занятие по региональному компоненту «Художники Шипуновского района» в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект НОД по Региональному компоненту. Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сада «Колосок» села Родино, филиал МБДОУ - детского сада «Берёзка» села  Шипуново, Шипуновского района, Алтайского края

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Образовательная область-познавательное развитие, региональный компонент.

                             «Художники Шипуновского района»

                                                                    ФИО: Букавцова Лариса

Анатольевна

Должность: воспитатель

первой

 квалификационной

категории

                                                         2019

Схема конспекта занятия

Педагог (ФИО): Букавцова Лариса Анатольевна.

Образовательная область: познавательное развитие, региональный компонент.

Тема: «Художники Шипуновского района» в старшей группе.

Цель: Познакомить с картинами Алексея Гикал ,  познакомить с работами  местного художника .                                                              .

Задачи:

1. Образовательная:

- формировать представления детей о работе художника;

- закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре.

- активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «пейзаж», «мольберт», «палитра», «оттенок», «холст».    

2. Развивающая:                                                                                                                                                                      

- развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, умения выражать чувства, впечатления в детском творчестве.

3. Воспитывающая:

- воспитывать интерес к изобразительной деятельности художников Шипуновского района, своей малой Родины. Воспитывать эстетический вкус.

Методические приемы:

Беседа, презентация, художественное слово, вопросы, использование репродукций, физ. минутки, рисование.

Словарная работа: живопись, пейзаж, палитра, холст, оттенок.

Материалы и оборудование:

- ноутбук;

- краски разных цветов и их оттенков;

- карточки с изображением основных цветов (красный, жёлтый, синий)

- картинки с изображением пейзажа, натюрморта,портрета.

-  цветное изображение летнего и зимнего пейзажа Алексея Гикал.

- сказка Н.Носова "Как Незнайка был художником"

- аудиозапись песни Г. Гладкова "Песня о картинах»

- презентация «Картины Алексея Гикал»

- https://gikal-aleksej.in.gallerix.ru/     здесь можно просмотреть картины автора

Предварительная работа:

- рассматривание картин других местных художников;

- работа с родителями;

- оформление выставки детских рисунков на тему «Родина малая в наших сердцах».

- беседа на тему: «Что такое репродукции, живопись художника?».

Организационный момент

Загадывание загадки.

Цель: включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

- художник

- о художнике

Воспитатель: - О чем же сегодня мы будем говорить, вы сможете узнать, отгадав загадку.

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …

- О чем сегодня будем говорить?

- Что вы знаете о них?

- Что бы вы хотели узнать?

Отлично!

                                                                  2. Основная часть занятия.

Формы представления нового материала:

- загадки,

- презентация.

Групповая деятельность.

Цель: Знакомство с работами художника А.Г.Гикал. Определения уровня внимания и интереса к новому материалу. Формировать представления детей о работе художника, развивать чувство гордости за талантливых людей проживающих рядом с нами.

Активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «пейзаж», «мольберт»,  «палитра», «оттенок», «холст». Развивать умение рассуждать.

-чтение отрывка "Как Незнайка был художником"

Цель: вызвать интерес к профессии художник.

- динамическая пауза. Физкультминутка- игра "Художники"

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятия, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

- практическая деятельность

Цель: закрепить знания нового материала , формировать представления детей о работе художника;

- закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети:

- ответы детей

-нет

- ответы детей

-дети встают полукругом возле монитора, для просмотра картин.

-ответы детей

-люди проживающие в одной деревне,городе.

Дети: когда слышат слово - художник, замирают в различных позах.                                                                              

-слушают песню Г. Гладкова "Песня о картинах".

-природу

-предметы

-лицо человека

-мольберт

-холст

-краски

- палитры

- кистью

- палитра.

-красный, желтый и синий.

- получится оранжевый.

-получится фиолетовый.

- получится зеленый.

-смешивают краски

-получают новые оттенки.

Воспитатель: - Как вы думаете, сложно ли быть художником?

- Вот сейчас мы и узнаем это, прочитав главу из книги "приключения Незнайки и его друзей".

- Получилось у Незнайки стать художником?

- Почему?

-Сейчас я вам покажу картины нашего земляка Алексея Гикал, на них изображены: пейзажи природы.

(Показ презентации на ноутбуке.

Показ картин сопровождается рассказом воспитателя о художнике.)

Гикал Алексей Григорьевич. Родился 28 августа 1961г. Свободный художник. Живёт и работает на Алтае. В юности закончил изостудию, потом самообразование. Профессионально живописью занимается более тридцати лет. Множество персональных выставок по России, а также за рубежом. Любит свой край, и всё своё творчество посвящает природе Алтая. Картины Алексея Григорьевича выставлялись во многих городах России: Новосибирске, Омске, Красноярске, Барнауле, Рубцовске; за рубежом: в Мюнхене в 1994 году, в г. Хемниц в 1997 году. Большое количество его картин находятся в частных коллекциях в различных уголках мира. На своих полотнах изображал пейзажи родного края.

К 90-летию Шипуновского района и 100-летию села Шипуново в музее с. Шипуново, была размещена  выставка живописных полотен,. В ее экспозиции представлены завораживающие пейзажи местных художников Сергея Жука, Сергея Боженко, Алексея Гикала и Александра Анкудинова.

Эти художники наши земляки. Что значит это слово?

Я горжусь тем, что рядом с нами жили и живут такие талантливые люди.

https://gikal-aleksej.in.gallerix.ru/     здесь можно просмотреть картины автора.

Физминутка:

Сейчас мы поиграем с вами в игру на внимание «Художники» Правила игры: Я говорю вам слово «художники» и делаю какое либо движение и вы повторяете, но я буду хитрить. Называть и другие слова. А вы будьте внимательны! (другие слова: врачи. учителя, артисты, строители, дизайнеры, малыши, великаны, музыкант, инженеры, ученые, космонавты, механики, плотники).

- Художники могут рисовать разные картины. Послушаем песню, и назовем их.

- Что художники изображают на пейзаже?

- Что художники изображают на натюрморте?

-Что художники изображают на портрете?

- А какие инструменты нужны художнику, вы узнаете, отгадав загадки.

1.Это очень интересный предмет

Не нарисовать без него портрет.

Холст на этот предмет художник поставит,

Рисовать красиво станет.

2. Нарисую панораму.

Натяну его на раму,

Он матерчат, плотен, толст.

Для картины нужен...

3. Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

4. Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может.

Он смешает краски хитро

С помощью меня - ...

5. Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой...

- Мы с вами назвали инструменты, которыми создаются картины, но мы не знаем хитростей, которыми пользуются художники для создания своих работ.

-Что перед нами? Для чего она?

 

- Давайте с вами узнаем, как получают новые цвета.

     Существуют 3 основных цвета. Какие?

-Если смешать желтый и красный получится?

-Если смешать красный и синий получится?

-Если смешать синий и желтый получится?

-итак, зачем нужна палитра художнику, как вы думаете?

 

Презентация «Картины Алексея Гикал»

https://gikal-aleksej.in.gallerix.ru/    

Аудиозапись песни Г. Гладкова "Песня о картинах»

3. Заключительная часть занятия:

           Игра «Узнай ,что нарисовано?»

Цель: Закрепить названия пейзаж, натюрморт, портрет. Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с задачами, оценивание участия детей в занятии. Переключение детей на другой вид деятельности.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

 -Дети высказывают своё мнение, делятся впечатлениями

-игра «Узнай ,что нарисовано?»

-Ответы детей.

Дети делают свой выбор.

.Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

. -Сейчас я вам показываю картину, а вы мне отвечаете, что на ней изображено: пейзаж. натюрморт или портрет.

- Что нового узнали?

- Что было наиболее интересным?

- Тяжела она, работа художника?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.

Спрашивает у детей с флажками, почему они взяли именно флажки.

Глава третья КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ

Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон». Стоило посмотреть на Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник.

После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Пришел он к Тюбику и говорит:

– Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь красок и кисточку.

Тюбик был вовсе не жадный, он подарил Незнайке свои старые краски и кисточку. В это время к Незнайке пришел его друг, Гунька.

Незнайка говорит:

– Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.

Гунька обрадовался, сел поскорее на стул, и Незнайка принялся его рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза. Гуньке хотелось поскорее увидеть свой портрет. От нетерпения он не мог усидеть спокойно на стуле и все время вертелся.

– Не вертись, не вертись, – говорил ему Незнайка, – а то непохоже получится.

– А сейчас получается похоже? – спросил Гунька.

– Очень похоже, – ответил Незнайка и пририсовал ему фиолетовой краской усы.

– Ну-ка, покажи, что получилось! – попросил Гунька, когда Незнайка окончил портрет.

Незнайка показал.

– Да разве я такой? – закричал Гунька в испуге.

– Конечно, такой. Какой же еще?

– А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

– Ну, вырастут когда-нибудь.

– А нос почему красный?

– Это чтоб было красивее.

– А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

– Голубые, – ответил Незнайка. – Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.

– Нет, это плохой портрет, – сказал Гунька. – Дай я его порву.

– Зачем же уничтожать художественное произведение? – ответил Незнайка.

Гунька хотел отнять у него портрет, и они принялись драться. На шум прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.

– Вы чего деретесь? – спрашивают.

– Вот, – закричал Гунька, – рассудите вы нас: скажите, кто здесь нарисован? Правда, это не я?

– Конечно, не ты, – ответили малыши. – Тут какое-то пугало огородное нарисовано.

Незнайка говорит:

– Вы не догадались потому, что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу, и все будет понятно.

Он взял карандаш и подписал под портретом печатными буквами: «ГУНЬКА». Потом повесил портрет на стене и сказал:

– Пусть висит. Все могут смотреть, никому не запрещается.

– Все равно, – сказал Гунька, – когда ты ляжешь спать, я приду и уничтожу этот портрет.

– А я ночью не лягу спать и буду стеречь, – ответил Незнайка.

Гунька обиделся и ушел домой, а Незнайка на самом деле не лег вечером спать.

Когда все уснули, он взял краски и принялся всех рисовать. Пончика нарисовал таким толстым, что он даже не поместился на портрете. Торопыжку нарисовал на тоненьких ножках, а сзади зачем-то пририсовал ему собачий хвост. Охотника Пульку изобразил верхом на Бульке. Доктору Пилюлькину вместо носа нарисовал градусник. Знайке неизвестно для чего нарисовал ослиные уши. Словом, всех изобразил в смешном и нелепом виде.

К утру он развесил эти портреты на стенах и сделал под ними надписи, так что получилась целая выставка.

Первый проснулся доктор Пилюлькин. Он увидел на стене портреты и стал смеяться. Они ему так понравились, что он даже нацепил на нос пенсне и стал рассматривать портреты очень внимательно. Он подходил к каждому портрету и долго смеялся.

– Молодец, Незнайка! – говорил доктор Пилюлькин. – Никогда в жизни я так не смеялся!

Наконец он остановился возле своего портрета и строго спросил:

– А это кто? Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его.

– Зачем снимать? Пусть повисит, – ответил Незнайка.

Доктор Пилюлькин обиделся и сказал:

– Ты, Незнайка, видно, больной. У тебя что-то с глазами случилось. Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа был градусник? Придется тебе на ночь касторки дать.

Незнайка очень не любил касторку. Он испугался и говорит:

– Нет-нет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой.

Он поскорей снял со стены портрет Пилюлькина и порвал его.

Вслед за Пилюлькиным проснулся охотник Пулька. И ему портреты понравились. Он чуть не лопнул со смеху, глядя на них. А потом он увидел свой портрет, и настроение у него сразу испортилось.

– Это плохой портрет, – сказал он. – Не похож на меня. Ты сними его, а то я не буду тебя с собой на охоту брать.

Пришлось Незнайке и охотника Пульку со стены снять. Так было со всеми. Всем нравились портреты других, а свои не нравились.

Самым последним проснулся Тюбик, который, по обыкновению, спал дольше всех. Когда он увидел на стене свой портрет, то страшно рассердился и сказал, что это не портрет, а бездарная, антихудожественная мазня. Потом он сорвал со стены портрет и отнял у Незнайки краски и кисточку.

На стене остался один Гунькин портрет. Незнайка снял его и пошел к своему другу.

– Хочешь, Гунька, я подарю тебе твой портрет? А ты за это со мной помиришься, – предложил Незнайка.

Гунька взял портрет, порвал его на кусочки и сказал:

– Ладно, мир. Только если еще хоть раз нарисуешь, ни за что не стану мириться.

– А я никогда больше не буду рисовать, – ответил Незнайка. – Рисуешь, рисуешь, а никто даже спасибо не скажет, все только ругаются. Не желаю больше художником быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий по Региональному Компоненту на тему: " Навруз" для старшей группы

Конспект занятий по Региональному КомплексуДля детей старшей группыНа тему : « Навруз»/ Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются возле стульчиков. Ведущая в национальном костюме/И...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

КОНСПЕКТ Открытой НОД (с использованием регионального компонента) «Путешествие по городу Брянску» старшая группа

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей.Задачи:образовательные: способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств. Продолжать формировать понятия Родины, ...

Календарно-тематический план по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательной работе старшей группы

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в усл...

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»...

Проект по региональному компоненту «Моя край родной» В старшей группе (5-6 лет).

Вид проекта:Познавательно-игровой, социальный проект по региональному компоненту: «Мой край родной»; в старшей группе (5-6 лет)....