Проект для детей подготовительной группы"Таёжная энциклопедия в поэзии Андрея Семёновича Тарханова"
проект (подготовительная группа)
Дети знакомятся с прекрасным миром природы тайги через стихотворения мансийского поэта Андрея Семёновича Тарханова. Учатся видеть красоту природы и беречь её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayozhnaya_entsiklopediya.docx | 49.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
(Тюменская область)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей№ 11 «Ёлочка»
Таёжная энциклопедия в поэзии Андрея Семёновича Тарханова
Исследовательский проект
Выполнили воспитанники подготовительной группы № 5
Курбатов Никита Александрович
Сергеев Максим Дмитриевич
Усольцева Вера Сергеевна
Руководители: Дорошенко Любовь Александровна
г. Нягань - 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | 1 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ | 5 7 9 12 14 15 | |
ВВЕДЕНИЕ
«Не секрет, что первый учитель в жизни человека
после мамы и папы — это природа, очевидно её
всеобъемлющее влияние на всё живое на Земле.
От широкого раннего познания природы,
от любви к ней зависит углублённость
и объёмность творческого мышления человека,
значимость будущей личности»
А.С. Тарханов
Актуальность.
В 2018 году исполнилось 900 лет нашему родному Ханты-Мансийскому автономному округу Югре. Мы, дети югорской земли, очень любим наш родной край. К юбилею округа мы готовили поздравительную открытку, узнали много интересного о нашей Югре, прочитали много стихотворений. Особенно нам понравились и запомнились стихи поэта Андрея Семёновича Тарханова. Его книги мы искали в библиотеках нашего города. Но оказалось, что есть только одна книга этого писателя в читальном зале центральной детской библиотеки. Тогда мы обратились за помощью к интернет - источникам. На сайте Югра Литературная мы познакомились с его книгами. Читая стихи А. С. Тарханова, мы узнали, какие звери и птицы живут в нашей тайге, какая водится рыба в сибирских реках, какие деревья народ манси считает священными и почему. Вы скажете, что это всё можно прочесть и в энциклопедии? Конечно можно! Но энциклопедия не передаст той красоты природы, которую нам передаёт автор. Его стихи и есть энциклопедия, да только не простая, а таёжная. Андрей Семёнович относился к природе с большой любовью и трепетом. Когда читаешь стихи этого поэта, становишься другом всех зверей, птиц, рыб и даже деревьев, к которым Тарханов относился, как к живым. Нам захотелось, чтобы ребята других групп нашего детского сада и других детских садов тоже познакомились с замечательными стихами мансийского поэта. Всё это натолкнуло нас на мысль создать таёжную энциклопедию, чтобы познакомить детей и взрослых со стихотворениями Андрея Семёновича Тарханова.
Объект исследования: поэзия А.С. Тарханова.
Предмет исследования: стихотворения А.С. Тарханова о животном и растительном мире тайги.
Цель проекта:
Создать таёжную энциклопедию для знакомства детей со стихотворениями Андрея Семёновича Тарханова.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи.
Задачи:
- Познакомиться с биографией Андрея Семёновича Тарханова.
- Найти и исследовать книги А.С. Тарханова.
- Выбрать для энциклопедии стихотворения о животном и растительном мире тайги, познакомиться с ними.
- Создать таёжную энциклопедию по стихотворениям А.С. тарханова.
- Привлечь внимание детей и родителей к творчеству А.Тарханова через систему спланированных мероприятий (чтение стихов наизусть, инсценировка сказки на утреннике, выступление на городском конкурсе «Магия слова», ознакомление с таёжной энциклопедией).
Ожидаемый результат.
Знакомство с таёжной энциклопедией вызовет интерес к дальнейшему изучению творчества А. С. Тарханова и стремление беречь неповторимую природу Югры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Таёжный поэт
Для достижения поставленной цели мы с воспитателями, прежде всего, решили узнать побольше о жизни Андрея Семёновича Тарханова. Для этого мы изучили его биографию с помощью интернет - источников. Судьба Андрея Семёновича оказалась очень интересной, ведь он коренной житель нашего округа из народа манси.
Родился Андрей Семенович 13 октября 1936 г., в семье охотника и рыболова - манси в маленькой таежной деревушке Аманья, Кондинского района.
В детстве, ещё не написав ни строчки, семилетний Андрей понял, кто он есть на белом свете. Ему подсказала лиственница, которая росла у домашнего крыльца. По мансийским поверьям это священное дерево трогать было нельзя. Но маленькому Андрею было интересно. Однажды он подошёл к дереву, погладил по стволу, ощутил тепло и тут же, в испуге, отдёрнул руку, стал ждать кары. Но ничего не происходило. Тогда Андрей посмотрел вверх, увидел величие и красоту дерева. Ветки лиственницы ласково зашептали и поприветствовали мальчика. Радостный, он прибежал домой и сказал: «Бабушка! Я лиственницу погладил, но всё обошлось, дерево не ударило меня веткой. Напротив, зашумело! Наверное, похвалило меня?» Бабушка засмеялась: «Ну, значит, лиственница тебя признала!»
Именно бабушка, Матрёна Александровна, проводила много времени с маленьким Андреем. Знакомила его с традициями и обычаями народа манси, воспитывала любовь к природе, учила замечать её красоту и беречь.
Первые стихи Андрей написал в 7-м классе. В этом возрасте он ещё внимательнее стал прислушиваться к голосам природы: шуму леса, шороху речной волны, шёпоту облаков. Тогда ещё глубже прочувствовал своё слияние с природой.
Его первые стихи не сохранились. Юный поэт «подарил» их старому кедровому пню. Боялся, что ребята обнаружат его стихи. Решил: зарою блокнот, а пенёк замечу. Так и сделал. Но потом не нашёл заветное место…
Автор стихов, рассказов, сказок, созданных на основе мансийских легенд и сказаний. Произведения поэта переведены на болгарский, венгерский, финский и другие языки. С 1990 по 1997 годы возглавлял межокружную Угро-Ямальскую писательскую организацию. Был секретарём правления Союза писателей России, членом правления Международного общества финно-угорских писателей. Лауреат премии «За развитие культуры народов Севера» и премии губернатора ХМАО в области литературы за книгу «Снежная симфония», Всероссийской литературной премии имени Твардовского за избранные стихотворения «Исповедь язычника».
Андрей Семёнович Тарханов кавалер ордена Дружбы народов, «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «Почетный гражданин города Ханты-Мансийска», лауреат Всероссийской литературной премии имени Твардовского, премии «За развитие культуры народов Севера» и Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы.
- Работа над энциклопедией
Следующим шагом было знакомство с поэзией Андрея Тарханова.
На сайте Югра литературная мы познакомились с его книгами: «Чудеса», «Озеро Мойпыр», «Волшебство» и сборниками для детей всех возрастов с красочными иллюстрациями: «Лесные доктора», «Флейта иволги зовёт», «Когда улыбаются кедры».
Мы с ребятами выучили стихотворения и рассказали их на празднике, посвящённому 900 - летию Югры. К празднику «Любимым мамам посвящаем» мы подготовили инсценировку «Сказки о Ерше прыгунке и засоне Карасе».
На празднике «Любимым мамам посвящаем» мы показали инсценировку «Сказки о Ерше прыгунке и засоне Карасе». Приняли участие в городском конкурсе чтецов «Магия слова».
Из стихотворений А.С. Тарханова больше всего нам понравились стихи про животных, птиц и деревья. Автор так живо и интересно знакомит нас с повадками, жизнью лесных обитателей, что мы решили включить их в нашу таёжную энциклопедию и познакомить с живым словом поэта ребят других групп детского сада.
Наша энциклопедия состоит из нескольких разделов:
1. Таёжный поэт
2. Животные тайги
Медведь (стих) Приложение №1
Белка
Барсук
Лось
3. Птицы тайги
Глухарь (стих) Приложение №1
Тетерев
Дятел желна
Утка гоголь
4. Деревья тайги
Кедр (стих) Приложение №1
Лиственница
Сосна
Наша энциклопедия позволит и ребятам, и взрослым совершить увлекательное путешествие в красивейший мир югорской тайги.
- Мы все обязаны природе
В своей книге «Когда улыбаются кедры», изданной к 80-летию автора, Андрей Семёнович обращается к нам с очень важными словами:
«Перед природой мы все равны: и взрослые, и дети. Природа по-своему открывается нам. Она не сразу нам доверяет. Она, поверьте, присматривается к нам. И случается — долго. Необходимо наше терпение. А главное — доказательство того, что ты любишь природу и готов ей помочь. И помогаешь делами.
Однажды в начале мая, когда появились первые цветы и залетали бабочки, вдруг наступило похолодание. Подул прохладный северный ветер, и природа как бы притаилась, замерла на время. Я поспешил в нашу знаменитую Долину ручьёв. На одной из веток вербы я обнаружил дрожащую бабочку. Она буквально прилипла всем своим существом к ветке, чтобы не свалиться вниз на льдистую кромку ручья. Я взял осторожно бабочку за крылышки и отнёс её на ветку ели под лучи солнца. Вскоре она зашевелилась, пробуя силу крылышек. Да и ветер стих. Природа снова ожила. Я, радостный, отправился домой. И каково было моё удивление, когда я увидел над собой летающую знакомую бабочку. Ей-богу, это правда.
Она благодарно провожала меня. Так я понял этот жест. Подобных благодарных примеров — жестов от обитателей природы ко мне — я мог бы привести немало. Помню сорочонка, чуть не упавшего в кадушку с водой на даче. Он долго вопил от радости, поглядывая на меня. Ведь это я в последний миг паденья сорочонка успел схватить его, легонько бросить на доску у стены. Ещё раньше я спас скворчонка, выпавшего из скворечника. Но в роли спасителя живности в деревне я, признаюсь честно, был не первым. Вся наша округа гордилась моими сверстниками: Толей Ендаковым, Толей Петрушкиным, Ваней Семеновым.
Я — таёжный житель. Таковым и сейчас считаю себя. Однако то, что дарила и дарит мне Природа, не идёт в сравнение с тем, что дарю по взаимности я. Ну, это сугубо строгое отношение к себе. Ибо вдруг вспомнил, какие душевные стихи рождаются у меня о Природе! Я очень люблю её.
Теперь обратимся за примерами благодарности к Природе к великим деятелям литературы, музыки, науки. Бетховен, немецкий композитор, говорил: «Я улавливаю свои идеи в природе: в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром». С. А. Есенин, русский поэт «Настоящие, лучшие качества человеческого сердца ясней и полней раскрываются среди природы».
Известно, что практически все основатели школ древности считали Природу главным наставником талантливого человека с детства. И мы нынче так считаем.
Итак, дети, я снова возвращаю вас к нашему конкретному разговору. Вы, наверное, заметили сами такое явление. Как только вы появились на лесной полянке на прогулке, над вами вскоре появляются стрекозы, кружатся бабочки, звонче поют птицы. Это Природа оказывает вам своё внимание.
Вы, дети, где осознанно, где нет, но мыслите на природе поэтически, оригинально. Случай такой. Я и мой сын Илья шли в детсад. Ласково, по-домашнему смотрела Луна. Мои ботинки на свежем снегу певуче поскрипывали. Слышу: «Папа, ты идешь и будто поёшь песенку Луне». Я невольно улыбнулся: «Пою не только Луне, но и тебе». Помнится, мы с Иваном-пятиклассником — рано утром отправились на болото за морошкой. Утро серебряное. Тишина чуткая. Взволнованный голос сына слышен, наверное, в небе: «Папа, смотри, пластинка висит! Комар на ней поёт». Смотрю: между двумя ветками берёзки паук натянул округлую сетку из паутинок. Получилось по форме как музыкальная пластинка. А в центре её, запутавшись, трепыхается, издаёт плакучие звуки большой комар. Мы решили не вмешиваться в лесную драму.
По этому случаю у меня вскоре родилось стихотворение. Я посвятил его сыну. Образ-то он подарил мне!
Такие трепетно-живые, истинно талантливые образы мы с вами, дорогие дети, обоюдно дарим друг другу всю жизнь. И в этом есть неугасимая, творчески художественная связь между нами: профессиональными поэтами и вами, от природы одарёнными детьми».[5]
Заключение
Познакомившись с жизнью и творчеством Андрея Семёновича Тарханова, мы можем сказать, что это человек с доброй душой и чутким сердцем, любящий родную природу и умеющий замечать её красоту. Он не писал на мансийском языке, но всегда помнил свои корни и оставался в душе деревенским мальчишкой, который с восторгом вглядывается в окружающий мир, всегда открытый природе и людям.
«Главная тема его детского литературного творчества, конечно же, близость ребенка к природе, влюбленность в каждую птаху и листок. Когда читаешь его стихи, то не замечаешь, как оказываешься в удивительном сказочном мире, который на самом деле – вокруг нас, стоит только вглядеться, прислушаться».[7]
С помощью созданной нами энциклопедии, нам удалось заинтересовать ребят нашего детского сада и их родителей поэзией Андрея Тарханова.
Было бы очень интересно ознакомиться с «живой» книгой поэта. Мы надеемся, что книги А. С. Тарханова будут переизданы, дойдут до каждой городской, сельской и школьной библиотеки нашего округа.
Губернатор ХМАО – Югры Наталья Владимировна Комарова назвала Андрея Семёновича Тарханова «одним из самых ярких мансийских поэтов». [7]
Мы поддерживаем её предложение создать окружной конкурс чтецов имени Андрея Тарханова для участников всех возрастов, потому что он писал для всех и обо всём.
В ближайшем будущем мы хотим познакомить ребят других детских садов города с нашей энциклопедией, отправить им в подарок её электронный вариант и тем самым привлечь их внимание к творчеству Андрея Тарханова.
В честь писателя названа Центральная библиотека пгт. Междуреченский Кондинского района ХМАО-Югра (Междуреченская центральная библиотека имени А. С. Тарханова).
Мансийский поэт воспевал в своем творчестве природу Югры, а его супруга, заслуженный эколог России, свою жизнь посвятила природоохранной деятельности. В Югре создадут кедровый сад, посвященный памяти Андрея и Антонины Тархановых
Мы будем продолжать знакомиться с творчеством Андрея Тарханова и беречь природу Югры!
Литература и другие источники
1. Тарханов А.С. «Чудеса». Свердловск, Средне – Уральское книжное издательство. 1981 год, 36с.
2. Тарханов А.С. «Волшебство». Свердловск, Средне – Уральское книжное издательство. 1978 год, 20с.
3. Тарханов А.С. «Лесные доктора». Екатеринбург, Средне – Уральское книжное издательство. 2008 год, 200с.
4. Тарханов А.С. «Флейта иволги зовёт ». Екатеринбург, Средне – Уральское книжное издательство. 2013 год, 183с.
5. Тарханов А.С. «Когда улыбаются кедры». Екатеринбург : Уральский рабочий, 2016. — 180 с.
6. http://ugralit.okrlib.ru
8. https//ru.wikipedia.org
Приложение 1
Глухарь
Малиновые брови глухаря
Покрасила весёлая заря.
А ночь глухая глухарю дала
Два сильных, крепких вороных крыла.
А чтоб легко в полёте тело нёс,
Таёжный ветер дал красивый хвост.
И старый кедр, иголками горя,
Приветствует красавца глухаря!
А он — росу серебряную пьёт,
А он — бруснику спелую клюёт...
И счастлив от раздолья и простора,
Серебряную песню дарит бору.
Медведь-рыбак
Он у залива день дежурит
И всё-таки своё возьмёт.
Он глазки огненные щурит,
Когда нащупывает брод,
Когда язя на клык кладёт.
Залив речной — его отрада:
Сюда заходит рыбье стадо.
Медведь наш воду баламутит,
И в этой дикой суете
Ведёт себя он словно люди,
Привыкшие к речной еде.
На берег рыбу он кидает,
Себя без меры угощает.
Язей наевшись до отвала,
Спит долго наш рыбак усталый.
Обид у мишки к людям нету
— Они чураются его.
Пуд сала накопив за лето,
Идёт к берлоге тяжело.
Кедровый сад
Посвящается лесоводам
Ханты-Мансийска
Величавый и веселый,
Он людским заботам рад.
Есть у Треньки* сад кедровый –
Первый в нашем крае сад.
Здесь зеленым великанам,
Их пушистым малышам
Каждому дана поляна,
Подрастая, царствуй сам.
Поднимайся в небо смело,
И на урожай ветвей
Приглашай побольше белок
Да проворных соболей.
В кедраче-саду брусника,
Словно клюквины, крупна.
Глухарей зовет, смотри-ка,
На обед к себе она.
Там алеет костяника,
Прячется в тени черника.
Что ни древо – сущий клад!
Сам люблю кедровый сад.
*Тренька – название деревни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей подготовительной группы "Детям о выборах"
Цель проекта "Детям о выборах" - познакомить детей с понятиями «выборы», «депутаты», «голосование», «урна». Объяснить для чего проводятся выбо...
Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".
Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...
Познавательный проект для детей подготовительной группы "Дети и дорога"
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно- указательными;познакомить с правилами дорожного движения;продолжать воспитывать культуру поведения ...
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы группы. "Зимнее вдохновение"
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных ...
Проект для детей подготовительной группы "Расскажем детям о войне".
В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате мы разработали план проекта для детей подготовительной группы «Фантазеры» под наз...
Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы Энциклопедия почемучек «Где мы летом побывали, что увидели-узнали»
Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группыЭнциклопедия почемучек «Где мы летом побывали, что увидели-узнали»Познавательно-творческий проект для детей ...