В 2: Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить об очень важных вещах. У каждого человека есть своя малая Родина.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

В 2: Россия огромная страна, а мы с вами где живем?

Дети: Мы живем в Республике Татарстан.

В 2: Наша республика многонациональная, но большую часть населения составляют русские и татары.

В 1: Ребята, а как человек должен относиться к своей Родине, к истории, к культуре?

Дети: Любить, уважать национальные традиции, культуру народа.

В 1: Значит, мы поговорим сегодня о фольклоре. Давайте вспомним, что такое фольклор?

Дети: Фольклор – это устное народное творчество, это народная мудрость.

В 2: Сегодня мы совершим путешествие в старину, обратимся к фольклору, к играм, пословицам, загадкам и скороговоркам русского и татарского народов.

В 1: Вы готовы совершить путешествие?

Дети: Да!

В 1: Тогда мы отправляемся! (звучит музыка) 

(дети в русских и татарских национальных костюмах (4 ребенка) встречают гостей)

(звучит русская народная музыка)

Дети в русских костюмах рассказывают стихи:

Есть у нас такой обычай                                    

С детских лет он нам привычен                  Карим 

Вышли мы гостей встречать

Хлебом, солью привечать.

Примите соль, примите хлеб,

Живите долго и без бед.                              Алиса

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.    

(Алиса дает хлеб и соль воспитателю 1)

Дети и воспитатели: Здравствуйте! Спасибо большое!

(играет татарская народная музыка)

Дети в татарских костюмах рассказывают стихи:

Әйдә безгә килегез!

Капкалардан керегез!

Капкалардан керегез!

Өебезгә үтегез!                                            Саида

Өебезгә үтегез!

Кунак булып китегез!

Гөрләп бәйрәм итегез!

(Саида дает чак-чак воспитателю 2)

Без татарлар.

Шушы исем белән

Җирдә яшәү үзе бер бәхет.

Без татарлар!                                                Ильяс

Яшибез без җирдә

Бар халыклар белән берләшеп!

Дети и воспитатели: Исәнмесез! Рәхмәт сезгә!

Мальчик в русском костюме (Карим): А у нас для вас есть волшебный сундучок. Хотите посмотреть и узнать, что в нем лежит?

Дети: Да!

В 1: Ралина, открой сундучок и достань то, что там лежит. (Ралина открывает сундучок и достает бумажку)

В 1: Ребята, тут написано слово «пословица» - «мәкаль». А сейчас поиграем, кто какие пословицы знает?

- Друг познается в беде.

- Семья опора счастья.

- Терпение и труд – всё перетрут.

- Глаза страшатся, а руки делают.

- Птица сильна крыльями, а человек руками.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

В 2: Ребята, а на татарском языке знаете пословицы? Кем нинди мәкаль белә?

- Иң татлы тел – туган тел.

- Дусың булмаса – эзлә, тапсаң – югалтма.

- Китап – белем чишмәсе.

В 1: Молодцы, ребята! Пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие?

Дети: Народные.

В 2: Салават, достань следующую записку. (Салават достает и воспитатель читает загадку) 

Белые шапки надели дома

Холодно им, наступила ... (зима)

Что я прочитала?

Дети: Загадку.

В 1: Кто сочиняет загадки?

Дети: Народ.

В 2: А как по татарски будет загадка?

Дети: Табышмак.

В 1: Послушайте, ребята, еще одна загадка.

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет.

Звоньче птичьи голоса.

Вот и к нам пришла ... (весна)

В 2: Мин дә сезгә табышмаклар әйтим әле, балалар.

Җир өстендә ак мамык. (кар)

Лампа түгел яктырта,

Мич түгел җылыта. (кояш)

В 2: Молодцы, балалар! Булдырдыгыз!

В 1: Идрис, достань из волшебного сундучка следующую записку. (Идрис достает записку)

В 1: А тут написано “скороговорка” – “тизәйткеч”.

В 2: А кто знает скороговорку? Тизәйткечне кем әйтә?

(дети говорят скороворки на татарском и русском языках)

- Җим, җим, җим итә,

Җимлеккә кошлар килә.

Җил, җил, җил исә,                  Айзиля

Җиде кош очып китә.

- Кара карга кардан бара          Адиля

Канатларын кага-кага.

- Купила бабуся

Бусы Марусе.                            Айзиля

- Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.      Эмиль

В 2: Молодцы, ребята!

В 1: Ребята, у нас в сундучке осталась последняя записка. Адиля, возьми, пожалуйста, записку. (Адиля достает из сундучка записку)

В 1: А тут написано слово “игра” – “уен”. Давайте, ребята, поиграем в нашу любимую русскую народную игру “Тетёра”.  

Двое держатся за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

Тетёра шла,
Моховая шла,
По ельничку

По берёзничку

Открывайте ворота

Проходите все сюда
Сама прошла
Всех друзей провела

Проходите все сюда.

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой.

В 1: Молодцы, славно поиграли!

В 2: А сейчас, ребята, предлагаю поиграть татарскую народную игру “Түбәтәй”.

Балалар түгәрәктә басып торалар, җырлый-җырлый түбәтәйне кулдан-кулга бирәләр. Җыр беткәч түбәтәй кемдә кала, шул балага җаза бирелә.

Түбәтәеңне кигәнсең,

Бик ерактан килгәнсең.

Төскә матурлыгың белән

Шаккаттырыйм дигәнсең.

Түп-түп-түбәтәй

Түбәтәең укалы.

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.  

В 2: Молодцы, балалар! Булдырдыгыз!

  1. Заключительная часть

В 1: Ребята, наш детский сад посещают дети разных национальностей. Каждый народ говорит на своем родном языке: татары – на татарском, русские – на русском. У каждого народа свои обычаи, традиции, свои наряды.

В 2: Сегодня мы с вами познакомились с татарскими и русскими народными обычаями, играли национальные игры, повторили пословицы, считалки, отгадывали загадки, и мы сегодня убедились, что все мы, несмотря на свою национальность, живем дружно, в мире и согласии.

Наш Татарстан

Дружбой славится!

Нам жить в Татарстане

Очень нравится!

В 1: Во веки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить!

В 2: Ярдәмләшеп, җырлап, көлеп,

Яшик кояшлы илдә.

Бергә булыйк, бердәм булыйк!

Дуслыкның көче шунда!

В 1: А сейчас все вместе, дружно споем песню «Если нравится тебе, то делай так…» (песня поется на татарском и русском языках).

Если нравится тебе, то делай так … (показывается движение)

Если нравится тебе, то делай так … (показывается движение)

Если нравится тебе, то и другому покажи…(показывается движение)

Если нравится тебе, то делай так … (показывается движение)

Әгәр сиңа ошый икән, болай ит... (хәрәкәт күрсәтелә)

Әгәр сиңа ошый икән, болай ит... (хәрәкәт күрсәтелә)

Әгәр сиңа ошый икән, башкаларга да өйрәт... (хәрәкәт күрсәтелә)

Әгәр сиңа ошый икән, болай ит... (хәрәкәт күрсәтелә)

В 2: На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо! До свидания! Сау булыгыз!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля»....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе "Дом дружбы" Коммуникативное развитие

Социально-коммуникативные отношения между детьми очень актуальны в старшем возрасте.  Между детьми во время игры часто происходят выяснения отношений, разборки. Дети не всегда могут договориться,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Что такое дружба?»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Что такое дружба?» Цель: развитие социально - коммуникативных умений у детей старшего дошкольного в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Что такое дружба?»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Что такое дружба?»Цель: развитие социально - коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраст...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы дружбою своей сильны»

Цель: создание условий для знакомства детей с праздником «Дня народного    единства» и историей его возникновения.Задачи: - формировать познавательный интерес к культур...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В мире сказок с проведением опытно-исследовательской деятельности ».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В мире сказок с проведением опытно-исследовательской деятельности »....

План интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Дружба. Волшебные слова»

Цель: Обобщение и систематизация полученных детьми знаний.Задачи:- закреплять обобщающие понятия «дружба», «волшебные слова»;- закреплять знания детей о нашей Родине...