Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках» Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.
план-конспект занятия (старшая группа)

Двигалова Екатерина Анатольевна

Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет
«Быт и традиции в русских народных сказках»

Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.

Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказки.

Задачи:

 

Способствовать обогащению  речи детей на тему домашней утвари и обихода славян( изба, люлька, народные промыслы, рукоделие)

 

Способствовать закреплению представлений о  элементами русской народной росписи, народной игрушки.

 

Способствовать обогащению  представления о народных играх.

 

Знакомство с понятием традиция.

Материал и оборудование: макеты избы, дидактическая игра разрезные картинки «Народные игрушки», дидактические альбомы «Роспись» (гжель, дымковская, филимоновская)., игровое поле с волчком, конверты с заданием, мольберт  с картинками «Виды сказок» (волшебные, бытовые, о животных), кубик для динамической паузы, куклы-берегини, волшебная шкатулка.

 

Предварительная работа с семьей:

Дети совместно с родителями изготавливали куклы- берегини. 

 

Погружение

Воспитатель:- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.

Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем, читаем задание и выполняем. Вы готовы?  И мы начинаем нашу игру.

- Но для того, чтоб у нас все получилось, предлагаю вспомнить наш девиз.: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Основная часть

Конверт 1

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Никого Машенька не увидела…А что она увидела, оглядев избу?

Рассматривают макет избы. Рассказывают о ее убранстве и предметах быта.

 

 

Конверт 2

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.

Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

—Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном, дала ему свистульку  и побежала на улицу, к подружкам.

-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Что дала Маша братцу? А какие вы знаете русские народные игрушки?
Дети:- матрешка, куклы-обереги, деревянные лошадки, глиняные игрушки.
Подходят к столу, Собирают паззлы «Народная игрушка», рассказывают о видах росписи (дымковская, гжель, филлимоновская). Используя куклы-обереги, сделанные  детьми совместно с родителями на мастер классе. Рассказывают о их значении. 

Воспитатель: Вы, просто молодцы!

 

Конверт 3

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отворила старуха.

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Как вы думаете, о чем эта сказка? (Варианты ответов детей).

Что же это такое гостеприимство? Это слово состоит из 2 слов Гости и принимать, те принимать гостей. Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: - «Гость в дом - радость в дом»

 «Умел в гости звать, умей и угощать»

 «Где слова привета, там улыбка для ответа»

 «От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в кадом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: -  Традиции гостеприимства передаются из поколения в поколение .

А что же такое традиция? Традиция – это такой праздник или действие, которое мы делаем каждый год! О традиции нам рассказали наши мамы, мамам рассказали их мамы. А потом эту традицию мы передали вам. Их нельзя купить, но их можно сберечь!

Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

В  гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие  слова  говорили  и  кланялись  низко.  Желанных  гостей  буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием. А как вы думаете, как встречали гостей? Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом. Воспитатель:  Хлеб-соль  гостям  подносила  хозяйка  дома.  Она  кланялась  в пояс  и  приветствовала  их  самыми  ласковыми  и  уважительными  словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!»

 

Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

 Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

 

Воспитатель:-  В нашей группе тоже есть много традиций и праздников: какой праздник мы очень ждем зимой (новый год) что мы делаем перед этим праздником? (наряжаем елку). Правильно, а какой праздник мы еще очень ждем? День защитника Отчества, Международный женский день. У вас когда день рождение вас поздравляем мы?  Как вы думаете, есть ли традиции в ваших семьях? Какие? (варианты ответов детей: выходить на парад 9 мая, летом  ездить на море) Ребята, я предлагаю вам узнать дома у родителей , какие есть традиции в вашей семье. И нарисовать их. Все вместе мы создадим прекрасный альбом с традициями и вы сможете обо всем нам рассказать! Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

 

3 конверт выступление

Что такое сказка?

Об этом нам расскажет Даша. Она совместно с мамой подготовила сообщение.

 

Народная сказка, это сказка, которую создал народ, а не кто-то один. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Сказки о животных. Их герои звери и птицы, но так похожи на людей. Сказки о животных помогают понять поведение народа. Лиса- хитрая, волк- кровожадный, заяц- беззащитный . Волшебные сказки самые любимые, потому что полны чудес! В этих сказках всегда есть волшебные предметы, которые помогают главному герою: ковер-самолет, полотенце, сапоги- скороходы, живая и мертвая вода. Бытовые сказки появились позднее волшебных. Они точно передают нам, какие есть традиции, как жили люди.

 

Воспитатель: Большое спасибо, Даша, что рассказала нам с ребятами какие бывают сказки.

 

Ребята, а вы любите сказки? (да)

- А вы знаете сказки? (да)

- Вот сейчас мы это и проверим.

 

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

 

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

 

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел.(«Царевна-лягушка»).

 

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

 

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).

 

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?(«Семеро козлят»)

 

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

 

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.(«Три медведя»)

 

Физкультурная минутка

Дети бросают кубик с условным изображением динамической паузы. Картинка, оказавшаяся сверху, указывает, в какую игру дети будут играть.

Заканчивается наше занятие.

 

Рефлексия:

 

Ребята, в какую игру мы сегодня играли? («Что? Где? Когда?»)

 

Что нового мы сегодня узнали? ( понятие русская народная сказка, виды сказок, традиция, традиция гостеприимства, хлебосольства)

А что же помогало главному герою в волшебных сказках? (волшебные предметы)
ребята, в нашей группе тоже есть волшебный предмет. Спрятался. Вы хотите его найти? (Да!) Хорошо, тогда я буду вам подсказывать- если вы ищите предмет в правильном направлении, я говорю тело, а если не там- то холодно. Хорошо? (проводится игра. Дети находят волшебную шкатулку с леденцами)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda_dvigalova_ea.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет
«Быт и традиции в русских народных сказках»

Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.

Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказки.

Задачи:

Способствовать обогащению  речи детей на тему домашней утвари и обихода славян( изба, люлька, народные промыслы, рукоделие)

Способствовать закреплению представлений о  элементами русской народной росписи, народной игрушки.

Способствовать обогащению  представления о народных играх.

Знакомство с понятием традиция.

Материал и оборудование: макеты избы, дидактическая игра разрезные картинки «Народные игрушки», дидактические альбомы «Роспись» (гжель, дымковская, филимоновская)., игровое поле с волчком, конверты с заданием, мольберт  с картинками «Виды сказок» (волшебные, бытовые, о животных), кубик для динамической паузы, куклы-берегини, волшебная шкатулка.

Предварительная работа с семьей:

Дети совместно с родителями изготавливали куклы- берегини.  

Погружение

Воспитатель:- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.

Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем, читаем задание и выполняем. Вы готовы?  И мы начинаем нашу игру.

- Но для того, чтоб у нас все получилось, предлагаю вспомнить наш девиз.: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Основная часть

Конверт 1

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»

-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Никого Машенька не увидела…А что она увидела, оглядев избу?

Рассматривают макет избы. Рассказывают о ее убранстве и предметах быта.

Конверт 2

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.

Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

—Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном, дала ему свистульку  и побежала на улицу, к подружкам.

-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Что дала Маша братцу? А какие вы знаете русские народные игрушки?
Дети:- матрешка, куклы-обереги, деревянные лошадки, глиняные игрушки.
Подходят к столу, Собирают паззлы «Народная игрушка», рассказывают о видах росписи (дымковская, гжель, филлимоновская). Используя куклы-обереги, сделанные  детьми совместно с родителями на мастер классе. Рассказывают о их значении.  

Воспитатель: Вы, просто молодцы!

Конверт 3

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отворила старуха.

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)

Как вы думаете, о чем эта сказка? (Варианты ответов детей).

Что же это такое гостеприимство? Это слово состоит из 2 слов Гости и принимать, те принимать гостей. Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: - «Гость в дом - радость в дом»

 «Умел в гости звать, умей и угощать»

 «Где слова привета, там улыбка для ответа»

 «От учтивых слов язык не отсохнет»

«Хороший гость дому радость»

«Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в кадом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: -  Традиции гостеприимства передаются из поколения в поколение .

А что же такое традиция? Традиция – это такой праздник или действие, которое мы делаем каждый год! О традиции нам рассказали наши мамы, мамам рассказали их мамы. А потом эту традицию мы передали вам. Их нельзя купить, но их можно сберечь!

Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».

Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

В  гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие  слова  говорили  и  кланялись  низко.  Желанных  гостей  буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием. А как вы думаете, как встречали гостей? Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом. Воспитатель:  Хлеб-соль  гостям  подносила  хозяйка  дома.  Она  кланялась  в пояс  и  приветствовала  их  самыми  ласковыми  и  уважительными  словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!»

Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

 Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Воспитатель:-  В нашей группе тоже есть много традиций и праздников: какой праздник мы очень ждем зимой (новый год) что мы делаем перед этим праздником? (наряжаем елку). Правильно, а какой праздник мы еще очень ждем? День защитника Отчества, Международный женский день. У вас когда день рождение вас поздравляем мы?  Как вы думаете, есть ли традиции в ваших семьях? Какие? (варианты ответов детей: выходить на парад 9 мая, летом  ездить на море) Ребята, я предлагаю вам узнать дома у родителей , какие есть традиции в вашей семье. И нарисовать их. Все вместе мы создадим прекрасный альбом с традициями и вы сможете обо всем нам рассказать! Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

3 конверт выступление

Что такое сказка?

Об этом нам расскажет Даша. Она совместно с мамой подготовила сообщение.

Народная сказка, это сказка, которую создал народ, а не кто-то один. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Сказки о животных. Их герои звери и птицы, но так похожи на людей. Сказки о животных помогают понять поведение народа. Лиса- хитрая, волк- кровожадный, заяц- беззащитный . Волшебные сказки самые любимые, потому что полны чудес! В этих сказках всегда есть волшебные предметы, которые помогают главному герою: ковер-самолет, полотенце, сапоги- скороходы, живая и мертвая вода. Бытовые сказки появились позднее волшебных. Они точно передают нам, какие есть традиции, как жили люди.

Воспитатель: Большое спасибо, Даша, что рассказала нам с ребятами какие бывают сказки.

Ребята, а вы любите сказки? (да)

- А вы знаете сказки? (да)

- Вот сейчас мы это и проверим.

Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»).

По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»).

Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел.(«Царевна-лягушка»).

В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?(«Семеро козлят»)

Не послушал брат сестрицу –

Стал из лужи пить водицу…

А когда воды напился,

То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.(«Три медведя»)

Физкультурная минутка

Дети бросают кубик с условным изображением динамической паузы. Картинка, оказавшаяся сверху, указывает, в какую игру дети будут играть.

Заканчивается наше занятие.

Рефлексия:

Ребята, в какую игру мы сегодня играли? («Что? Где? Когда?»)

Что нового мы сегодня узнали? ( понятие русская народная сказка, виды сказок, традиция, традиция гостеприимства, хлебосольства)

А что же помогало главному герою в волшебных сказках? (волшебные предметы)
ребята, в нашей группе тоже есть волшебный предмет. Спрятался. Вы хотите его найти? (Да!) Хорошо, тогда я буду вам подсказывать- если вы ищите предмет в правильном направлении, я говорю тело, а если не там- то холодно. Хорошо? (проводится игра. Дети находят волшебную шкатулку с леденцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений в 1 младшей группе по русской народной сказке «Маша и медведь»

Формировать у детей целенаправленное зрительное восприятие формы, цвета и величины.Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам.Учить детей выделять форму, отвлекаясь от других при...

Конспект игры - занятия по образовательной области «Физическое развитие» в 1 группе раннего возраста по сюжету русской народной сказки «Колобок»

Программное содержание:учить выполнять упражнения слаженно и дружно; развивать двигательные навыки и умение координировать движения в соответствии с текстом;  упражнять детей в беге врассыпную; в...

Образовательная область «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»».

Цели занятияВоспитательные-формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца.Обучающие- соверщенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас з...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием мнемотаблиц.

Цель: Продолжать обучение самостоятельному пересказу знакомых сказок с использованием мнемотаблиц.Задачи:  ·  Образовательныеo называть отличительные признаки диких животных (волк, за...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бо¬чок, белые копытца». Литера¬турная викторина.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова).Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) на тему "Путешествие по русской народной сказке "Гуси-лебеди"" с детьми дошкольного возраста 4-5 лет

Цель: формировать умения считать в пределах 5; формировать умение соотносить количество предметов с числом.Задачи: Образовательные: продолжать учить считать в пределах 5, закреплять умение о...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: пересказ русской народной сказки "Лиса и козел"

Конспект ООД по образовательной области   «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: пересказ русской народной сказки "Лиса и козел"ООД «Развитие...