Нравственно-патриотическое воспитание в игре
статья

Алимгужина Динара Ягафаровна

Нравественно-патриотическое воспитание в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_patrtoticheskoe_vospitanie.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 125»

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

 

Магнитогорск

 2021 год

Игра — это огромное окно, через которое

в духовныймир ребенка вливается живительный

поток представлений,понятий об окружающем

 мире.Игра — это искра, зажигающая поток

 пытливости илюбознательности.

В. А. Сухомлинский

Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников через игру на современном этапе развития дошкольного образования очень актуальна, так как сейчас дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам; имеют недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие, к сожалению, не знают домашний адрес, свой день рождения, имена родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье и отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношения к тому месту, где ребенок живет.

Современные условия дошкольного образования характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Обратимся к понятию нравственно-патриотического воспитания в детском саду. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у детей чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться и заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному пример); формирование самооценки своих поступков, а также доброжелательная оценка поступков других людей.

Патриотическое воспитание подразумевает воспитание любви к Отечеству, формирование чувства гордости за свою нацию, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, становления устойчивой связи поколений.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу, его достопримечательностям, памятникам и т.д.

Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО, это «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества» (см. пункт 1.6.5).

Поэтому в ДОУ должны быть созданы условия для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Игру можно считать и одним из лучших средств коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

Игра –естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, который имеет и большое воспитательное значение.  В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, ведь именно в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит и справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

В дошкольном учреждении работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств реализуется через все виды игр: дидактические, словесные, пальчиковые, театрализованные, хороводные, подвижные, а также сюжетно-ролевые. Рассмотрим эти игры несколько подробнее.

 В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу и согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры; проявляются и развиваются произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Чувства уважения и гордости за свою страну и за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, они же помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу. Это, например, такие игры:

  • «Герб города Арзамаса» (фрагменты герба города Дети по памяти собирают герб родного края, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца);
  • «Путешествие по городу» (педагог показывает детям фото достопримечательностей города, дети называют, что изображено);
  • «Иностранец», «Кто и в какой стране живет?» (помогают расширить представления детей о мире и людях, которые населяют его);
  • «Украсим одежду национальным узором», «Составь наряд для куклы», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку»углубляют представления детей об особенностях национального колорита разных народностей мира.
  • «Башни кремля», «Столица нашей Родины» (обогащают знания детей о столице нашей Родины);
  • Обогащают представления о родном городе и его достопримечательностях игры«Не ошибись», «Знаешь ли ты?», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Профессии нашего города» и т.д.

Дидактические игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Такие игры можно использовать при ознакомлении дошкольников с народными промыслами, предлагая детям вышивки, посуду разных мастеров, кукол, матрешки, берестяные изделия.

Настольно-печатные дидактические игры для детей можно использовать при ознакомлении с окружающим миром России, Нижегородской области, миром животных и растений – это, например, «Лото», «Домино», «Парные картинки», «МЕМО» и другие.

С помощью настольно-печатных игр, кроме развития речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать жизненные схемы и принимать решения, мы также воспитываем у детей дух патриотизма.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.  Данный вид игр эффективно используется при воспитании нравственно-патриотических чувств. Это, например, такие игры:

  • «Цветик-семицветик» (ребенок загадывает желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры фишки, можно определить уровень нравственного развития группы);
  • «Хорошо – плохо»(оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие);

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма.

Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа.

В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму (дед в сказке наловил рыбы целые сани).  Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается, активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения, например, «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».

Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.

Хороводные игры занимают существенное место в нравственном и патриотическом воспитании ребенка, так как они обладают широким спектром средств выразительности и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.

Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому в детском саду мы пытаемся возродить преемственность поколений, привить детям нравственные устои, патриотические настроения, привить любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами.

Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в три этапа.

На первом этапе ставятся задачи: познакомить детей с новой игрой, хороводом, создать целостное впечатление о музыке и движении, начать разучивание.

На втором этапе задачи изменяются –  это углублённое разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения хоровода.

На третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, побуждая детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни под пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов.

Хороводные игры включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия.Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д.

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Темы игр современных дошкольников однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими стали игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, нередко разворачивают агрессивные сюжеты.

Вот схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.

  • СЕМЬЯ
  • ДЕТСКИЙ САД
  • РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН
  • РОДНОЙ ГОРОД
  • СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА
  • СИМВОЛИКА
  • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (КОНСТИТУЦИЯ).

Итак, первая тема сюжетно-ролевой игры – это «Семья». Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья».

Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем.

Знакомство проводятся в форме экскурсий, сопровождающихся беседами о труде людей, работающих в детском саду, чтением соответствующей литературы и рассматриванием тематических иллюстраций.

Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята».

Старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе», «Макдоналдс».

Задача воспитателей при этом – создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.  д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я — парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин».

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.

С этой целью проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых.

Дети очень любят игры-путешествия, поэтому реализуют свои знания в сюжетно-ролевых играх «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.

Данная схема позволяет охватывать множество тем. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о Родине. Некоторые темы повторяются и с возрастом представления детей обогащаются и совершенствуются.

Подвижные народные  игры являются неотъемлемой частью нравственно-патрио-тического воспитания дошкольников, так как способствуют формированию любви к своему народу и своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.  

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры воспитателю следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Можно использовать, например, такие игры:

  • «Золотые ворота»;
  • «Колечко, колечко»;
  • «Перетягивание каната»;
  • «Земля – вода – небо»;
  • «Заря-заряница»;
  • «У медведя во бору»;
  • «Горелки»;
  • «Гуси-лебеди» и т.д.

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Литература:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 2011.
  2. Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 2014.
  3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова., О.С. Богданова. – М., Просвещение, 2009.
  4. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: Просвещение, 2010.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Авт. коллектив – Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. – М., 2008.
  6. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2007.
  7. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2007.
  8. Шорыгина, Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотический проект "Зимние Олимпийские игры"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Практикум «Воспитание нравственно – патриотических чувств через народные игры»

Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубоча...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...