Итоговое занятие по дополнительному образованию на тему: "Мы говорим по-мордовски"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сайгина Светлана Ивановна

Конспект  для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
                                          «Детский сад № 86» комбинированного вида

                                  Итоговое занятие по дополнительному образованию
                                             Тема: «Мы говорим по-мордовски»

                                                 

                                             

                                                                                                     Подготовила:
                                                                                                    воспитатель высшей
                                                                                                    квалификационной категории
                                                                                                    Сайгина Светлана Ивановна

                                                                                                     
                                                           

                                                                  Саранск 2021г.

Цель: пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском (мокшанском) языке, создать настрой для дальнейшего его изучения.
Задачи:
- Образовательные:
1. Продолжать приобщать детей к общению на мордовском (мокшанском) языке.
2. Закрепить с детьми название овощей и фруктов; животных домашних и диких  и т.д.
- Развивающие:
1. Способствовать повышению речевой активности детей, развитию умения выражать свои мысли на мордовском языке в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.
2. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова.
- Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание говорить на мокшанском языке.
Методические приемы:
Беседа по вопросам, чтение стихотворений «Кошечка»,   использование картинок с дикими животными; дидактические игры «Чудесный мешочек»,  подвижная игра «Шаромня» (Карусель).
Словарная работа:
Закрепить ранее изученные слова, речевые образы.
Материал и оборудование:
«Кукла Алдуня», «Чудесный мешочек», игрушка- кошка,  картинки с изображением животных; макеты фруктов, овощей, обруч.

Ход занятия:
- Край мордовский – Родина моя!
Край мордовский – дружная семья
В ней народ живёт, как друг и брат
А при встрече говорят -
- Шумбрат!
- Шумбратада кельгома ялгат!
- Здравствуйте, дорогие друзья!
- Ребята, давайте с вами вспомним, как называется наша страна?
- Наша страна называется Россия.
- Правильно, ребята!
- А как называется наша малая Родина?
- Республика Мордовия.
- Как называется город в котором мы живём?
- Саранск.
- Молодцы!
- Россия – многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, традиции и, конечно же, язык. Мы можем услышать русский, мордовский, татарский и другие языки. А мы с вами живём в Мордовии. Мордва – это народ, с которым связано имя нашей республики. Мордва состоит из двух групп – мокша и эрзя.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла мокшаночка Алдуня.
- Шумбратада, шабат!
- Монь лемозе Алдуня ( меня зовут Алдуня)
- А тонь кода лемце? (а тебя как зовут)
- Монь лемозе Костя ( опрос остальных детей)
- Тон цёранят или стирнят? ( ты мальчик или девочка)
- Мон цёранян ( отвечает мальчик)
- Мон стирнян ( говорит девочка)
- Шабат, со мной живёт моя любимица. Посмотрите, кто это? ( лежит кошка-игрушка)
- Это кошка! А на мордовском языке называется?
- Ката.
- Зовут мою кошку Мурка. Ей очень нравятся стихи по-мордовски. Может, расскажете?
(рассказывает один ребенк, затем хором)
Ай катоня, катоня
Лефкскадот тонь котоня
Ай катоня, киска
Нярцень ала миска.
- Переведи, пожалуйста, София на русский язык! (Ребенок переводит)
- Ёнюват, София! Молодец, София)
- А кошка какое животное?
- Домашнее

- Каких еще домашних животных вы знаете?
(Перечисляют. Затем перевод)
- Корова – Тракс
- Лошаль – Алаша
- Свинья – Тува
- Собака – Пине
- Кроме домашних, существуют и другие животные.
- Какие ребята?
- Дикие
Здесь картинки этих животных. Кого вызову, тот должен назвать это животное по-мордовски, затем по-русски.
(На магнитную доску дети по очереди прикрепляют животное, называя)
- Офта – Медведь
- Нумол - Заяц
- Врьгаз – Волк
- Келазь – Лиса
- Сеель – Ежик
- Ёнюфтада! (Молодцы!)
- Прекрасен наш край мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой, своими песнями, танцами, играми.
- Сейчас поиграем в мордовскую игру «Шаромня» (Карусель)
( Дети становятся в круг, при этом держатся за обруч. Задача детей-делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Савор, савор, саворне,
Шары, шары, шаромнесь
Меле, меле, сиденяста,
Шары, шары, шаромнесь.
Сате, сате ласькозня,
Лоткак, лоткак, шаромня
Фкя-кафта, фкя-кафта,
Лоткась шаромсь шарома.
(Играем 2-3 раза)
- Озада. (Садитесь)
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
( дети по очереди достают из мешочка что-то, показывают нам и называют на мордовском языке)
- Морковь – пурьхке
- Лук – шурьхке
- Капуста - капста
- Марь – яблоко
- Модамарь - картошка
- Молодцы!
- Вы очень понравились мне, т.к. знаете много слов по – мордовски, любите играть.
- А что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей)
- Вастомазонок! До свидания!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по дополнительному образованию "We love English!"

Отчётный концерт по английскому языку, в котором участвовали дети, посещающие кружок дополнительного образования "We love English!"...

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»

Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников....

Конспект занятия по дополнительному образованию на тему "Капризная кошка" для детей 4-5 лет

Данное меропритие для возраста 4-5 лет. Дети не только закрпеляют знания о сказки В.Сутеева "Капризная кошка", а также развивают мелкую моторику, работая в технике оригами. Данное занятие мо...

Итоговое занятие по дополнительному образованию "Волшебный мир мячей""

Занятие подготовлена для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" в старшей группе с использованием элементов Хатха-йоги  и самомассажа....

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию "Путешествие за здоровьем"

Занятие для итогового занятия по программе дополнительного образования "Здоровячок" с использованием элементов дыхательной гимнастики по Лазареву и элементов Хатха-йоги....

Итоговая, непосредственно – образовательная деятельность, кружка дополнительного образования, на тему: "Мультипликация - страна талантов "

Цель:Закрепить у детей полученные навыки создания мультфильма в условиях дошкольного учреждения.Задачи:Обучающие:- Учить анализировать проведённую работу;- Обучать умению сосредотачиваться и фокусиров...

Итоговое занятие кружка дополнительного образования психологического развития «Комфорт» «Цветик-семицветик для Зайчика»

Цель: выявить развитие эмоциональной  и познавательной сферы детей средней группы (детей 4-5 лет), способствовать снижению психоэмоционального напряжения.Задачи:Образовательные задачи:1.Закреплят...