Конспект НОД " Культура и быт крымских татар"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Панчук Галина Ивановна

Цель:

Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям, желания познать людей и делать добрые дела.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Знакомить с устным народным творчеством крымских татар. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми; создавать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, чувства гордости за это; формировать убеждения в том, что Крым – наш общий дом и всем вместе нужно заботиться о его истории, культуре и жить в мире друг с другом.

Развивающие:

Расширять жизненный опыт детей, знания о крымских татарах (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства); развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения; развивать позитивное отношение к народным играм.

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к малой родине; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._konspekt_nod_kultura_i_byt_krymskih_tatar_2019.docx435.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД № 60 «РАДУГА»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по гражданско-патриотическому воспитанию

для детей старшей  группы

 «Культура и быт крымских татар»

 (с использованием ИКТ, технологии взаимодействия с родителями,

музейной педагогики, регионального компонента «Крымский веночек»)

Воспитатель:

Панчук Галина Ивановна

https://rusunion.com/img/news/2018/11/01/bashkirskiy-etnicheskiy-kompleks-poyavitsya-v-kitayskoy-provincii-blog.jpg

г. Керчь

      2019 г.

Цель:

Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям, желания познать людей и делать добрые дела.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Знакомить с устным народным творчеством крымских татар. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми; создавать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, чувства гордости за это; формировать убеждения в том, что Крым – наш общий дом и всем вместе нужно заботиться о его истории, культуре и жить в мире друг с другом.

Развивающие:

Расширять жизненный опыт детей, знания о крымских татарах (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства); развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения; развивать позитивное отношение к народным играм.

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к малой родине; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: Знакомство с устным народным творчеством крымских татар.

Социально-коммуникативное: Развивать коммуникативные навыки. 

Развитие речи: Развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения.

Художественно-эстетическое развитие: Поощрять развитие интереса к многообразию культур народов, населяющих Крым;

Создавать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, чувства гордости за это;

Формировать убеждения в том, что Крым – наш общий дом и всем вместе нужно заботиться о его истории, культуре и жить в мире друг с другом.

Физическое развитии:. Развивать позитивное отношение к народным играм.

Словарная работа:

Обогащение словаря – животноводство, коневодство, овцеводство, баба, анна, къартбаба, къартана, селям алейкум, къалакай, къалакач,калек, кушак, калпак, кафтан, антер, каптан, туман, тончек, феска.

Использованные методы и оборудование:

Применение стихотворений, активного диалога, вопросов, создание игровой ситуации, метод моделирования – использование доски, картинок(национальности Крыма- украинцы, болгары, татары, русские), Сюжетные картинки- животноводство, ткачество),кусочков кожи, войлока.

Ноутбук, проектор, национальные крымско- татарские костюмы, крымско-татарские угощения, мини- музей предметов татарского быта, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Разучивание национальной крымско – татарской игры « Продай горшок», ознакомительная беседа о национальностях народов Крыма, о профессиях, дружбе. Работа с семьями детей крымско- татарской национальности. Организация выставки предметов быта и блюд крымско- татарского народа.

Индивидуальная работа:

Изучение стихотворений на родном языке с детьми крымско-татарской национальности.

Ход:

Дети входят в зал, музыкальное приветствие, садятся на стульчики.

На экране изображение крымского полуострова.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами очень счастливые люди, потому что живем на берегу двух очень красивых морей. Скажите, как они называются?( Черное, Азовское).

Воспитатель:

 На берегах наших двух морей расположены деревни, села и города где

проживают много людей разных национальностей. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. А какие народы вы знаете? (русские, украинцы, белорусы, евреи, болгары, татары).

Выкладывание детьми  картинок с национальностями на доску

Воспитатель:

Вот видите, как много разных народов проживает в Крыму. Сегодня мы с

вами более подробно поговорим о народе, который называется крымские татары. Есть татары казанские, астраханские, сибирские. Но мы поговорим именно о крымских.

Я хочу пригласить Илимхана и Эдема, которые прочтут нам стихотворения на своем родном языке.

(Дети выходят и читают стихи).

«Мен лаф этем»

Анна тилини бильсем,

Эм да гузель лаф этсем,

Эр кез айтыр - Машалла

Не де гузель бу бала

Не де гузель бу бала

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Лаф этем - эте осем,

Иылдызларгъа мен этем.

Мен окъуйым ве язам

Эзберден шиир айтам.

Достума мектуп язам,

Анна тилимде язам

Анна тилимде язам

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Къартанамнен лаф этем,

Къарбабамнен лаф этем

Кезинтиге мен чыкъсам,

Эр шейнинъ адым тапсам,

Осе меним юрегим,

Яшасын меним телим

Мен анамнен лаф этем,

Мен бабамнен лаф этем,

Лаф этем - эте осем,

Иылдызларгъа мен этем.

Воспитатель: 

Понравились ли вам стихотворения? А кто-нибудь из вас слышал раньше такую речь? (дети отвечают). Очень хорошо, что у нас в детском саду многонациональная семья, и мы можем услышать, как говорят люди других национальностей. А сейчас садитесь на стулья поудобнее, и приготовьтесь к серьезной работе. Крымские татары, на берегах Крыма поселились очень-очень давно. Чем же они занимались? (пчеловодством, охотой, сбором ягод и грибов, рыболовством, скотоводством). А знаете ли вы, кто такие скотоводы?(Ответы)

Воспитатель:

Скотоводы – это люди, которые разводят скот. А какой скот разводили крымские татары? (лошади, овцы)

Из шкур этих животных выделывали кожу (показ), из шерсти, катали

войлок (показ). Делали теплую войлочную обувь, стельки в обувь. Благодаря этим животным у татар всегда было свежее мясо и молоко, из молока они делали вкусный сыр. В наше время крымские татары как и ваши родители получили образование и работают по разным профессиям. Это и учителя, и врачи, и водители и др. А еще у татар были большие семьи.

Ребята, как вы думаете, кто был главный в семье у русских?( Ответы детей-Папа)

Воспитатель: 

А у крымских татар старший мужчина семьи - Дедушка.

Ребята, по татарски папа- Баба

Мама –Ана

Дедушка- КъартБаба

Бабушка-къартана, карт- значит старый. Давайте все вместе повторим.

Дети повторяют

Ребята, а вы заметили у Илимхана , Эдема и Алины что-то необычное в одежде?

 Дети отвечают

Воспитатель:

Правильно, это часть татарской одежды. Давайте мы рассмотрим все

детали костюма мальчиков. Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма? Показываю на жилетку Дети отвечают

Жилетка-кафтан,

Воспитатель показывает на рубашку

Дети отвечают

Рубашка-калек

Дети отвечают

Пояс- кушак

А что это такое, кто догадался? (головной убор)

Дети отвечают

Шапка –калпак( каракулевая шапка из ?-ответы)

Закрепляются  новые слова

А теперь я попрошу подойти Алину, давайте рассмотрим костюм татарской девочки.

Дети рассматривают костюм

Нарядное платье для девочки называется Антер, а домашнее платье –Каптан

Штанишки –Туман

Безрукавка – Тончек

Пояс – Кушак

Головной убор – Фес или Феска

Повторение с детьми

Воспитатель: 

Ребята и русские и крымские татары не только трудятся, но и любят веселиться. Важным национальным праздником у татар является праздник КыдырЛез Байрам (праздник)

Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Празднуется он в мае, это праздник весны и плодородия. На площадях, в скверах, в парках собираются татарские семьи, молодежь, дети. Все веселятся, обязательно проводится концерт, готовятся горячие кушанья и всех присутствующих на празднике угощают. А еще проводится национальная борьба Куреж, борьба с затягиванием пояса. В этот праздник пекут хлебец КЪАЛАКАЙ,

КЪАЛАКАЧ или КАЛАЧ. На землю стелется ткань, хлебец пускают по этой ткани и смотрят урожайный будет год или нет.

Рассказ воспитателя сопровождается показом  презентации

Воспитатель:

Ребята давайте и мы с вами поиграем в народную татарскую игру «Продаем горшки» (Играют в игру)

Эй, Дружок, продай горшок

Покупай

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай ( не больше трех)

Воспитатель: 

Ну вот, ребята, мы с вами поговорили о культуре, традициях крымских татар.

Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришел гость, папа Илимхана Эсат агъа. Это уважительное обращение к татарскому мужчине. Давайте поздороваемся сним.

Дети здороваются

А теперь мы поздороваемся на крымско-татарском языке Селям Алейкум.

А пришел наш гость не просто так. Он принес с собой выставку предметов быта крымско- татарского народа. Сейчас внимательно наблюдайте за тем, что вам будут показывать и о чем рассказывать .

Презентация  минимузея

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось? У кого есть вопросы к Эсат аге? Что запомнили?

Дети отвечают

Ребенок:

Чтоб звенел веселый смех,

Детвора не плакала,

Светит солнышко для всех

Светит одинаково

День откроем на заре

Золотистым ключиком,

Чтоб досталось на земле

Каждому по лучику.

Озаряет небосвод

И дома и хижины,

Водит звонкий хоровод

С черными и рыжими

Не оставит в стороне

Яника с Тимошкою

Нежно гладит Эмине

Теплою ладошкою.

Ребенок 2:

Чтобы пальмы подросли

И березки с елками,

Чтоб весною соловьи

На ветвях защелкали

Чтоб звенел веселый смех

Детвора не плакала

Светит солнышко для всех

Светит одинаково.

Воспитатель:

 Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая

семья. Мы все - народы нашего Крыма. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов. Пришло время нашему гостю уходить. Давайте поблагодарим его за все и попрощаемся с ним. А сейчас мы будем угощаться сладостями которые готовят татары. Для нас их приготовили семья Илимхана , семья Эдема и семья Алины.

Дети угощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР»

Использование народных игр крымских татар в дошкольном учреждении....

«Знакомство с обычаями крымских татар»

Мы с детьми познакомились с традициями и обычаями крымских татар....

интегрированное занятие в подготовительной группе "Крымскотатарский костюм, быт крымских татар"

В группе  проводилась неделя народов Крыма, мною был составлен  конспект интегрированного занятия "Крымскотатарский костюм, быт крымских татар"...

Конспект открытого занятия Крым и Крымские татары

Открытое занятие проводилось в рамках проектной деятельности по привитию детям толерантности....

Альбом для детей Крымские татары

Знакомство и изучение народов, проживающих в Крыму...

Конспект занятия в старшей группе ««Крымские природные заповедники» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»

Конспект занятия в старшей группе  «Крымские природные заповедники» с элементами регионального компонента «Крымский веночек»...