методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)

Полоусова Татьяна Сергеевна

Лэпбук "Красная книга Калмыкии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»

Методическая разработка по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников через игру»

ЛЭПБУК «Красная книга Калмыкии»

Подготовила: Полоусова Т.С.

Актуальность:

Калмыкия – во многом уникальный регион, территория бескрайних степей, пустынь и полупустынь, по площади превышающая многие европейские государства.
Для изучения и охраны неповторимой природы в 1990 году на территории республики Калмыкия был образован единственный такого рода полигон в России – государственный природный биосферный заповедник «Чёрные земли».

Путешествие по степным просторам «Чёрных земель» – это практически моментальное погружение в мир дикой природы. Только на первый взгляд степи кажутся однообразными, уже через несколько часов прогулки по заповеднику понимаешь – ландшафт постоянно меняется, жизнь вокруг прямо-таки кипит. Особенно это чувствуется весной – растительность расцветает.

Над изумрудными полями цветущего ковыля кружат в поисках добычи степные орлы.

Калмыкия – это не только Золотая обитель, уникальные памятники буддийской культуры, долина лотосов, легенды об ойротском племени, но и удивительное цветение более сотни видов тюльпанов, которые растут без вмешательства человека в нетронутой природе.

  Цель методической разработки: Формирование знаний у детей о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Лэпбук как инновационная форма работы по экологическому воспитанию

Хотелось бы поговорить о новой форме организации образовательной деятельности в процессе формирования экологических представлений у дошкольников.

Что является главной целью экологического воспитания? Главная цель экологического воспитания – это создание условий для формирования основ экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

Как один из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества, это использование для обогащения экологических представлений дошкольников о природе родного края использовала технологию «лэпбук».

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком «Красная книга Калмыкии» подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты.

Необходимо отметить, что, работая над лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Так что же такое «лэпбук»:

В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Такое пособие представляет собой папку, которую удобно располагать на коленях для просмотра ее содержимого.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно -пространственной среде:

• информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с

участием взрослого как играющего партнера);

• обладает дидактическими свойствами;

• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

• вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Хотелось бы представить лэпбук экологической направленности «Красная книга Калмыкии».

Он представляет собой альбом с 5-ю разделами-папками. В папках имеются кармашки с собранной информацией по теме.

Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять, можно использовать с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста. Дети 6-7 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Цель данного пособия: познакомить, закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире Занесенных в Красную книгу Калмыкии

Задачи:

- формировать у детей бережное отношение к природе родного края.

- воспитывать у детей любовное, заботливое отношение к природе путём систематического, целенаправленного общения детей с окружающей средой;

- развивать творчество, воображение, мышление, внимание через игру;

- способствовать взаимопониманию и взаимоуважению между педагогами, детьми и их родителями. 

- обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову.

Пособие многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное как для детей, так и для педагога. Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Значение лэпбука для дошкольников:

-способствует пониманию и запоминанию информации по теме,

-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по теме, способствует изучению, повторению и закреплению материала по теме.

Экологическая игра «Найди такой же цветок»

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Цель: формировать умения распределять предметы, сделанные из разных материалов, на группы;

Игра «Экологический театр»

Цель: создание условий для поддержания интереса ребенка к театральной деятельности, через воспитание экологической культуры.

«Экологические знаки»

Цель: Данные экологические знаки используются в работе с детьми при обсуждении ситуаций, требующих природоохранных действий, правил поведения людей в природе (какие действия людей направлены на уничтожение природы, последствия от этих действий для растений, животных, самих людей).

Цель: Данные экологические знаки используются в работе с детьми при обсуждении ситуаций, требующих природоохранных действий, правил поведения людей в природе (какие действия людей направлены на уничтожение природы, последствия от этих действий для растений, животных, самих людей).

Д/и «Чья тень?»

Цель: закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Загадки о животных родного края

Цель: продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающем мире (животных родного края).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что такой способ подачи информации детям помогает закрепить и отработать полученные знания. Дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Используемый материал:

фотографии флоры и фауны обитателей заповедника «Черные Земли», предметные картинки (растения, животные).

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...