План самообразования на 2023-2024 учебный год.
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида
Ново-Савиновского района г. Казань
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 учебный год.
Тема: «Фольклор- как средство эстетического воспитания и развития детей младшего возраста»
СОСТАВИЛА:
Ахметкиреева Альбина Нуритдиновна
Воспитатель детей дошкольного возраста
I квалификационная категория
Направление: социально-личностное, художественно-эстетическое, творческое, речевое.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Окончание работы: май 2024 г.
Форма самообразования: подгрупповая.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Предполагаемый результат:
- повысить интерес к устному народному творчеству;
-обогатить устную речь;
-развить фантазию и воображение;
-у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширить представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Перспектива: Продолжить работу через устное народное творчество, осваивая его красоту, лаконичность, приобщать к культуре своего народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показать его способности и талант, получать впечатления о ней.
Актуальность работы заключается в следующем: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Большое внимание уделять знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей должна быть организована с учётом интеграции образовательных областей. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения слов, которые дети услышат в потешке. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Проблема: В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
План работы на 2023-2024 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентярь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями. Постановка целей и задач по теме: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» | |
Работа с детьми | Октябрь | Разучивание и проговаривание потешек. | Беседа с детьми на тему: «Путешествие в страну потешек» |
Декабрь | Повышать интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям, обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об устном народном творчестве. | Открытый просмотр НОД во второй младшей группе на тему: «День рождения Колобка» | |
Февраль | Дидактическая игра «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) | Занятие-игра на тему: «Как мы солнышко искали» | |
Май | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Интерактивная игра с участием детей и педагогов ДОУ на тему: «Мы потешки распеваем и немного поиграем» | |
Работа с семьей. | Октябрь | Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. | Симпозиум с участием родителей и педагогов ДОУ на тему: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» |
Январь | Индивидуальные беседы на тему: «Влияние сказки на психику ребенка» | Фольклорный досуг с участием детей, родителей и педагогов ДОУ на тему: «Русский сказ да перепляс!» | |
Апрель | Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры) | Мастер-класс с участием педагогов ДОУ, для родителей: «Живая связь времен» | |
Самореализация | Ноябрь | Сообщение на педагогическом совете по данной теме. | Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Музыкальный фольклор-как средство развития творческих способностей детей младшего возраста» |
Январь | Участие на семинар-практикуме по распространению опыта. | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста» | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Открытый показ непосредственно- образовательной деятельности на тему: «Путешествие на ковре-самолете в страну сказок». | |
Пополнение предметно- пространственной среды | Сентябрь-Ноябрь | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Назови сказку». | |
Декабрь-Февраль | Лепбук : «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки». | ||
Март-Май | Дидактическая игра: «Отгадай загадку» Дидактическая книга-игра: «Потешки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год Тема: «Русские народные сказки как средство развития речи дошколь-ников».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2023-2024 учебный год р.п. Дмитриевка 2023Ф.И.О. Середина Нелли АлександровнаДата рождения 22.11.1988Образование...
План самообразования на 2023-2024 учебный год "Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ"
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребен...
План самообразования на 2023-2024 учебный год
Тема самообразования: "Использование палочек Кюизенера в математическом развитии старших дошкольников"...
План самообразования на 2023-2024 учебный год
План самообразования на 2023-2024 учебный год...
План самообразования на 2023-2024 учебный год
План самообразования на 2023-2024 учебный год...
План самообразования на 2023-2024 учебный год. Тема: «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель: Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:- изучить методичес...
План самообразования на 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
План самообразованияна 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соотве...