Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»
проект (старшая группа)

Анастасия Евгеньевна Прашмут

Проект по  гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 

по теме: «Мой город – Вязьма!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod.docx69.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 г. Вязьма Смоленской области

Проект

по  

гражданско-патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

по теме:

«Мой город – Вязьма!»

2018 год

Тема проекта:

«Мой город – Вязьма!»

Проблема

Если народ теряет свои связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы всегда должны помнить об этом.

Из всех воспитательных направлений образовательного процесса, любовь к Родине, родному городу и своему народу является определяющей.

Решение проблемы воспитания патриотизма – на сегодняшний день является важной задачей. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Патриотизм – это любовь к Родине, малой Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства, начинает формироваться в дошкольном возрасте. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Актуальность

Малая Родина.… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё! С ранних лет формируются представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными национальными, историко-культурными, географическими, природными особенностями.

Известно, что именно дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где живёт, детского сада. Очень важно, привить детям чувство любви к культурным и природным ценностям родного города, так как именно на этой основе воспитывается гражданский патриотизм.

Цель

Создание и апробация системы мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой город - Вязьма».

Задачи

  1. Формировать у детей интерес и уважение к истории возникновения и развития родного города, к людям, их деятельности и культуре.
  2. Развивать творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
  3. Совершенствовать умение использовать информацию об исторических событиях на практике, моделировать имеющийся опыт в различных видах деятельности.
  4. Способствовать обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
  5. Вырабатывать у дошкольников потребность   в использовании в речи новых слов в соответствии с из значением и целью высказывания.
  6. Воспитывать чувство гордости за сою «малую Родину», азы гражданственности и патриотизма.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно - ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.  

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая.  В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Принципы работы

  1. Принцип энциклопедичности – отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
  2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
  3. Принцип индивидуальности – учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
  4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
  5. Принцип комплексности и интегрированности -  взаимосвязь с другими видами  деятельности в едином педагогическом процессе.
  6. Принцип целевой направленности – организация деятельности направленной на результат.

Формы работы с детьми

  1. Экскурсии.
  2. Целевые прогулки.
  3. Беседы о родном городе.
  4. Изучение специально литературы.
  5. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
  6. Дидактические игры.
  7. Сюжетно-ролевые игры.

Формы взаимодействия с родителями

  1. анкетирование;
  2. совместные экскурсии и целевые прогулки;
  3. рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»;
  4. стендовая информация  « Воспитываем патриота» и др.

Основное содержание проекта.

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленной воспитательной деятельностью и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно - творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Оценка эффективности работы

Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.

Диагностика личностной сферы

Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции:

выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игр.

определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»).

Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта:

о малой родине, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).

Полученные результаты.

По итогам проведенной работы по реализации проекта:

Получена положительная динамика сформированности представлений у дошкольников по всем образовательным областям.

Родители определили высокий уровень сформированности познавательного интереса.

Методы оценки эффективности проекта

Опрос детей и родителей. Анкетирование родителей и педагогов.

Оценка рисков

Риски проекта: Пассивность и отсутствие поддержки со стороны

родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  1. Развивающая среда по теме «Мой город - Вязьма».
  2. Иллюстративный материал.
  3. Дидактические игры.
  4. Конспекты.

Классификация проекта

Название проекта: «Мой город - Вязьма»

         Тип проекта: Информационно практико-ориентированный

 По содержанию: Познавательное развитие «Ознакомление с   окружающим»

Вид проекта: Внутри – групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: Дети, педагоги, родители

Возраст детей: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 неделя

Этапы работы над проектом

 

Этапы

Содержание работы

I этап 

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

Наблюдения, беседы, общение с детьми. Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование по теме. Подготовка методического и демонстрационного материала. Мониторинг развития по теме

II этап 

Основной (практический)

  1. Организация совместной деятельности с детьми.
  2. Перспективный план реализации проекта.
  3. Подготовка готовых моделей к выставке.
  4. Просмотр видеоматериалов.

III этап   

Заключительный этап (аналитический)

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка рисунков и поделок.

Распределение деятельности педагога и детей по этапам проекта.

Этапы

Содержание деятельности

1 этап

целеполагание

1.В группу приходит посылка, внутри которой лежит альбом со старыми фотографиями.

2.Рассматривание альбома с фотографиями.

2 этап

Разработка проекта

1.Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

К кому обратиться за помощью?

2.Подбор литературы по теме проекта.

3 этап

Реализация проекта

Понедельник:

Вязьма – история возникновения и становления.

  1. ООД «Познавательное развитие «(Ознакомление с окружающим) тема: «Город Вязьма над Вязьмою-речкой»
  2. Экскурсия  историко-краеведческий музей
  3. Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности нашего города»
  4. Заучивание пословиц и поговорок

Вторник:

  1. ООД «Речевое развитие тема»: «Чтение стихотворений о Вязьме»
  2. Прослушивание музыкального произведения «Гимн города Вязьмы»
  3. Беседа «На улицах нашего города»
  4. Сюжетно-ролевая игра «Проектное бюро Архитектор»

Среда:

  1. Дидактическая игра «Мы экскурсоводы»
  2. ООД «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) коллективная работа «Мой город»
  3. Ситуативные разговоры «Как город сделать чище?»
  4. Беседа «Назови свой адрес»

Четверг:

  1. Беседа «Знаменитые люди города Вязьма»
  2. Презентация «Исторические памятники нашего города».

3. Дидактическая игра «Дострой дом»

         4.ООД «Художественно-эстетическое развитие»

         (рисование)

«Нарисуй дом, в котором ты живешь».

  1. Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Пятница:

  1.  Игра Что? Где? Когда?  «Вязьма в прошлом и настоящем»

Природа родного края

  1. ООД «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование с элементами аппликации )

«Белая берёза под моим окном».

  1.  Дидактическая игра

«Загадайте, я отгадаю»

  1. Беседа «Наш город и его транспортные средства»

 

4 этап

Подведение итогов

1. Составление слайд-шоу по этапам проекта.

2. Совместная выставка рисунков (родители и    дети) «Мой город»

Ожидаемые результаты:

 - Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.

 - Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

 - Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

 - Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Вязьмы, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

 Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Результативность проекта:

1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу

 2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах

 3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

Список использованной литературы

1. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»

3. Программа воспитания и обучения в д/с М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.

4. О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир».

5. Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».

6. О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет.»

7 . Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческо – туристской деятельности.

.

Приложение

 Игра «Что? Где? Когда?»  

«Вязьма в прошлом и настоящем»

Цели:

• Закрепить знания о городе - малой Родине и его достопримечательностях.

• Развивать логическое мышление, память.

• Закрепить в памяти имена вязьмичей, прославивших город.

• Продолжать работу над грамматическим строением речи и выразительностью чтения стихов.

• Воспитывать в детях чувство гордости за свой город и чувство любви к нему.

Материал:

• фотографии города,

• велосипед,

• вращающийся барабан с шариками-номерами,

• волчок со стрелкой,

• эмблемы по количеству детей,

• кроссворд,

• подарки для игроков (открытки с изображением города).

Ход занятия

Под музыку дети входят в зал и останавливаются перед стендом с головоломкой. На груди у каждого эмблема (красный, желтый, зеленый круг).

Воспитатель:

- Ребята, давайте решим головоломку; отгадаем зашифрованное слово (дети отгадывают слово и вписывают буквы в клеточки; читают слово «Родина»)

- А как называется наша Родина? (Россия). У каждого человека есть на Земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.

Малая Родина - островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья,

Ласковая малая Родина моя.

Для нас с вами малая Родина-это наш город

- А что значит «малая Родина»(ответы детей).

- Правильно, это место, где родился и вырос человек.

- А где родился ты? (2-3 ответа)

- Ваша малая Родина – город Вязьма. Вот мы сегодня и поговорим о ней.

- Ребята, займите свои места. Цвет вашей эмблемы должен совпадать с цветным кругом на стульчике.

Дети рассаживаются.

Воспитатель говорит:

- Внимание! Внимание!

Сообщить вам рада я!

В этот миг сейчас начнется интересная игра!

Тема нашей игры«Вязьма в прошлом и настоящем».

В нашей занимательной игре участвуют команды красных, желтых и зеленых. Правила игры: команды выполняют задание и зарабатывают фишки, которые кладутся в копилку каждой команды. Победившую команду в конце ожидает приз!

А теперь задание 1 тура. Команды отвечают быстро:

- Как называется наша область? (Смоленская)

- От чего произошло название нашего города? (До прихода славян, в этих местах проживали финно-угорские племена и слова «веси» (вода) и «Маа» (почва, земля) можно прочитать как болотистая, вязкая земля).

- На какой дороге лежит Вязьма? (На Старой Смоленской дороге)

- Где находилось древние городище? (В районе Русятки и в центре города на Соборном холме)

Воспитатель: Молодцы! (Команда, ответившая правильно на вопрос – получает фишку).

- Внимание! Командам предоставляется уникальная возможность заработать дополнительные фишки на этом велосипеде. (На ковре выложен круг из перевернутых вниз цветной стороной кружков. Рядом 3-х колесный велосипед).

Воспитатель приглашает игрока под № 1 из команды красных.

- Ты едешь по кругу на велосипеде под музыку, как только музыка останавливается, останавливаешься и ты. Если цвет твоей эмблемы совпадает с цветом перевернутого кружка, ты получаешь право ответить на спрятанный в нём вопрос. Если ответ правильный - команде присуждается 3 фишки (на велосипедах едут по 1 человеку из каждой команды).

- А теперь задание 2 тура.

Перед вами фотографии зданий нашего города. (Задание для команд аналогичное).

1. Найдите и отметьте фишкой фотографии кинотеатра, расположенного на улице Ленина. Как он называется? (Кинотеатр «Победа»).

2. Найти Дом Культуры. На какой улице находится Дом культуры? (На Советской площади).

2. Найти детскую библиотеку. На какой улице она находится? (На площади Ефремова).

После проведения 2 тура объявляются очки команд.

Музыкальная пауза – песня «Гимн Вязьме» в исполнении детей старшей группы.

- А теперь задание 3 тура.

Ведущая: Если любишь свой город и гордишься им, надо знать его историю. Если к вам приедут гости, вы сможете рассказать и показать его достопримечательности.

- Для выполнения следующего задания вам необходимо поудобнее сесть перед экраном телевизора. Представьте себе, что вы – дикторы. Надо озвучить кадры немого фильма. (Дети называю знакомые места в городе). (Показ слайдов).

После проведения 3 тура объявляются очки команд.

- А теперь задание 4 тура.

Вопросы игрокам:

1. Когда и кем была основана Вязьма? (В 1239году, когда князь Андрей Владимировиче (по прозвищу Долгая рука) получил её в удел).

2.Вязьма была город – крепость. Что это значит? (В Вязьме была построена мощная каменная крепость, которая защищала город.)

3. Какое самое древнее сооружение в городе? (Спасская башня). Сколько их было в начале(6)

4. Чем была знаменита Вязьма в прошлом? (Здесь вели торговлю купцы 44 городов России. Отсюда везли: мед, воск, лен, кожи, сало, скот, фрукты. Кузнецы изготавливали оружие и сохи, отливали колокола, славились своими изделиями ювелиры, гончары, производились знаменитые вяземские пряники).

5. Назовите знаменитых вяземских купцов? (Строгановы, Лютовы, Калашниковы, Синельников. Купцы Вяземские, были не только богатые, но и щедрые, они состязались в благодеяниях: Лютов - построил один из лучших в России госпиталей, Строганов – школы, Синельников - оборудовал пожарную команду)

6. Назовите храмы Вязьмы. (Свято - Троицкий собор, Иоанна – Предтечев монастырь, Церковь Одигитрии, Спасо-Преображенская церковь, Введенская церковь, Церковь Петра и Павла)

После проведения 4 тура объявляются очки команд.

Воспитатель:

- А теперь следующее задание. Нашим командам предлагаю фото - загадку. Узнайте памятник. (Показ слайда). (Часть памятника на фото прикрыта).

Дети узнают и называют памятник: генерал - лейтенанту М. Г. Ефремову, «Доблестным предкам», «Стеллу Памяти».

Воспитатель:

- Отлично! Пора отдохнуть самим, да и повеселить наших гостей. Споем веселые частушки про наш город (дети поют частушки).

- Ребята! Осталось еще одно испытание.

Перед вами дорожки к сюрпризам-секретам. Каждая команда должна занять одну из дорожек. Я задам каждой команде по одному вопросу. Если ответ верный, вы забираете сюрприз, если нет - корзинка остается на месте.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите святых вяземской земли. (Аркадий Вяземский, Блаженная Анастасия Вяземская, Герасим Болдинский)

2. Назовите героев – земляков (Адмирал П. С. Нахимов, М. Раскова - знаменитая лётчица - «ночные ведьмы», П. Осипенко-первая женщина - лётчица по дальности полётов, М. Заслонов - руководитель подпольного депо)

3. Назовите знаменитых людей Вязьмы. (А. Папанов, Л. Касаткина, композитор А. С. Даргомыжский, А. С. Грибоедов, М, А. Булгаков, С. Савитская).

Воспитатель:

- Я получила огромное удовольствие, слушая ваши ответы и очень рада, что все команды дошли до своих призов. А команда, набравшая большее количество фишек, награждается памятными подарками. Поздравляем!

Приложение

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном  городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;

- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории города;

- другое.

Приложение

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение

Конспект занятия в старшей группе на тему

«Город Вязьма над Вязьмою-речкой»

Цель:

  1. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
  2. Знакомить детей с памятными местами, фауной, флорой.

Ход занятия.

  1. Вступительная беседа.

"Как называется наш город? А что ещё так называется?"

2. Рассказ воспитателя, историческая справка о городе Вязьма.

Давным-давно, когда речка Вязьма была широка и полноводная, и поней ходили суда, решили люди построить рядом с рекой город и назвали его, как и речку — Вязьмой. А может ещё и потому так назвали, что местность была вязкая, болотистая и даже улицы тогда назывались Козье болото, Подболото, Гнилище. Но кроме болот было ещё множество холмов. И стоит теперь наша Вязьма на высоких холмах.

Издревле Вязьма была пограничной крепостью Москвы. Захватчики, рвавшиеся к Москве, осаждали город, разоряли, сжигали. Это были и кочевники, и французы во главе с Наполеоном, и фашисты с Гитлером во время Великой Отечественной Войны.

Но город поднимался вновь, отстраивался и готов был грудью встретить всякого, кто поднимал меч на белокаменную Москву.

О слово вязнущее—Вязьма,

Моя заглавная строка.

В тебе действительно видали

Врага отборные войска.

Они ещё рвались к столице,

Разбоем нагоняя страх...

Но потускнел огонь в петлицах,

А более в глазах. ...

Всему живому, мстя бедою,

Они глотали свой же дым.

И обпились твоей водою,

Объелись пряником твоим.

И. Савельев.

3. Беседа о современной Вязьме.

"А как вы считаете красивый город Вязьма сейчас?

Чем он вам нравится?"

Знакомство с картой города Вязьма (улицы, крепости).

Скажите ребята, а какие улицы города вы знаете? На какой улице наш детский сад? На какой улице вы живёте?

Игра "Путешествие по городу Вязьма" (используются фотографии).

А теперь, ребята, давайте пройдёмся по городу, посмотрим памятные места, может в некоторых из них вы были и узнайте их.

О каждой из фотографий воспитатель даёт небольшую справку, привлекая к беседе детей (памятники расположены на трассе и т.д.: въезд в город, музей, памятник Ефремова и т.д.). Ведётся рассказ о героях, защищавших город во все исторические времена.

В заключении воспитатель подводит детей к экологической беседе о том, как они могут беречь природу, чтобы сохранить свою родину-город Вязьму красивой и зелёной.

 Приложение

Дидактическая игра «Мы экскурсоводы»

Дидактические   задачи:

1.Дать представление об архитектуре зданий города, имеющих художественное и историческое значение.

2. Познакомить детей с архитектурными деталями (балконы, башни, шпили, арки и др.).

3.Активизировать в речи слова, относящиеся к теме.

4. Воспитывать чувство любви к своему родному городу.

Предварительная работа:

*Экскурсии по городу.

*Рассматривание буклетов «Вязьма – старинный город»

Материал:

*Иллюстрации, художественные фотографии, открытки с изображениями исторических  зданий  города Вязьма.

*Рисунки с изображениями архитектурных деталей: окон разной формы, колонн, шпилей и др.

Ход  игры:

В группу приходит почтальон и приносит посылку, в которой лежит диск.

Воспитатель. Интересно, кто прислал  нам такую интересную посылку? (вскрывает посылку). Что нам делать с этим диском?

Дети. Давайте послушаем его.

«Здравствуйте ребята, меня зовут Лунтик. Я очень люблю путешествовать.

Недавно, я прочитал в газете, что вашему городу Вязьме исполняется 779 лет. Мне очень хочется побывать на дне рождения города Вязьмы и погулять по его старинным улочкам».

Воспитатель. Что же нам делать ребята?

Дети. Надо пригласить Лунтика в гости и показать ему наш город.

Воспитатель. Правильно, мы так и сделаем. Ребята, нам нужно подготовиться к приезду гостя. Посмотрите, на стенде стоят фотографии, на которых изображены различные здания. В каждом городе есть много красивых зданий, которые не похожи друг на друга так, как похожи многие жилые дома. Это вокзалы, театры, институты, музеи. Многие здания были построены очень давно, но до сих пор радуют людей своей прекрасной архитектурой.

Физкультурная минутка «Город мой»

Я хочу на самолёте полететь, полететь

 (руки в стороны, наклоны вправо–влево)

И на город свой в полете посмотреть, посмотреть

(Изображают козырёк над глазами, наклоняясь вперёд, смотрят с высоты, медленно вращая головой, справа налево)

Полечу я выше тучи над землёй, над землёй

(руки высоко вверх, наклоны «самолёта» вправо-влево, руки в стороны)

Он, наверное, большущий – город мой, город мой

(руками образуют круг перед собой).

Выберите из этих фотографий те, на которых изображены самые старинные здания нашего города.

 (Дети  отбирают фотографии).

Представьте, что мы с вами  стали экскурсоводами. Давайте расскажем, о том, что изображено на фотографиях, которые вы выбрали.

В конце занятия проводится игровое упражнение «Покажи, что я назову». Педагог называет архитектурные детали — балконы, шпили, арки, башни, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках.

Дидактическая игра «Дострой дом»

Цель:

Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях (форма и величина окон, дверей и др.).

Материал:

*Карточки с изображениями половинок домов одинакового цвета, но разной архитектуры.

*Стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины (квадрат 3x3 см или 4x4 см) и половинки крыш.

*Карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные линией пополам (для вариантов игры);

Ход  игры.

I  вариант.

Воспитатель,  распределяет играющих на две команды. И предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дает карточку с контурным изображением целого дома (все дома разной архитектуры) и свободную карточку для выкладывания дома.

Игровая задача. 

Самостоятельно определить половину дома, выложить ее из блоков на свободной карточке. Затем поменяться друг с другом местами и закончить «строительство» дома своего партнера, так чтобы дом получился симметричным. Во время выкладывания дома карточку с контурным изображением перевернуть. По окончании работы можно проверить по карточке, правильно ли выполнено задание.

II  вариант.

Каждый играющий самостоятельно придумывает архитектуру дома, выкладывает на свободной  карточке половину здания и предлагает своему партнеру закончить его строительство. Стенные блоки и половинки крыш дети берут с общего подноса.

Приложение

Сюжетно-ролевая игра «Проектное бюро Архитектор»

Программное содержание:

1. Совершенствовать      конструктивное      воображение,      умение      проектировать (зарисовывать) планируемое здание на листе бумаги (делать эскиз).

2. Расширять знания детей о профессиях - конструктор, архитектор, строитель.

3. Формировать умение моделировать ролевой диалог.

4. Закреплять умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Предварительная работа:

Рассматривание  сюжетных  картинок  с  иллюстрациями  домов,   построек,   фонтанов.

Беседы о профессиях - строитель, архитектор, конструктор.

Материал:

Компьютер,   наборы   различных   конструкторов:   пластмассовый,   деревянный,   лего, сотовый,   набор   строительной   техники,   инструментов,   листы   бумаги,   карандаши, фломастеры.

Ход игры:

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. МОТИВАЦИЯ.

а) способ вовлечения детей в игру;

На столе стоят различные виды конструкторов, инструменты, машины. «Ребята, для чего нужны эти предметы?» (Для строительства). «А давайте мы с вами сейчас спроектируем дом на бумаге, а затем по проекту строители построят этот дом. И называться наша фирма будет «Проектное бюро».

б) оформление игрового пространства;

Дети оформляют офис, рабочие места, распределяют роли с помощью карточек-схем.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА.

Архитекторы, конструкторы на бумаге и с помощью «компьютера» создают новые проекты домов. Делают зарисовки: детского сада, магазина, спорткомплекса, школы. Затем курьер относит самый лучший проект - строителям. Строители рассматривают чертежи и приступают к строительству красивого современного здания.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

После окончания строительства строители приглашают архитекторов, конструкторов на открытие спортивного комплекса. Фотокорреспондент делает общий снимок дружной команды на фоне нового здания.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Дети зарисовывают свои игровые впечатления в личные игровые дневники.

Приложение

Рисование «Белая берёза под моим окном»

Программное содержание:

1. Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения.

2. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование).

3. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии - концом).

4. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона).

5.Расширение и активизация словаря по теме.

Предварительная работа.

Экскурсия в парк, рассматривание деревьев.

Рассматривание изображений деревьев.

Знакомство с репродукциями картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.Э. Грабаря.

Материал:

 Листы бумаги синего, розового, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета.

Гуашевые краски, кисти разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт.

 Незавершённые рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования.

Ход:

    Воспитатель выставляет на мольберте несколько зимних пейзажей (репродукции, иллюстрации, фотографии, календари и пр.). Предлагает детям полюбоваться. Спрашивает детей, помнят ли они, как называются картины, на которых изображена природа во всей своей красоте. (Пейзажи.) Напоминает, что многие известные художники - И.И. Шишкин, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев, И.Э. Грабарь и многие другие - любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

 Воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Белая берёза»:

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки Новым серебром.

     После прослушивания и небольшой паузы педагог спрашивает, помнят ли дети, какими словами поэт описывает необыкновенную красоту русской берёзки-красавицы.

     Подводит детей к мысли о том, что художники и поэты воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте. Картины художников мы можем увидеть глазами. А поэты создают картины природы словами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.

     Предлагает детям самим подумать, как можно изобразить белую берёзку, которая «принакрылась снегом, точно серебром...». Подсказывает, что для изображения заснеженной тяжёлой кроны можно использовать технику обрывной аппликации.  Тонкие берёзовые веточки можно нарисовать поверх аппликативной кроны хорошо отточенным карандашом - простым или цветным (голубым, розовым, сиреневым, серым). Гелиевая ручка, гелиевые краски с блёстками (серебристые, золотистые) или гуашевые краски, смешанные с белилами для получения нежных цветов и несколькими капельками чёрной для большей насыщенности цветового тона, помогут создать выразительный, оригинальный образ «серебряной» берёзки. В аппликации с этой же целью можно использовать мелко нарезанную мишуру, новогодний дождик, кусочки фольги на бумажной основе, стразы, мелкие блестящие пуговички и бусины. Воспитатель показывает детям два-три варианта композиций и комментирует приёмы работы.

Дети выбирают цвет фона (сиреневый, бирюзовый, голубой, тёмно-синий, фиолетовый) и создают по мотивам поэтического образа красивые зимние картины. Воспитатель помогает детям согласовать выбор фона и художественных материалов, определить основной способ работы, наметить композицию.

Релаксация. Повторное чтение стихотворения С.Есенина «Белая берёза». Рассматривание пейзажей на зимнюю тему.

 

Дидактическая игра «Загадайте, я отгадаю»

Дидактическая задача:

Описать предмет по вопросам взрослого.

Учить детей подбирать  к предмету точные определения.

Игровое действие:

Загадывание загадки воспитателю.

Правило:

Называть задуманное дерево нельзя

Ход игры:

Воспитатель становится спиной к деревьям. Дети должны загадать ему загадку – описать дерево, отвечая на вопросы педагога. Он спрашивает: «Какой у дерева  ствол (Высокий, толстый). Какого он цвета?» Затем интересуется формой,  величиной, расположением веток. Есть ли у дерева плоды, семена, как они называются, какой они формы? По ответам ребят воспитатель угадывает, что за дерево они загадали.

Примечание:

Вопросами воспитатель привлекает внимание дошкольников к конкретным признакам растения, помогает их увидеть. Желательно поэтому задавать вопросы в одной и той же последовательности, не торопиться с отгадыванием загадки, чтобы у детей было время выделить как можно отличительных признаков дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Открытое мероприятие совместной деятельности воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город»

Направление  – познание.Форма организации – 2 подгруппы.Возраст детей – 6-7 лет.Цель:– расширение представлений о городах России;– воспитание любви к родному городу.Задачи:– закреп...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств

Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...

Развлечение по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу г. Кемерово»

Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников.       Задачи:- продолжать пополнять знания о своей малой родины города г .Кемерово;- п...

Развлечение по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному городу г. Кемерово»

Цель: Воспитание любви к малой родине, к родным местам у старших дошкольников.       Задачи:- продолжать пополнять знания о своей малой родины города г .Кемерово;- п...