Культурно-образовательный проект «Белые ночи Санкт-Петербурга»
статья

Жукова Ирина Евгеньевна

Мы с вами живем в одном из красивейших городов мира, богатом своей культурой и историей, - Санкт-Петербурге. Нашим детям посчастливилось родиться и жить в этом городе.  Мы, педагоги, помогаем им узнать и полюбить свой город, и с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами. Дети живут в городе «Белых ночей», и не знают что это такое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukova.docx170.55 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-образовательный проект

«Белые ночи Санкт-Петербурга»

Актуальность 

Мы с вами живем в одном из красивейших городов мира, богатом своей культурой и историей, - Санкт-Петербурге. Нашим детям посчастливилось родиться и жить в этом городе.  Мы, педагоги, помогаем им узнать и полюбить свой город, и с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами. Дети живут в городе «Белых ночей», и не знают что это такое.

Идея 

Знакомство детей с природным явлением «Белые ночи» с помощью средств искусства и собственного художественного творчества.

Цель: Расширение представлений старших дошкольников о достопримечательностях нашего города, знакомство детей с таким явлением как «Белые ночи» средствами арт-практик.

 Задачи: 

Визуализировать  петербургские объекты культурного наследия в условиях «Белых ночей».

Формировать представления детей о силуэтах городских архитектурных достопримечательностях.

Создать образы  архитектурных объектов либо памятников, и выразить их через театр теней.

Изобразить «Белые ночи» с помощью средств выразительности.

Адресная группа:

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Связь с образовательной программой. 

В каждой образовательной программе есть региональный компонент. Знакомство детей с родным городом, неотъемлемая часть любой образовательной программы. Этот культурно-образовательный проект может быть частью большой  образовательной работы с дошкольниками. Которая поможет формировать у детей любовь к родному городу, вызывать познавательный интерес к его прошлому и настоящему, и к изучению памятников культуры и искусства нашего города. Он  разделен на три части. В первой части детям предлагается рассмотреть картины, и на примере живописи, с помощью фасилитированной дискуссии  узнать о феномене «Белых ночей». Вторая часть занятия, включает в себя просмотр презентации с обсуждением неба и достопримечательностей города, а также практику «Выбирать силуэт в соответствии с достопримечательностью». Третья часть занятия позволяет взглянуть на архитектурные объекты с художественно-культурологической точки зрения, передавая их образы через практику проигрывания коротких этюдов с помощью театра теней. Затем выразить свое настроение, нарисовать «Белые ночи» с помощью средств выразительности.

Содержание культурно-образовательной практики. 

Предварительная работа.

 Знакомство детей  с достопримечательностями родного города невозможно без предварительной подготовки, и не позволит им глубоко проникнуться культурой своего города.  

Рассматривание альбомов, иллюстраций с видами Санкт-Петербурга, для знакомства детей с дневными обликами достопримечательностей города и сравнение их с силуэтами к этим же объектам.

Заучивание стихов, песен с историческими названиями.

Чтение детской литературы о Санкт-Петербурге.

С родителями.

Дети выбирают архитектурный объект, который им нравится, и с которым они хотели бы работать. Ребята с родителями проводят исследование «Как бы здание рассказало о себе». Такое задание могут выполнить несколько ребят.

Особенности организации практики.

Занятие можно проводить как в подгруппах по 10 человек, так и для всей группы.

Демонстрационный материал.

Иллюстрации формата А3, при наличии мультимедийного оборудования иллюстрации выводятся на экран по одной.

Раздаточный материал.

Альбомные листы формата А4 с изображением черных силуэтов достопримечательностей Санкт-Петербурга, акварель, кисти, подставка под кисти, тряпочка, баночка, вода, индивидуальные клеенки.

Дидактический материал.

Театр теней, силуэты архитектурных объектов Санкт-Петербурга.  

Ход занятия

Часть I

Дети заходят в группу, занимают удобные места. Педагог начинает беседу с детьми с вопроса: «Знают ли они, что такое «Белые ночи»?

Педагог принимает ответы детей и подводит итог.

Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства (Приложение 1)

•        Владимир Леонтьев «Белые ночи»

•        Николаев Борис

На экране появляются последовательно, с интервалом в 0,5 мин., две картины. Далее обе картины демонстрируются одновременно. Педагог задает вопросы: «Что вы видите?», «Где это происходит?», «Это один и тот же город, или разные города?», «Когда это происходит?». Воспитатель делает выводы из ответов: «Да вы правы, это наш город Санкт-Петербург. Нева, разведенные мосты, которые разводят только ночью. Вдали очертания ростральных колон и силуэты зданий.  А светло, как вечером или утром».

Затем педагог объясняет, на примере живописи, что такое белые ночи. В темное время суток должно быть по-настоящему темно. Но феномен белых ночей опровергает данный закон: на протяжении некоторого времени небо остается поразительно светлым, так как солнце недалеко заходит за линию горизонта. Вместо ночи мы видим сумерки, плавно перетекающие в утро.

Белые ночи — это визитная карточка нашего города. Множество туристов приезжают в начале лета в Санкт-Петербург, чтобы прогуляться по величественным набережным, полюбоваться знаменитым разводом мостов и посетить различные культурные мероприятия. И все это под удивительно светлым, почти утренним небом.

Часть II

Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране презентацию с фотографиями достопримечательностей Санкт-Петербурга в белые ночи. Предлагает ответить на вопросы: «Что они видят на экране?», «Знакома детям эта достопримечательность, или памятник?», «Видели ли они его раньше или видят в первый раз?», «Как называется?», «Кто-то вспомнит, где находится этот памятник или достопримечательность?».

Педагог выслушивает ответы детей и подводит итог.

Педагог обращает внимание детей на небо и солнце. Какие цвета заката передает нам фотография? С какой стороны солнце заходит за линию горизонта, там  светлее изображение. В то же время, когда солнце касается линии горизонта, нам хорошо видно силуэты зданий и памятников.

С детьми проводится практика «Найди силуэт», суть которой заключается в следующем: ребенок на экране видит  достопримечательность или памятник, и определяет соответствующий силуэт из предложенных вариантов.

Часть III

Педагог предлагает детям выбрать несколько силуэтов объектов и говорит: «Представьте себе, что эти здания живые. Как вы думаете, как бы они выглядели? Это мальчик или девочка? Сколько им может быть лет? Какой у них характер? Каким голосом они бы разговаривали?»

Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их перефразируя.

Педагог предлагает детям, которые провели дома исследовательскую работу, показать историю «Встреча в городе…» с использованием театра теней.

Продуктивная деятельность

Педагог предлагает детям поразмышлять: «Может ли наше настроение зависеть от цвета неба? Как небо влияет на наше настроение? Можем ли мы передать свое настроение, через цвет неба в рисунках? Педагог выслушивает ответы детей и предлагает ребятам создать свою «Белую ночь». Ребятам предлагается по желанию выбрать альбомный лист с изображением силуэта достопримечательности Санкт-Петербурга (формат А4). Дети работают. В конце продуктивной деятельности дают название работам и рассказывают об   эмоциях и настроении во время работы.

Воспитатель предлагает детям организовать выставку работ к Дню рождения Санкт-Петербурга.

Вывод

Культурно-образовательный проект помогает детям расширять кругозор, развивать познавательную активность к петербургскими объектами культурного наследия. Театр теней позволяет получить от детей эмоциональный отклик.  Изобразительная деятельность ребенка выражает его личные ощущения и передает его настоящее настроение. Проект может быть продолжен другими темами о Санкт-Петербурге. Например, тема мостов, которых очень много в нашем городе.

Приложение 1

Репродукции произведений изобразительного искусства

для рассматривания и обсуждения

Владимир Леонтьев «Белые ночи»

Николаев Борис

https://apf.attachmail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16218954751586079640;0;8&exif=1&full=1&x-email=iriska1403%40mail.ru&rid=2187105601199257521231320953428162572

https://apf.attachmail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16218954751586079640;0;10&exif=1&full=1&x-email=iriska1403%40mail.ru&rid=44442969424712765792126552237243310829


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Культурно-образовательная практика на тему "Маршрут выходного дня в Санкт-петербурге"

Культурно-образовательная практика на тему игра –путешествие «Люби и знай свой район» проводилась в младшей группе для улучшения взаимодействия между участниками образовательного про...

Феномен «Белых ночей» Санкт-Петербурга как элемент регионального компонента

У каждого города есть своя визитная карточка. Есть то место или явление по которому он хорошо узнаваем и то, о чем вспоминает человек в первую очередь услышав название города. Для Санкт-Петербурга это...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...