Использование наглядных средств при ознакомлении дошкольников с культурой и бытом кубанских казаков.
статья (старшая группа)

Какая притягательная сила  заключена в том,  что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanovedenie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядных средств при ознакомлении дошкольников с культурой и бытом кубанских казаков.

Какая притягательная сила  заключена в том,  что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного города со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, в разных учреждениях, на фермах, полях и т.д.;

- в родном городе, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью,  смекалкой, юмором.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанки костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда и т.д.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали.

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.

Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять.

Использование игровых приемов важно для повышения познавательной активности, заинтересованности, для создания эмоциональной атмосферы занятия.  В своей работе по ознакомлению воспитанников с культурой и бытом кубанского казачества я пользуюсь учебно-методическим  пособием «В гости к бабушке и дедушке. Оно позволяет расширить и обогатить объём словаря с опорой на знакомство детей с предметами старины, закрепить у детей знания о названиях предметов быта старины, их назначении, формировать и совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонетико-фонематическую систему, связную речь, составляя описательные рассказы о предметах, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, развивать простейшие мыслительные операции, формировать зрительную, тактильную, слуховую память, привлечь внимание ребёнка к культуре и быту родного края, воспитать бережное, заинтересованное отношение к традициям своего народа, культуре Кубани, желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Пособие состоит из оформленной снаружи под кубанскую хату коробки, внутри которой могут находиться предметы или предметные картинки, используемые по плану занятия. Каждая сторона хаты оформлена так, чтобы создавалось впечатление посещения комнаты, сада или коровника. Фигуры бабушки, дедушки, коровы, кошки подвижны: бабушка кланяется, встречая гостей, дедушка набирает воду из колодца, корова кивает головой, кошка выглядывает из-за печки. Крыша выполнена из картона и соломы, вскрыта лаком. В саму коробку можно положить старинную посуду, рушники, кружева для занятия по теме «Посуда и внутренне убранство хаты», фигурки домашних животных для занятия по теме «Кубанское подворье» и т.д.

пособие «В гости к бабушке и дедушке» красочное, привлекательное и абсолютно безопасное, его можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие. Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей

Жилище кубанских казаков, его внутреннее убранство и быт.

«В гости к бабушке и дедушке»

(старший дошкольный возраст)

Ой, Кубань, ты мать родная

Край станиц и хуторов.

Степь от края и до края

Тонет в золоте хлебов.

Откуда появилось слово «казак»?  (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)

"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение.

 Как  выглядел дом кубанских казаков? Из чего его строили? Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX — начале XX веков строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах — из дерева. Для покрытия крыши использовали солому. В районах, где было много заболоченных речек и лиманов, преобладали камышовые крыши. Со строительством дома были связаны специальные обряды, чтобы в семье всё было благополучно. Под крышу подкладывали копейки, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями).

Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно,  зашли в гости в казачью хату к бабушке и дедушке. В первой комнате находилась печка, полы в доме могли быть как глиняные, так и деревянные.  В печи готовили еду, здесь же находилась и посуда для её приготовления:  большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэчики), чавуны для приготовления борща, каши.      

В другой комнате у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.

Конечно же, мы прошли бы и на казачье подворье. Возле хаты у казаков всегда был сад и огород. Там выращивали овощи и фрукты, которые ели сами, заготавливали на зиму. Только у зажиточных казаков в саду был свой колодец, а так казачки ходили за водой к общему колодцу, на улицу или на речку.  

Хозяйство казаки старались держать большое. Держали курочек. Могли держать уток или гусей. Если семья была зажиточной, то  был свинарник, где жили свиньи и коровник для коровы - одной или двух. Корову называли «кормилицей», так как на молоке готовили много разной еды. Обязательно у казака должен был быть конь, так как конь в то время заменял собой и машину и трактор.

Но и коль мы пришли в гости, как вы думаете, чем бы нас угостили? Главное для кубанцев в прошлом было  земледелие, и хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Большую роль играли также мясо, рыба, овощи и фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Использование дидактического материала для ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья

Дети должны знать культуру и быт народов Поволжья, доступное их возрасту...

ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников, через приобщение к традициям и быту кубанских казаков».

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Культура и быт кубанских казаков.

Конспект занятия по озноакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Культура и быт кубанских казаков". ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»

1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

Проект «Культура и быт Кубанских казаков»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:Недостаточная информированность детей о казачестве, родном крае, истории заселения, быте, традициях, выдающихся людях. Дети мало интересуются историей родного края, а если ...

Знакомство старших дошкольников с жизнью и бытом Кубанских казаков

Данная презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста с целью закомства с прошлым нашей Кубани. Дети могут увидеть как раньше жили казаки. Познакомится с жилищем и разными вещами про...