Использование регионального компонента в образовательной деятельности педагога в контексте патриотического воспитания дошкольников.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Александровна

Работа воспитателя по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78»

ЭМР Саратовской области

«Использование регионального компонента в образовательной деятельности педагога в контексте патриотического воспитания дошкольников.».

к педсовету

«Нравственно-патриотическое воспитание

средствами программы «Детский сад-2100»

и регионального проекта «Красота в моем мире»»

                                      Подготовила: воспитатель высшей

                                                                              квалификационной категории

                                                                                        Кузнецова Наталья Александровна

Май, 2021г

Использование регионального компонента в образовательной деятельности педагога в контексте патриотического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Именно поэтому возникла необходимость вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного патриотического образования.

Назначение регионального компонента в ФГОС ДО — защита и развитие региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе, патриотического воспитания.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

                    РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Возможности:
- единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации;

- индивидуально - личностное обучение;

- возрождение национальной культуры;

- адаптация к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

Направления:

1. Природно-географическое

    («Природа родного края»)

2. Историческое

    («Ознакомление с историей родного края» - «Я и моя улица», «Я и мой город»,    

      «История города»)

3. Культурное

    («Культура и искусство родного края», «Знаменитые земляки»)

4. Этнографическое

    («Быт и традиции родного края»)

Принципы:

- наглядности

- энциклопедичности

- интеграции

- развивающего характера образования

- индивидуализации

- единства с семьей

ЦЕЛЬ: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

ЗАДАЧИ: 

      1. Воспитание гражданственности.

     2. Формирование представления о Родине как о месте, где человек родился и страны, где он живет.

     3. Развитие интереса к истории родного края, знаменитых земляках;                        

     4. Воспитание чувства гордости от осознания    принадлежности к носителям традиций и культуры своего народа.

    5. Воспитания потребности узнавать о культурных и природных особенностях родного края, беречь и охранять их.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес».

Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.

Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.

К объективным условиям относятся:

а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.

б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.

в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.

К субъективным условиям относится:

а) Личность воспитателя.

б) Предметно-развивающая среда.

Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение» значительно повысит роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Работу по реализации регионального компонента необходимо начать с обогащения развивающей среды (1 этап)

- сбор материала по региональному компоненту: ископаемые, животные, растения и т.д.

- оформление материала в папках- передвижках, альбомах и презентациях.

(возможность пользоваться разработками в электронном виде).

- подобрать необходимую художественную литературу (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическую литературу, иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений).

- в каждой группе оформить краеведческие центры.

Работа с семьей (2 этап)

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении необходимо проводить работу с родителями.

Семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

Формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции. Родители в свою очередь могут помочь собрать экспонаты для уголков, предоставить фотоматериалы, поучаствовать в народных праздниках, сшить народные костюмы, помочь оформить развивающую среду, стать активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Формы работы с детьми:

-организованная образовательная деятельность;

-экскурсии (музей краеведения, музей изобразительного искусства, городской парк, детский парк, авиабаза и т.д.);

-практическая деятельность в природе;

-творческие проекты (педагогические, детско-родительские);

-проведение экологических викторин и олимпиад;

-интерактивные презентации;

-выставки и художественно-творческая деятельность;

природоохранные акции

Чтобы повысить интерес воспитанников необходимо тесно сотрудничать с музеями (изучая историю города, улицы, достопримечательностей города), приглашать мастеров народного искусства (изучая народные игрушки, знакомя детей с народными росписями) , например, мастера народных игрушек Африкантова (мастер Саратовской игрушки), нашего земляка; сотрудничать с культурно-выставочными центрами (знакомя с работами художников, со знаменитыми личностями нашего города), таких как КВЦ «Радуга» где на занятиях в игровой форме, учитывая специфику программы дети познакомятся с изобразительным искусством, как мировых художников, так и наших земляков.

Введение регионального компонента для решения организованных образовательных и

воспитательных задач в работе ДОО.

Региональный компонент, согласно программе «Детский сад 2100» охватывает все образовательные области:

1. Социально коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Художественно – эстетическое развитие

4. Речевое развитие

5. Физическое развитие (народные подвижные игры и т.д.)

Материал и формы работы согласуются с учетом возраста детей и тематического планирования, подача ведется от простого к более сложному.

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

Темы содержательные

(формируемые основные представления)

1.Мы и наш детский сад

Помещения

своей группы детского сада, профессии

сотрудников ДОО, правила поведения дошкольника

1. Я и мой детский сад

Помещения

своего детского сада, профессии сотрудников

своего ДОО, правила поведения дошкольника

1. Я и мои друзья

Как мы дружим в детском саду.

Дошкольник, его права и

обязанности. Дружба и мои друзья + конкретные ситуации

из жизни детей.

3. Осень. Краски осени

Осень - время года, её признаки Краски осени красный,

жёлтый, синий цвета Региональные особенности осени

3. Осень

В лес за грибами и ягодами +

региональные особенности осени

3. Осень (собираем урожай)

Осень-время года Признаки осени Подготовка растений и

животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы +

региональные особенности

4. Дары осени: фрукты, овощи

+ овощи и

фрукты, присущие региону

4. Фрукты, овощи

+ региональные фрукты,

овощи, ягоды

7. Леса и их обитатели

+

разбираем на своих примерах

6. Моя семья. Помощь маме (семье)

+

традиции и правила своей семьи

6. Я и моя семья

21. Моя родина

Россия («Широка страна моя

родная») + региональные особенности

8. Новый год к нам мчится

+ региональные

особенности праздника

8. Новый год

+ региональные особенности праздника

8. Зима и зимние игры

+ региональные особенности зимы

9. Одеваемся по погоде

+ региональные

особенности климата

2. Погода

Погода

и её состояния жарко, ветрено, дождливо и т п

календарь погоды Региональные особенности климата

10. Хозяйничаем дома

+ особенности

ведения хозяйства в своём доме

9. Хозяйничаем дома

+ региональные

традиции ведения хозяйства

12. В гости к мастерам

+ региональные промыслы

11. Части суток. Режим дня

+ режим дня

данного детского сада

10. Мой город 

+ конкретные

факты своего города

11. Мой родной город 

+

факты и особенности своего города

16. Растения

+ растения, свойственные региону

11. Транспорт. Правила поведения на улице

+ свои особенности и факты

17. Животные домашние и дикие

+ животные,

свойственные региону

12. Мы идём в магазин (библиотеку, музей…)

+

свои культурные объекты

Организовывать деятельность необходимо согласно форме, предложенной нам авторами программы «Детский сад 2100»:

Мотивационный этап

(создание условий для возникновения внутреннего побуждающего мотива к игре)

Ориентировочный этап

(уточнение, формулирование целей игры)

Исполнительский этап

(затрудняющий момент, изменение правил игры, игра по новым правилам, итог)

Рефлексивный этап

(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента - истории и культуры СПб и Петергофа в воспитании маленького петербуржца.

«Мир детства. Он очень хорош. Он открыт Свету, Добру, Красоте, открыт уму и сердцу. Но он не долговечен, этот мир. И очень важно, ЧТО унесет с собой маленький человек во взрослую жизнь. Ведь того, что...

Использование регионального компонента в образовательной области «Физическое развитие»

Физическая подготовка коренных народностей Приамурья находилась в прямой связи с воспитанием молодого поколения. Именно благодаря систематической и оригинальной форме физического воспитания  из н...

ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛКА РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Развивающая предметно-пространственная среда ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УГОЛКА РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ...

Отчет Выполнение регионального компонента в образовательной деятельности с учетом ФГОС в первой младшей группе

Отчет  Выполнение   регионального компонента в образовательной деятельности с учетом ФГОС   в первой младшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание дошкольников) «Возьми кусочек Родины с собой» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Возьми кусочек Родины с собой» Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому – очень важно привит...