НОД Квест-занятие "В гости к казакам"
план-конспект занятия (средняя группа)

Бердышева Екатерина Евгеньевна

Казак – это свободный  мужчина защитник, воин. Казаки были люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые. Казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она воспитывала детей, вела домашнее хозяйство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_kazachestvu_avtosohranennyy.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе : «В гости к казакам»

Цель: Создание условий для познавательного развития дошкольников через ознакомление с историей казачества.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей об истории своей малой Родины;
- закреплять знания о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о семейных отношениях;

- закрепить знания о казачьей кухне;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;
- расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим;

Методические приемы: показ, объяснение, беседа, продуктивная деятельность.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, продуктивная.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова: курень, казаки, плетень, чугунок, Любо, Здорово дневали, папаха, шашка.

Предварительная работа с детьми:  рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков, рассматривание народных костюмов казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Оформление макета «Казачий дворик», изготовление альбома «Одежда казаков», Чтение народных казачьих сказок, прослушивание казачих песен и напевов «Ой-ся, ты-ойся», «Гимн Донского казачества», «Ой при лужку, при лужку». Знакомство с казачим разговорником донских казаков.

Наглядный материал, оборудование: Убранство казачьего куреня с элементами быта; макет казачьего двора, обнесенный плетнем, бумажные казак с казачькой в  костюмах; 8 шт. конвертов с разрезной картинкой символики Всевеликого Войска Донского; солёное тесто для лепки вареников, игрушечный сундучок.

Ход занятия:

Воспит: Ребята скажите, кто такие казаки? Ответы детей.

Казак – это свободный  мужчина защитник, воин. Казаки были люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые. А казачка это кто? Ответы детей. Казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она воспитывала детей, вела домашнее хозяйство.

Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в гости к казакам.

1наша остановка  Говорим  как казаки

У  казаков есть свои особенности разговора. Встретились как то раз два молодых  казака и поздоровались. Ребята  как здороваются казаки? Ответы детей. (Здорово дневали!) воспитатель наклеивает на доску два казака

 Понравилась новая рубаха казака другому и он громко сказал…. Что говорили казаки когда что то одобряли? Ответы детей(Любо!) 

Казаки жили большими семьями, как назывались дома в которых жили казаки? Ответы детей(курень) воспитатель наклеивает картинку с куренью

Возле курени было казачье подворье,  которое огораживалось забором, в знаете ли вы как будет по казачи забор? Ответы детей(плетень)воспитатель наклеивает картинку плетени

Молодцы ребята вижу вы хорошо знаете особенности казачего говора.

2 наша остановка – это символика Всевеликого Войска Донского.

Восп: У казаков есть своя символика это флаг, герб и гимн. Флаг Войска Донского состоит из трех горизонтальных полос синего, желтого и красного цвета. (Воспитатель наклеивает картинку  флага) Столицей донского казачества считается город Новочеркасск. Я предлогаю вам собрать картинки флага.

Дается задание собрать картинку флага. (индивидуальные разрезные картинки)

Каждый цвет полосы имеет свое значение. Назовите, пожалуйста что означает полоса синего цвета? Ответы детей (реку Дон) Что означает желтый цвет?(степь) 

Восп: Красный цвет означает Волю, силу духа казаков!

Переходим к остановке Загадочной, а называется она так потому что сейчас мы будем отгадывать загадки про казаков.

3 остановка Загадочная

На каждый ответ клеится соответствующая картинка

Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/

В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. 
                /шашка /    

Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело? 
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
                /конь/

Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало.

         \печь\

 Воспит: Молодцы ребята, все загадки разгадали.

4 остановка Кафе «Станичное»

Восп: Донские казаки были очень гостеприимные люди, гостей всегда чем-то угощали.

Еду казачки готовили в печи. Любимое блюдо казаков, которое было на столе почти каждый день это вареники. Готовили их с разными начинками картошкой и укропом, с вишней, с творогом, с клубникой, с грибами, с малиной. Сегодня и мы свами приготовим казачьи вареники.

(лепка вареников, звучит народная песня «варенички» )

Какие аппетитные варенички у нас с вами получились!

Восп: Дети, а что это за сундучок тут у нас стоит это не ваш? Значит это казаков! А что хранили в сундуках казаки? Ответы детей: одежду. 

Верно! Обычно в сундуке у казаков хранится одежда. Одежда казаков, дети, очень древняя, шилась вручную, её украшали вышивкой, рюшами. А ещё одежда была простая и удобная. А удобная для того, чтобы казаку было легче садиться на коня. Воспитатель достает из сундука казака и казачку клеит на доску Посмотрите у нас получился настоящий казачий двор!  Оказывается в сундуке не только одежда, но и красивые капельки для наших будущих казачат. Я надеюсь, что, когда вы подрастете, вы тоже будите охранять и защищать нашу страну, наш край родной, чтобы все мы жили спокойно и радостно.

- «Казаку честь Родину беречь» 

  - «Казаку мила родная сторона» 

  1

  - «Терпи казак – атаманом будешь» 

  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  казака

- «Казаку честь Родину беречь» 

  - «Казаку мила родная сторона» 

  1

  - «Терпи казак – атаманом будешь» 

  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  казака

- «Казаку честь Родину беречь» 

  - «Казаку мила родная сторона» 

  1

  - «Терпи казак – атаманом будешь» 

  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  казака

- «Казаку честь Родину беречь» 

  - «Казаку мила родная сторона» 

  1

  - «Терпи казак – атаманом будешь» 

  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  казака

«Казаку честь Родину беречь» 

  - «Казаку мила родная сторона» 

  1

  - «Терпи казак – атаманом будешь» 

  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  к

«Казаку честь Родину беречь» 

  - «Казаку мила родная сторона» 

  1

  - «Терпи казак – атаманом будешь» 

  Сегодня  мы  поговорим  с  вами  о  к

«Будь трудолюбив, не бездействуй». Почему так говорят? 

  Каждый казак должен работать, чтобы его семья жила в  достатке. На

Кубани детей с детства приучали к работе. Наши предки считали, что если не

приучить ребенка к труду, то из него воспитаешь вора. 

  Так родились пословицы о труде: 

  - Труд казака кормит, а лень портит. 

  - Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

  - Землю красит солнце, а человека – труд. 

8. Береги семью свою, будь ей примером. 

  Семья  в  жизни  казака  занимала  одно  из  самых  главных  мест.  Глава

семьи  –  отец,  он  должен  воспитывать  своих  детей  честными,  смелыми  и

добрыми. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее. 

  - Какие пословицы о семье вы знаете? 

  - «Отец сказал – закон», «Семейное согласие всего дороже» 

 3

  - Жизнь сладка, коль семья крепка», «Вся семья вместе, так и душа на

месте» 

  - Вот мы и познакомились с основными казачьими заповедями

«Будь трудолюбив, не бездействуй». Почему так говорят? 

  Каждый казак должен работать, чтобы его семья жила в  достатке. На

Кубани детей с детства приучали к работе. Наши предки считали, что если не

приучить ребенка к труду, то из него воспитаешь вора. 

  Так родились пословицы о труде: 

  - Труд казака кормит, а лень портит. 

  - Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

  - Землю красит солнце, а человека – труд. 

8. Береги семью свою, будь ей примером. 

  Семья  в  жизни  казака  занимала  одно  из  самых  главных  мест.  Глава

семьи  –  отец,  он  должен  воспитывать  своих  детей  честными,  смелыми  и

добрыми. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее. 

  - Какие пословицы о семье вы знаете? 

  - «Отец сказал – закон», «Семейное согласие всего дороже» 

 3

  - Жизнь сладка, коль семья крепка», «Вся семья вместе, так и душа на

месте» 

  - Вот мы и познакомились с основными казачьими заповедями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности для второй младшей группы "В гостях у казака"

Занятие проведено в рамках внедрения национального компонента в образовательную программу ДОУ...

Конспект развлечения по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «В гостях у казака»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к донскому фольклору.Задачи:ü Воспитывать у детей интерес к родному краю;ü Развивать чувство юмора и умение веселиться;ü Совершенствовать исполнительные нав...

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «В гости к казакам».

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям Кубани....

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"

Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"...

Конспект НОД по знакомству с жизнью, бытом и культурой казачества «В гости к казакам» в подготовительной группе. Составитель: Ушакова М.А.

Данный материал поможет педагогу познакомить воспитанников с жизнью, бытом и культурой казачества....

В гостях у казаков.

Реализация регионального компонента в дошкольных учреждениях сейчас очень актуальна.  Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. В общем, мы хотим ...