Проект " Здравствуй, барыня Масленица!"
проект (старшая группа)

Притуляк Галина Петровна

Обрядовые игры, частушки, заклички, блины, сжигание чучела Масленицы - все это формирует позитивное отношение дошкольников к праздничным традициям русского народа.,приобщает к истокам его этнокультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_barynya_maslenitsa.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ПРОЕКТ

«Здравствуй, барыня Масленица!»

                   Для детей старшей  группы.

                                               Автор: Притуляк Галина Петровна

                        Онохой - 2

 

Актуальность:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отошли от этих традиций, тем самым лишили возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества, поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья силами педагогов, родителей и детей.

Масленица – один из самых любимых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно-творческий, игровой.

По продолжительности – краткосрочный (1 неделя): 09.03.2016 – 15.03.2021 год

Участники проекта: дети  старшей группы и их родители, воспитатели.

 

Цель проекта:

Формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

Задачи:

Познакомить детей с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями.

Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр.

Развивать творческие способности детей и родителей - художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Способствовать сплочению детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника Масленица.

Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.

Воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях

Ожидаемый результат:

Дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный праздник Масленица;

У детей сформируются представления о данном празднике;

Повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;

Дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;

Обогатиться развивающая среда в группе;

В традицию детского сада войдёт организация народных праздников совместно с родителями.

Этапы реализации проекта:

I– подготовительный

II – основной

III – заключительный

I – этап: подготовительный

Цель: Постановка мотивации, цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

II – этап: основной

Цель: Формирование представлений у детей и родителей о русской национальной традиции встречи весны.

Содержание:

Ознакомление детей с историей праздника Масленица: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин народных гуляний, просмотр слайдов и мультфильмов о Масленице, заучивание закличек, потешек, загадок, хороводов, песен, русских народных игр, сюжетно-ролевые игры, НОД.

Подбор и оформление информации об Масленице в уголок информации для родителей.

Изготовление картотек потешек, закличек, пословиц, русских народных игр, пополнение фонотеки в группе.

Выставка книг по народному творчеству для детей.

Изготовление солнышек для украшения участков.

Изготовление детьми и родителями куколок Масленица (оберегов).

Привлечение родителей к изготовлению чучела Масленицы, сбору интересных рецептов для создания общегрупповой книги «Блины на Масленицу» и выпечке блинов на праздник.

III – этап: заключительный

Результат (полученный на практике):

В процессе подготовки и  реализации  проекта « Здравствуй, барыня Масленица»   родители стали активными партнерами в образовательном процессе.

Дети познакомились с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями, разучили заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомились с правилами проведения русских народных игр.

Дети стали более добрыми, великодушными, миролюбивыми, внимательными, чуткими друг к другу и окружающим людям.

Дети и родители получили эмоциональное удовлетворение от участия в проекте  «Здравствуй, барыня Масленица».

Понедельник  «Встреча».

Презентация – знакомство « А почему Масленица?»

Разучивание потешек, закличек,пословиц, поговорок о масленице.

Обрядовые игры: «Клубочек», «Гори – гори ясно», «Волшебный    платочек». Подвижная игра «Кружева».

Изготовление чучела Масленицы.

Цель: - познакомить детей с традициями праздника

            - возраждать интерес к обрядам русских праздников

            - ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре

             - воспитывать умение трудиться в команде.

               

Вторник. «Заигрыши».

Беседа « Как отмечать Масленицу?»

Конкурс «Продолжи пословицу»

Игра – хоровод «Веснянка»

Игра « Плетень»

Изготовление из папье – маше подноса.

Продолжение изготовления чучела Масленицы.

Цель: - дать представление о русских играх – забавах

             - расширять представления о русском народном творчестве

             - активизировать позицию родителей в участии проекта

Среда.  «Лакомка». «Масленица – объедуха».

Тестопластика «Бублики, баранки»

Выставка «Мамины блины – до чего же вы вкусны!»

Просмотр мультфильма «Марья- кудесница»

Разучивание частушек.

Цель: - знакомить детей с обрядами масленичной недели, народной праздничной кухней

Воспитывать интерес к народному фольклору.                      

Четверг. «Разгуляй».

Семейный видео – марафон частушек « Гуляй, русская душа!»

Выставка семейных папок – передвижек « Отворяй ворота, пришла Масленица!»

Народные игры:  «Бег в мешках»

                               «Карусель»

Аттракцион «Кто больше принесёт молока для теста»

Игра «Узелок»

Роспись подносов из папье- маше «Весенние мотивы».

Цель: - разучить народные игры, обрядовые песни их сопровождающие

               - воспитывать уважительное отношение к народным традициям

Пятница.  «Прощай, Масленица!»

Консультации для родителей:

  1. «Организация игровой деятельности дома»
  2. «Игры – забавы в семейном досуге»

Игры – забавы: «Бой подушками»

                            «Силачи»

«Гори, гори ясно!»

Сжигание чучела Масленицы.

Чайные посиделки.

Цель: - приобщать к истокам народных традиций

          - формировать позитивное отношение к народным гуляньям

          - воспитывать гордость за свой народ, его культуру

                                                     

               

                                 

                                                   

   Приложение 1

Игра «Волшебный платок»

(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону.

Все напевают.)

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

(Масленица останавливается между двумя детьми.)

На плече платок лежит,

Кто быстрее добежит                                                                 

Раз, два, три – беги!

(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)

Аттракцион «Кто больше принесёт молока для теста»

Дети строятся в две команды. Ведущим команд выдаются столовые ложки. По команде дети должны зачерпнуть молоко, добежать до стула, на котором стоит стакан. Вылить молоко из ложки в стакан и вернуться, передав ложку следующему игроку. Побеждает команда, у которой молока в стакане окажется больше.

Подвижная игра «Кружева».

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком.

                                                                         

Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом. Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.

Правила.  Челночок начинает игру только по сигналу ткача. 2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

Игра «Узелок»

Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.

Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.

Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?                                                                         

Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.

Конкурс «Продолжи пословицу»

1. Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинками наедаемся

Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Масленица, угощай

Всем блиночков подавай

5. Будем Масленицу величать

Да блинами угощать!

Будем Масленицу хвалить

Да на саночках возить!

6. Наша Масленица, ты широкая,

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

7. Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

8.  Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирай