Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»
методическая разработка (подготовительная группа)

Коноплева Елена Николаевна

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»

Цель: создать условия для повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению игре «Шахматы»

Задачи:

  1. Закреплять знания о шахматных фигурах;
  2. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку:
  3. Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
  4. Воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах, стойкость характера.

Квест - игра проводиться в летний период на прогулочных участках детского сада. Дети выполняют задания и выручают шахматные фигуры, чтобы далее разыграть партию на шахматной доске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста

по шахматам.

 Автор: Коноплева Е.Н.

 воспитатель высшей

квалификационной категории

Тема: «Король собирает войско»

 

Цель: создать условия для повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению игре «Шахматы» 

Задачи:

  1. Закреплять знания о шахматных фигурах;
  2. Активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку:
  3. Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
  4. Воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах, стойкость характера.

Оборудование

  • разрезанная на пазлы шахматная доска;
  • плоскостные половинки шахматных фигур, клей карандаш;
  • дидактические игры «Ход коня», «Один в поле воин»;
  • диаграммы с шахматными заданиями «Мат в один ход»;
  • маршрутные листы (по количеству команд), отличающиеся друг от друга очередностью прохождению этапов;
  • листы с обозначением этапов;
  • наборы шахмат

Ход мероприятия:

 Белый король: «Ребята, помогите мне пожалуйста собрать своё шахматное войско. Чёрный ферзь похитил моих воинов и заточил их в темнице. Я вижу, что вы смелые, отважные ребята и сможете мне помочь освободить моё войско из заточения. Завтра мы, белые фигуры, будем сражаться с чёрными. И если я не успею выручить свою армию, то один я не справлюсь с черной армией.

Воспитатель: «Ну что ребята, выручим белые фигуры?»

Дети получают конверты с маршрутными листами и отправляются по территории детского сада на поиски белых фигур. Команды на каждом этапе выручают определённую фигуру, выполняя задания.

Этапы с заданиями находятся на прогулочных участках детского сада и обозначены определёнными символами.

1этап. «Пешки»

Белая пешка берёт свёрток и видит, что там написаны загадки: «Ребята, чтобы выручить пешки и двигаться дальше нужно отгадать загадки.»

 

Видимо Она упряма, если ходит только прямо.

Не шагает прыг да скок, не свернёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она

Это башня боевая неуклюжа, но сильна. (ладья)

 

Прыгнет он – подкова звяк,

Необычный каждый шаг,

Буква «Г» и так и сяк

Получается зигзаг. (Конь).

 

Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра.  (Шахматный король)

 

Кто любит ходить как слон и ладья?

Хотя другим этого делать нельзя! (Ферзь)

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…(Слон)

 

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешки)

Дети, скажите, сколько белых пешек участвует в игре? (8). А сколько чёрных пешек участвует в игре? (8)

Молодцы, вы идёте в правильном направлении. Ну тогда в путь!

2 этап «Ладья»

Игра «Сложи фигуру»

Дети подходят к столу, где лежат вразброс картинки с половинками шахматных фигур («конь»«слон», «ладья»«ферзь», «пешка», «король»)

Белая ладья: здравствуйте, ребята! Помогите склеить шахматные фигуры из половинок. Посмотрим, что у вас получится.

Дети находят нужные половинки, склеивают их и называют фигуры.

Белая ладья: Молодцы ребята! Вы выручили ладью и можете продолжать свой путь дальше.

3 этап «Конь»

Белый конь: Ребята, здесь чёрные фигуры изучали мои ходы на шахматной доске. А что вы знаете про меня?

Дети рассказывают, где стоит конь в первоначальном положении. Как он ходит и рубит.

- Дидактическая игра «Ход коня». Каждый ребёнок берёт конверт с игрой. В конверте: поле 3 на 3 клетки или 4 на 4 клетки, цифры от1 до 8 или от1 до 16. Задание: Поставить цифру 1 в левый верхний угол, а остальные размещаем по порядку в соответствии с ходом коня.

Дети выполняют задание и получают фигуру коня.

 Белый конь: Молодцы ребята! Вы выручили меня и можете продолжать свой путь дальше.

4 этап Слон

Белый слон: здравствуйте, ребята! Я боевой слон и люблю побеждать врага, а свои фигуры защищать. Знаете ли вы как ходит и рубит слон? Тогда помогите мне срубить все черные фигуры.

Дидактическая игра «Один в поле воин». Каждый участник получает диаграмму с ситуативным заданием. На диаграмме 1 белый слон должен срубить все черные. Дети рисуют маркерами на диаграмме изображая ход слона.

 Белый слон: Молодцы ребята! Вместе мы победили черных, и пора отправляться дальше.

5 этап Ферзь

Белый ферзь: Ребята хорошо ли вы играете в шахматы? Помогите мне за один ход поставить черному королю мат.

Решение шахматного задания «Мат в один ход»

Детям раздаются диаграммы с шахматными заданиями «Мат в один ход». Когда участники выполнят задание, им возвращается фигура Ферзь.

Белый ферзь: спасибо ребята! Пора идти вперёд, нас ждет король!

6 этап Шахматная доска

На этом этапе детям необходимо собрать шахматную доску из пазлов

Ведущий: Ребята посмотрите, что произошло с нашей шахматной доской? Давайте соберём её правильно.

Когда команды соберут все фигуры, пройдя все испытания. Они встречаются все вместе на начальной площадке, где уже готовы шахматные столы для игры. Детей встречает Король.

 Белый Король: «Ребята, огромное вам спасибо, что помогли мне выручить все фигуры. Теперь мы можем сразиться с черными фигурами на шахматной доске. В награду за это я вам подарю раскраски шахматных фигур, что бы вы помнили нас и никогда не забывали.»

Далее предлагается детям разыграть шахматные партии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест игра с детьми старшего дошкольного возраста «Здесь и избы и улусы».

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Кузбасса через организацию квест игры....

Сценарий спортивного праздника, квест-игра с детьми старшего дошкольного возраста на городском фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты»

Цель: Пропаганда и популяризация здорового образа жизни, создание условий для активного отдыха детей и родителей.Задачи:-Укреплять здоровье- Совершенствовать спортивные умения и навыки;- Развивать вын...

КОНСПЕКТ квест- игры С ДЕТЬМИ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Самая любимая мамочка моя»

Совместная деятельность воспитателя , детей и мам самостоятельная деятельность детей....

КОНСПЕКТ квест- игры С ДЕТЬМИ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Самая любимая мамочка моя»

Совместная деятельность воспитателя , детей и мам самостоятельная деятельность детей....

"В поисках игрушек" Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста в летний период на улице

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста в летний период на улице нацелена на развитие у детей навыков командной работы через разные виды детской деятельности. В ходе групповой работы проис...

Квест-игра с детьми старшего дошкольного возраста "В стране правил дорожного движения"

Квест-игра очень интересна детям. Предлагается материал геокешинга (квест-игры) с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения....

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...