""Фольклор как средство развития музыкальных способностей ребёнка дошкольника
консультация
Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;
- желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
- создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
- овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
- активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.66 КБ | |
| 24.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русская народная культура, как средство развития музыкальных способностей ребёнка дошкольника
В современном обществе существуют праздники не только государственные, международные, профессиональные, но и праздники, которые связаны с музыкальным искусством, музыкой, музыкальным фольклором.
Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».
Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.
С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.
Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.
Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.
Но назначение любого вида искусства — это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».
Каждое музыкально — художественное впечатление, каждый музыкально — художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.
Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.
Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.
Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.
Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;
- желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
- создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
- овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
- активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками).
Одним из важных принципов функционирования и музыкального развития образовательной системы ДОУ явился принцип культуросообразности.
Реализация принципа культуросообразности в музыкальном образовательном пространстве ДОУ:
- насыщение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры посредством развития системы основного и дополнительного образования в таких видах творческой деятельности, как театральная, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая
- углубленная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, позволяющая не только выявить проблемы и недостатки его развития, но и определить наиболее значительные ресурсы индивидуально-личностного и культурного развития
- реализация педагогами и родителями совместных развивающих стратегий на основе русских народных традиций
- целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей, особенно при реализации базовых личностных и социокультурных потребностей ребенка.
Учитывая, что функции педагогов заключаются в том, что он создает условия для внутрикультурного диалога, диалога искусств, стимулирует, у детей общение, поиск способов художественно-эстетической музыкальной деятельности, вызывает желание утверждать самоценность «Я – ребенок» через ценности русской народной культуры, особое внимание должно быть обращено на формирование культуры педагога.
Формирование культуры педагога должно осуществляться в различных формах организации:
- Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.
- Семинары помогают приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.
- Практикумы по русскому народному творчеству помогают педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.
- Профессиональные игры способствуют развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.
- Педагогические фестивали должны быть направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры.
Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ необходимо создать интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это даёт возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.
Надо подобрать музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции: разучивание русских народных песен, русских народных танцев, игр, русских народных мелодий на музыкальных инструментах, организовать прослушивание русских народных мелодий. Разработать календарно-тематический план обрядовых праздников, сценариев развлечений, составить методические рекомендации по проведению этих мероприятий, например: «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Троица» и других. Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, нужно дать им возможность слушать народную музыку, сказки, используя видео и фонотеку с записями народной музыки и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей. Очень хорошо для этого использовать записи со звучанием оркестра. Старших дошкольников можно знакомить с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.
Для детей раннего возраста предложить для слушания коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши активно реагируют на веселую музыку, начинают прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихать, покачиваясь в такт музыки. Содержание народных произведений для старших дошкольников иное. В них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Здесь фиксируется внимание детей на характере песни, а иногда предлагается его определить самим детям. Перед исполнением песен лучше использовать маленькие народные песни в качестве распевок: «Две тетери», «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока» и т.д..Русская народная музыка широко используется на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.
Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят. Со старшими дошкольниками часто используются считалки для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся, и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др.
Самый любимый вечер досуга детей – отгадывание загадок. Пусть в гости к малышам придёт Бабушка — загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик (кукольный театр). Сначала они предлагают загадки детям, потом дети загадывают им свои загадки. Народные загадки-шутки способствуют развитию у детей сообразительности, наблюдательности, находчивости, кроме того, они развлекают детей. Народные загадки можно использовать на музыкальных занятиях. Например, перед прослушиванием песни «Во поле береза стояла» предлагалась загадку о березе.
В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.
Русскую народную музыку и сказки очень полезно использовать на праздниках и развлечениях. Через театр игрушек показать для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок».
Крайне важно взаимодействие с семьей на основе опыта «народной педагогики». Только в тесном сотрудничестве с родителями мы можем решить задачи воспитания и развития ребенка.
Взаимодействуя с родителями, эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Налаженный тесный контакт с семьями дошкольников позволяет оказывать помощь родителям в правильной организации воспитания детей, опираясь на русские народные традиции. Взаимодействие с родителями способствует обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями можно изготовить русские народные украшения, шапочки, праздничную одежду и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.
А также организовать совместные с детьми и родителями фотовыставки, выставки рисунков и других работ. Родители становятся участниками праздничных действий вместе со своими детьми.
Для выявления семейных традиций можно провести опрос родителей по теме «Традиции нашей семьи», проводить индивидуальные беседы с родителями, другие мероприятия, такие как «Творческая гостиная», родительские собрания, где идеи и опыт народной педагогики являются предметом обсуждения. А педагоги детского сада в свою очередь помогают родителям в овладении народной мудростью, корректируют совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.
Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:
- создание и развитие семейных традиций
- наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности
- постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям
- владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;
- постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.
Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствуют развитию у детей художественного вкуса, создают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.
Подводя итог значению деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:
- Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволяет объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.
- Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создаёт основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.
- Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменяет не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя.
Что же даёт использование фольклора для художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка?
- умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ
- пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства
- освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности
- умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.
Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.
Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.
Предварительный просмотр:
Русская народная культура, как средство развития музыкальных способностей ребёнка дошкольника
В современном обществе существуют праздники не только государственные, международные, профессиональные, но и праздники, которые связаны с музыкальным искусством, музыкой, музыкальным фольклором.
Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».
Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.
С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.
Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.
Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.
Но назначение любого вида искусства — это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».
Каждое музыкально — художественное впечатление, каждый музыкально — художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.
Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия качества дошкольного музыкального образования.
Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области приобщения детей к традициям русского народа.
Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.
Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;
- желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей
- создание поли художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка
- овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества
- активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками).
Одним из важных принципов функционирования и музыкального развития образовательной системы ДОУ явился принцип культуросообразности.
Реализация принципа культуросообразности в музыкальном образовательном пространстве ДОУ:
- насыщение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры посредством развития системы основного и дополнительного образования в таких видах творческой деятельности, как театральная, музыкальная, изобразительная, художественно-речевая
- углубленная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, позволяющая не только выявить проблемы и недостатки его развития, но и определить наиболее значительные ресурсы индивидуально-личностного и культурного развития
- реализация педагогами и родителями совместных развивающих стратегий на основе русских народных традиций
- целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей, особенно при реализации базовых личностных и социокультурных потребностей ребенка.
Учитывая, что функции педагогов заключаются в том, что он создает условия для внутрикультурного диалога, диалога искусств, стимулирует, у детей общение, поиск способов художественно-эстетической музыкальной деятельности, вызывает желание утверждать самоценность «Я – ребенок» через ценности русской народной культуры, особое внимание должно быть обращено на формирование культуры педагога.
Формирование культуры педагога должно осуществляться в различных формах организации:
- Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.
- Семинары помогают приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.
- Практикумы по русскому народному творчеству помогают педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.
- Профессиональные игры способствуют развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.
- Педагогические фестивали должны быть направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры.
Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ необходимо создать интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это даёт возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.
Надо подобрать музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции: разучивание русских народных песен, русских народных танцев, игр, русских народных мелодий на музыкальных инструментах, организовать прослушивание русских народных мелодий. Разработать календарно-тематический план обрядовых праздников, сценариев развлечений, составить методические рекомендации по проведению этих мероприятий, например: «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Троица» и других. Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, нужно дать им возможность слушать народную музыку, сказки, используя видео и фонотеку с записями народной музыки и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей. Очень хорошо для этого использовать записи со звучанием оркестра. Старших дошкольников можно знакомить с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.
Для детей раннего возраста предложить для слушания коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши активно реагируют на веселую музыку, начинают прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихать, покачиваясь в такт музыки. Содержание народных произведений для старших дошкольников иное. В них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Здесь фиксируется внимание детей на характере песни, а иногда предлагается его определить самим детям. Перед исполнением песен лучше использовать маленькие народные песни в качестве распевок: «Две тетери», «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока» и т.д..Русская народная музыка широко используется на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.
Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят. Со старшими дошкольниками часто используются считалки для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся, и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др.
Самый любимый вечер досуга детей – отгадывание загадок. Пусть в гости к малышам придёт Бабушка — загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик (кукольный театр). Сначала они предлагают загадки детям, потом дети загадывают им свои загадки. Народные загадки-шутки способствуют развитию у детей сообразительности, наблюдательности, находчивости, кроме того, они развлекают детей. Народные загадки можно использовать на музыкальных занятиях. Например, перед прослушиванием песни «Во поле береза стояла» предлагалась загадку о березе.
В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.
Русскую народную музыку и сказки очень полезно использовать на праздниках и развлечениях. Через театр игрушек показать для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок».
Крайне важно взаимодействие с семьей на основе опыта «народной педагогики». Только в тесном сотрудничестве с родителями мы можем решить задачи воспитания и развития ребенка.
Взаимодействуя с родителями, эффективность проводимой в детском саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Налаженный тесный контакт с семьями дошкольников позволяет оказывать помощь родителям в правильной организации воспитания детей, опираясь на русские народные традиции. Взаимодействие с родителями способствует обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями можно изготовить русские народные украшения, шапочки, праздничную одежду и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.
А также организовать совместные с детьми и родителями фотовыставки, выставки рисунков и других работ. Родители становятся участниками праздничных действий вместе со своими детьми.
Для выявления семейных традиций можно провести опрос родителей по теме «Традиции нашей семьи», проводить индивидуальные беседы с родителями, другие мероприятия, такие как «Творческая гостиная», родительские собрания, где идеи и опыт народной педагогики являются предметом обсуждения. А педагоги детского сада в свою очередь помогают родителям в овладении народной мудростью, корректируют совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.
Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:
- создание и развитие семейных традиций
- наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности
- постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям
- владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;
- постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм, праздникам и т.д.
Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствуют развитию у детей художественного вкуса, создают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.
Подводя итог значению деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:
- Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволяет объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.
- Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создаёт основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.
- Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменяет не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя.
Что же даёт использование фольклора для художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка?
- умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ
- пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства
- освоение выразительных возможностей музыкального материала, умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности
- умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.
Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.
Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "
Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Консультация "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей ребенка"
Народные песенки и потешки для детей 2-4 лет....

Фольклор, как одно из средств развития музыкальных способностей у дошкольников
Фолклор как одно из средств развития музыкальных способностей у дошкольников...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей (доклад на родительском собрании)
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей(доклад на родительском собрании)...

Консультация "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей"
Консультация...

«ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом....

Фольклор, как средство развития музыкальных способностей дошкольников»
Цель: на основе фольклорного материала создать условия для развития у детей музыкальных способностей.Задачи:• Расширять представления детей о музыкальном фольклоре как о виде искусства путе...