Досуг " В гостях у Хозяйки Медной горы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Пархацкая Татьяна Васильевна

Досуговое мероприятие по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_hozyayki_mednoy_gory.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект досуга

« В гостях у Хозяйки медной горы»

Программные задачи:

 1.Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам   народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

2.Приобщать детей к уральским традициям, которые передаются из поколения в поколение (сказы, легенды, игры)

 3.Расширять познавательный интерес к истории, природным богатствам Урала.

4.Формировать интерес  к национальным подвижным играм (татарским, башкирским, русским)

 5.Формировать любовь к родному краю.

Ход  праздника

 Дети входят в зал, встают в круг.

1реб.  Какой день сегодня хороший, солнечный.

2реб. В  игры хорошо играть.

3реб. А во что поиграем?

4реб. В догонялки.

5реб. А я считалкой выберу, кто будет догонять

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!

(Разбегаются)

Игра «Догонялки»

Звучит отрывок из произведения Э. Грига «Тролли», выходит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Это кто это в мои пещеры  Уральских гор  пожаловал? Расшумелся, покой мой потревожил? Давно ко мне никто не захаживал? А, это вы, детишки мастеровых! Что ж, здравствуйте! Я гостям  завсегда рада!  Присаживайтесь. А вы меня узнали?

Дети: Да. Ты Хозяйка медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Правильно. Я – Хозяйка Медной горы. А как меня ещё называют?

Ответы детей: Каменной девушкой; Малахитницей, повелительницей ящериц.

Хозяйка Медной горы:

Молодцы!

Урал наш батюшка богат и могуч. А я Хозяйка Медной горы, поставлена оберегать богатства моего края.  В моих владениях –  богатств не сосчитать. Каких только камней самоцветов у меня нет.

А из вас кто-нибудь  знает  самоцветные камни Урала?

Дети: Да.

Хозяйка Медной горы:

И назвать сможете или только похваляетесь?

Дети:  малахит, селенит,  пирит, агат, алмаз, кварц и т.д.

Хозяйка Медной горы:

А стихи знаете про сокровища мои?

Дети: Да.

Ребенок:

Неспроста говорят,

Что Урал наш богат,-

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

Есть у нас малахит,

Есть руда и гранит,

И горячий самый лучший

Уголек антрацит.

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой  наш Урал.

Хозяйка Медной горы:

Ну что ж, порадовали вы меня. Я гляжу и  среди вас мастера собрались.  Хотите умения свои показать, сноровку в деле, тогда проходите смелей, я приглашаю вас  в свою пещеру дивную Малахитовую.

В своё царство приглашаю и богатством удивлю.

 Малахитову шкатулку я сейчас вам покажу.

В ней каменья не простые, а секрет они хранят.

И своим секретом этим вас сегодня удивят.

(открывает шкатулку  с драгоценностями)

Хозяйка Медной горы:

 (стоит в руках со шкатулкой)

Моя шкатулка не только полна драгоценных камней,  в ней есть еще один  секрет. 

Много чудес и сокровищ сокрыто в моих подземельях. Но раз в году открываются двери в мои пещеры  для дорогих гостей, которые съезжаются отовсюду.  По традициям моего царства в этот день  в волшебной  пещере проводится ярмарка, но не простая.

Согласны ли вы отправиться  в путь?

Дети: Да.

Тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной: раз, два, три, шкатулка  в волшебную пещеру  нас перенеси.

Хозяйка Медной горы:

Открывайте глаза, мы стоим у  входа в пещеру. Не страшно? Тогда вперед.

( Дети под музыку в соответствии с текстом выполняют движения)

Вход в пещеру мы нашли     Дети идут простым шагом.
И как ящерки ползли.           
Двигаются вприсядку, разводят
Вы ползли ,                               руками в стороны.
И мы ползли,
Вход в пещеру мы нашли.
По пещере мы идём           
Идут простым шагом.
И по камушку найдём.      
Приседают, поднимают
Вот один,                             
«воображаемый» камушек правой рукой.
Вот другой,                           
поднимают левой рукой.
Потанцуем мы с тобой.     
Кружатся с вытянутыми в стороны руками.
Мы в пещере побывали,     
Останавливаются,
Сталактиты увидали.         
Смотрят вверх.
Капля раз,                            Шлёпают правой ладошкой о левую ладошку.
Капля два,                           
Шлёпают левой ладошкой о правую ладошку.
Сверху капает вода.            
Держат перед собой раскрытые ладони.
Из пещеры мы идём,          Идут маршевым шагом
Песню звонкую поём.       
и поют.
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,

Это просто чудеса!

(По окончании игры дети садятся на стульчики).

Ну, что, мне пора, занять свой трон,  а вы присаживайтесь. Скоро ярмарка начнется (в зал вбегают скоморохи)

 Скоморох 1:

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
Отворяем ворота, 
Проходите, детвора

Скоморох 2:

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на ярмарку зашли.

Скоморох 1:

Мы, ребята, удалые,
Мы ребята озорные,

Всех на ярмарку зовем,
Хоть ничего не продаем!

Скоморох 2:

Вот собрался народ,
Уже ярмарка идет.

Скоморох 1:

Наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку на  свете. Эта ярмарка народных игр. На Урале живет много народностей, у каждого народа свои  игры. И мы приглашаем вас в эти игры - поиграть.

Скоморох 2:

Песни, игры, хороводы,
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.

Скоморох 1:

Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.

(Звучит башкирская народная музыка) 

Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в башкирскую народную игру -  Тирмэ - “Юрта”.

Берите атрибуты, делитесь на команды.

Правила игры:

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки  они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

(после игры дети убирают атрибуты)

    Подвижная игра “Карусель”.

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!

Скоморох 1:

 Башкирскую юрту мы соорудили, а вокруг неё русский плетень возведем.

Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,

Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет.

Скоморох 2:

Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,

Да и девушки под стать, им не станут уступать.

Проводится игра «Русский плетень» (музыкальный руководитель играет любую русскую народную мелодию).

 Наигрыш - дети, выстроив плетень, идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни.

Скоморох 1:

Ну, молодцы! Посидим на лавочке,  как говорится «дух переведем».

Хозяйка Медной горы:

Игра  «Каждый камень не молчит, он о чем-то говорит»

На Урале люди, пытаясь объяснить появление камней, создавали легенды. А вы знаете какие-нибудь легенды?

Дети: «Легенда об изумрудах», «Магнитка», «Как возникли луна и Уральские горы», «Чудесный пояс».

Хозяйка Медной горы:

 А еще на Урале сравнивали  с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос.

 Игра  «Каждый камень не молчит, он о чем-то говорит»

 Нужно соотнести цвет или свойство камня с характером или какой-либо чертой  человека.

Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

 Если глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

 Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце.

 Что значит – сердце золотое?

Дети:  Доброе, чуткое, внимательное….

Скоморох 1:

Хватит  нам   всем говорить

Пора игры проводить.

А вы знаете татарскую игру «Перенеси шапку»?

    Татарская народная игра “Перенеси шапку”.

 Дети делятся на команды достают из мешочка камешки разных цветов.

Ставятся две стойки: первая 1метр от старта, вторая 5 метров. Первый бежит, снимает шапку со второй стойки, надевает на первую стойку, следующий с первой стойки на вторую и т.д.

Скоморох 2:

 А  какая  ярмарка без карусели?

 Карусель я заведу, приглашаю на игру!

 Подвижная игра “Карусель”.

Скоморох держит в руках обруч с разноцветными лентами, дети берутся за ленты и произнося слова, двигаются в соответствии с текстом.

Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише  не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!

Хозяйка Медной горы:

 Я за вами наблюдала,

очень радостно мне стало!

 Мне очень понравилось, как здорово вы знаете игры.  Действительно вы  мастера своего дела!

Пришла пора вас одарить за умения и старания. Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце любые трудности преодолевает.

Подает шкатулку с конфетами

Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами.

А теперь мне пора возвращаться в свои владения. Может еще, когда свидимся.

Скоморох.1

Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: “До свиданья!
До приятных, новых встреч!”

Скоморохи вместе

Тут и ярмарки конец, 
Кто играл, тот молодец!

(звучит  русская народная музыка, дети уходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Сценарий новогднего праздника для детей 6-7 лет "Малахитовая елочка, или Дед Мороз в гостях у Хозяйки медной горы"

Сценарий создан по мотивам сказки П.Бажова. Необычное оформление, сюжет, игры, сюрпризный момент оставят в памяти у детей и родителей приятные воспоминания о празднике....

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...