Проект «Птицы Хакасии»
проект (старшая группа)

Грибанова Наиля Гадельжановна

Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Птицы Хакасии»

Закат, Птицы, Полет, Небо, Красочные

Составила :Грибанова Н.Г.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."

Ф. И. Тютчев (русский поэт)

Пояснительная записка.

Актуальность:

Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов.

С древних времён на озера Хакасии прилетают птицы. Какие-то виды улетают дальше на север, а многие из них остаются у нас: строят гнёзда, выводят птенцов. Степная часть республики – это птичий край. Красота весенних и осенних перелётов на хакасских озёрах вдохновляет художников и поэтов на создание прекрасных произведений: стихов, картин.

Но кроме известных представителей птичьего мира существуют и другие, менее заметные и известные их виды, которые живут рядом с нами и тоже нуждаются в заботе и поддержке.

Всего на территории республики учёными-орнитологами зарегистрировано 315 видов птиц. Из них 30 – занесены в Красную книгу России , 62 вида – в Красную книгу Республики Хакасия, 21 вид является очень редким для Европы и Азии. 

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир

Поэтому наше ДОУ поставила перед собой задачи :

• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;

• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;

• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;

• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

• расширять представления детей о зимующих птицах;

• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность

• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших

• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы Хакасии».

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта

Птицы Хакасии

Автор проекта

Все педагоги

Реализаторы проекта

воспитатели и узкие специалисты МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Вид проекта

Комплексный

Тип проекта

Долгосрочный ,информационно- творческий

Цель проекта

Формировать представление детей о птицах, об их образе жизни. Создавать условия для развития познавательного интереса.

Краткое содержание проекта

Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала.

.

Место проведения

МБДОУ детский сад «Колокольчик» село Арбаты

Сроки проведения

8 месяцев

Участники

проекта

Воспитанники, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Возраст детей

от 3 до 7 лет

Форма проведения

Регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня

Ожидаемые результаты

В результате работа получилась объемной и познавательной. 

Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, которые им дали родители и воспитатели. Расширился кругозор и представления о птицах нашей республики. Повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Воспитанники овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делиться полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта

План реализации проекта

Этапы работы:

1-й этап – информационно-аналитический 

Цель:

• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме

• Определение проблемы

• Выбор цели проекта

• Составить план работы, проект: «Птицы Хакасии»

• Введение детей в проблемную игровую ситуацию

• Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.

2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации).

Включение каждого воспитанника в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей. 

3-й этап: обобщающий

Ознакомление родителей с результатами проекта : «Птицы Хакасии».

   

Наблюдения

Игровая деятельность

Дидактические игры

Подвижные игры,

игры-забавы

сентябрь

Наблюдения:

  • Отлетом насекомоядных птиц;
  • Вороной;

«Найди себе пару»;

«Что лишнее?»;

« Не ошибись»; «Третий лишний»;

«Да или Нет».

«Летает- налетает»;

«Совушка»;

«Меняемся местами»;

«Найди себе пару»;

« Гуси-лебеди»;

«Голубь»;

«Лягушки и цапля»;

«Пчелки и ласточки»

октябрь

Наблюдения:

  • За повадками птиц;
  • Стаями птиц;
  • Отлетом птиц;

«Игра загадки»;

«Кто больше вспомнит»;

«Найдите что опишу»;

«Назови птицу с нужным звуком»;

«Что это за птица»

« Гуси-лебеди»;

«Беги к названной птице»;

«Лягушки и цапля»;

«Что изменилось»;

«Узнай по голосу»;

ноябрь

Наблюдения:

  • За птицами, находящимися вблизи жилья человека;
  • За воробьями;
  • За воронами;
  • За птицами у кормушек;
  • За голубями;
  • За снегирями;

«Третий лишний»;

«Ищи»;

«Летает - налетает»;

«Назови птицу с нужным звуком»;

«Что это за птица»;

«Отгадай-ка»;

«Придумай сам»;

«Птицы»;

«Не зевай» (птицы)

« Гуси-лебеди»;

«Совушка»;

«Лиса в курятнике»;

«Стайки»;

«Охотник и птицы»

декабрь

Наблюдения:

  • За повадками зимующих птиц у кормушек;
  • За зимующими птицами;

«Закончи предложение»;

«Назови птиц с нужным звуком»;

«Кто больше знает»;

«Кто летает»;

«Что это за птица»;

«Третий лишний»;

«Ванюша и лебеди»;

«Кто быстрее»;

«Бабочки, лягушки и цапли»;

«Совушка»;

«Лиса в курятнике»;

январь

Наблюдения:

  • За поведением птиц;

«Охотник»;

Игра в загадки;

«Что это за птица»;

«Кому что нужно?»;

«Лиса в курятнике»;

«Замри»;

«Кот на крыше»;

« Гуси-лебеди»;

«Успей поймать»;

февраль

Наблюдения:

  • За повадками зимующих птиц у кормушек;
  • Воронами;
  • Передвижением птиц;
  • Синицей;
  • Снегирями;

«Кому что нужно?»;

«Кто больше знает»;

«Что это за птица»;

«Летает - налетает»;

«Что не верно?»;

«Кто быстрее»;

«Совушка»;

«Лиса в курятнике»;

«Стайка»;

«Ванюша и лебеди»;

«Скок перескок»;

«Лисички и курочки»;

март

Наблюдения:

  • Воронами;
  • Повадками птиц;

«Кто же Я?»;

«Охотник»;

«Что это за птица»;

«Кому что нужно?»;

«Третий лишний»;

«Отгадай что за птица?»;

«Пчелки и ласточки»;

«Птички и кошка»;

« Гуси-лебеди»;

«Совушка»;

«Найди себе пару»;

«Узнай по голосу»;

«Что изменилось?»

апрель

Наблюдения:

  • Воробьями ;
  • Полетом птиц;
  • Поведением птиц;

«Да и нет»;

«Летает не летает»;

Ирга в загадки;

«Хлопки»;

«Найди себе пару»;

«Отгадай что за птица?»;

«Голубь»;

«Лягушки и цапля»;

«Сова»;

«Воробушки и кот»;

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем»

 Гвездослав  Павол

(1849-1921) – словацкий поэт.

Перспективно-календарное планирование

Тема НОД

Цель

Приёмы

сентябрь

Беседа о птицах Хакасии

Выявить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашей республики .

Воспитывать желание узнать больше нового о них.

-Чтение отрывков из художественной литературы, загадок, пословиц о птицах;

- показ иллюстраций;

- вопросы.

октябрь

«Перелет птиц»

Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни; помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Привлечь родителей к изготовлению кормушек кормушки

Беседа о зимующих и перелетных птицах;

Пальчиковая игра «Полет птиц»;

Чтение стихотворений и рассказов по теме.

ноябрь

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц ( исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Воспитывать любовь к птицам желание помогать им в зимних условиях.

Вопросы;

Дидактическая игра «Что за птица?» (опыт с водой)

декабрь

Жизнь птиц зимой в Хакасии

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе.

Вводная беседа;

Чтение отрывка из рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы»

Дидактическая игра «Поломанные слова»

Беседа о зимующих птицах

Игра «Кого чем угостим?»

январь

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Учить детей доброте приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что помогают птицам зимой.

Чтение стихотворения «О чем поют воробушки»

Беседа

Игра «Прилетели птицы»

Составление письма снегирю

Ответ снегиря  

февраль

Птицы в лесу

Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их. Выяснить чем питаются, как приспособлены  к изменениям условий природы. Формировать представления о том, что зима – очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитывать сочувствие доброжелательное отношение к птицам.

Приход Бабы-Яги

Беседа с Бабой-Ягой

Рассказы детей о зимующих птицах

Физ. минутка «Лебеди»

Путешествие на лесную опушку

март

Встреча перелетных птиц

Обобщить знания детей о перелетных птицах, выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу, создать эмоциональный настрой детей, воплощать знания и собственные переживания детей в ручном труде-оригами; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе. Привлечь родителей к изготовлению скворечников

Вводная беседа – инсценировка;

Загадки

Оригами

апрель

Птицы Хакасии

Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособление ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Вводная беседа

Загадки

Рассказ воспитателя о дятле

май

Праздник «Птицы наши друзья»  

Закрепить знания детей о птицах, умение узнавать и называть их. Научить детей формулировать вопросы, отражающие особенности внешнего вида или образа жизни птиц. Определять по голосу птицу. Знать пословицы о птицах. Воспитывать доброжелательное  отношение к птицам.

Песня о птицах

Игра «Узнай по голосу»

Отгадай загадку

Кто больше назовет пословиц

Литература

 по экологическому воспитанию.

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2006г.
  2. М.Г. Борисенко «Перелетные и зимующие птицы» Санкт- Петербург 2005г.
  3. Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва 2005г.
  4. О.В. Мариничева  «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль 2002г.
  5. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» Москва 2005г.
  6. Т. И. Кандала  «Развернутое перспективное планирование по программе       М. А. Васильевой» Волгоград  2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Заповедники Хакасии"

Проект Заповедники Хакасии представляет собой методическую разработку воспитательной работы с детьми старшей группы....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе путешествия в горы...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления с горами Хакасии...

Конспект художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественно-творческой деятельности в процессе восприятия произведений различных видов искусства...

Викторина "Зимующие птицы Хакасии"

Викторина является частью проекта "Зимующие птицы в Хакасии"...

Лото "Животные и птицы Хакасии"

Это игра-лото "Животные и птицы Хакасии" для детей дошкольного возраста. Сотоит из двух частей (страниц формата А4), которые можно распечать. Это основная карточка и вторая-это картинки кото...

проект "Болотно-луговая птица Хакасии"

С древних времён на озера Хакасии прилетают птицы. Какие-то виды улетают дальше на север, а многие из них остаются у нас: строят гнёзда, выводят птенцов. Степная часть республики – это птичий кр...