Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Дружба народов России"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Расширение знаний детей о Родине. Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_narodov_rossii.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

              Тема: «ДРУЖБА НАРОДОВ РОССИИ»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Васильева М.В.

Цель: Расширение знаний детей о Родине. Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи

 Закреплять и расширять представление о России

Дать детям знания о многообразии народов, проживающих на территории России

Воспитывать любовь к своей стране, чувство патриотизма и гордости за Родину

Способствовать формированию у детей интереса к народам России

Познакомить с особенностями разных народных культур.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

 Словарная работа: Родина, россияне, тюбетейка, калфак,  малица, чак-чак, строганина.

Оборудование: Карта РФ, презентация «Народы России», карточки с изображением контура России, карточки «Обведи по буквам», куклы в национальных костюмах, дидактическая игра «Какому народу принадлежит предмет», бусины и леска, аудиозапись национальной музыки татарского народа, видеоролик «Моя Родина», конверты с картинками.  

Предварительная работа

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Ребята! Совсем недавно я брала у вас интервью о нашей Родине, о народах, которые здесь живут.  И вы уже, наверное, догадались, что речь сегодня у нас с вами пойдет именно об этом. Я предлагаю посмотреть на экран. Сейчас мы услышим ваши ответы на мои вопросы.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочту и ответьте на вопрос:

Россия – любимая наша страна.

Подумаем вместе, какая она.

Якут, что на Севере Крайнем живет

Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,

Лохматых оленей гуляют стада

И много повсюду блестящего льда!

- А мальчик из Сочи задорно хохочет:

«Да что вы, ребята! Какие морозы?

Здесь пальмы растут и душистые розы!»

Кто из них прав? Правы оба. Россия огромна, сильна, необъятна!

Предлагаю вам посмотреть на экран. Это географическая карта мира. Карта – это чертеж поверхности Земли. На ней мы видим материки, моря, океаны, реки, озера.  Материки поделены на небольшие части – это страны. Одна из самых больших стран – это Россия.

Внимательно посмотрите на карту мира и найдите на ней Россию. А сейчас я предлагаю вам сесть за столы, взять листочки и обвести контур России цветным карандашом. Напишите ниже по точкам крупными буквами красивое и гордое название нашей страны – Россия.

У нас в группе есть детская карта мира. Давайте найдем и покажем на ней Россию. Уверена, вам будет не сложно, так как каждый день вы ее рассматриваете.

А сейчас проведем интеллектуальную разминку «Я начну, а вы продолжите…»

  1. Наша страна очень… (могучая, большая, огромная, красивая, богатая, миролюбивая)
  2. В ней много … (рек, озер, морей, океанов, гор, народов)
  3. Люди, которые живут в нашей стране называются … (россияне)

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России?

  Больше ста восьмидесяти.

             А чем народы отличаются друг от друга?

  Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

     У каждого народа свои песни, сказки, обычаи, традиции. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

А сейчас, внимание, на экран. Перед вами картинки с изображением детей в национальных костюмах.

Чукчи. Что вы о них знаете? Расскажите об особенностях их костюма.

  

Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, потому что на Севере очень холодно.

 Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Чукчи разводят большие стада оленей, ловят рыбу, охотятся на зверей. А живут чукчи в чумах. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Татары.

Следующий народ, о котором мы расскажем — татары. Они проживают в республике Татарстан. Столица Татарстана — Казань. Это большой и красивый город. На каком языке говорят татары? На татарском.

Одежда татарского народа отличается от русской одежды. Блузки, юбки, жилеты — женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты — мужская одежда.

И женщины и мужчины носят обувь, которая называется чекмени. Татарские мужчины носят на голове тюбетейку — цветную, скромно вышитую маленькую шапочку, а женщины — калфак — бархатную шапочку с вышивкой. Одежда татар яркая и красочная, украшена бархатной тканью, мехом, воланами, оборками, бусами, бисером. Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже в городах, чаще — в деревнях и по праздникам. Самый большой праздник татарского народа – сабантуй.

На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника татары любят играть в разные национальные игры. В одну из них мы с вами сейчас поиграем, называется она «Тимербай».

Физ.пауза

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.

Русские.  - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.)

Назовите русские народные праздники. Какие русские национальные блюда вам известны? Как раньше называлось жилище на Руси?

Обратите внимание на национальные костюмы других народностей (слайды на экране). В группе у нас есть куклы в национальных костюмах. Вы их знаете, рассматривали, играли.

 

 Предлагаю вам поиграть в игру «Какому народу принадлежит вещь?»

Ребята! Возьмите каждый по одному конверту. Достаньте из него картинку, посмотрите на нее внимательно и подумайте, какому народу принадлежит элемент данного костюма или предмет.

         

А сейчас мы поиграем в дидактическую игру « Лото.  Подбери картинку». Разделитесь по два человека, возьмите по одной карте и подберите маленькие картинки»

 Знакомство с народами нашей необъятной страны мы продолжим в следующий раз.

Вам нравится то, что столько людей разных национальностей живут вместе? 

- Дружба - доброе, хорошее слово. И нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Например, башкирская пословица гласит: «Человек без друзей как дерево, без корней». А вы, какие пословицы о дружбе знаете? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Нет друга – ищи, нашел – береги»).

 Показываю детям бусинки, предлагаю выбрать понравившиеся бусинки.

-  Мы будем нанизывать ваши бусинки на леску. Так у нас получатся красивые бусы. Садимся за стол и собираем бусы.

- А теперь посмотрите на наши бусы. Каждая бусинка красива, но только когда соберешь все бусинки вместе, получается вот такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по - своему, но когда все народы живут дружно в одной стране, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила. Не простые у нас бусы! Они - символ дружбы.

Мы поместим их на самое видное место в группе  и если кому-то захочется поссориться, пусть посмотрит на эти бусы и вспомнит, что только вместе мы - сила.

А закончить наше сегодняшнее мероприятие хочется замечательным стихотворением о Родине:

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Поселок родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка – 
Это тоже Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию " Путешествие по России"

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию " Путешествие по России"...

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия"

Открытое занятие для средней группы "Моя Родина - Россия"...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия»Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1. Прод...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Письмо в Россию"

Цель: Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные. Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о родном городе (малой...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Россия-наша Родина"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект логопедического занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Наша родина - Россия"

Целью занятия является расширение и активизация словаря по теме "Наша  родина", развитие навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умения дифференцированно употреблять звуки С и ...

Технологическая карта занятия, тема «Нравственно-патриотическое воспитание». Название: «Символы России».

Цель – Формирование элементарного  представления о символах нашей страны, развитие познавательного интереса. Образовательные:- Закреплять  понятие  «символы нашей стран...