Конспект ООД "Моя республика Башкортостан"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Филиал № 1 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: "Познавательное развитие"
Раздел: Ознакомление с социальным миром
Тема: "Моя республика Башкортостан"
Выполнил:
воспитатель филиала № 1 МАДОУ
детский сад № 5 с. Субханкулово
Урусова Ольга Павловна
Педагогический стаж: 17 лет
Имеющаяся категория: первая
г. Туймазы, 2021 год.
Цель: формировать интерес к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первичные представления детей о малой родине;
- способствовать формированию знаний воспитанников о государственной символике;
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми, музыкальными инструментами;
- продолжать формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре.
Развивающие:
- развивать ценностное отношение к символике;
- развивать память, сообразительность, находчивость;
- развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
- обогащать словарный запас и расширить кругозор;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику;
- воспитывать культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре.
Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Художественно – эстетическое развитие".
Методические приемы: словесный (беседа, загадки, поговорки, стихотворения), ИКТ - слушание музыки "Гимн Республики Башкортостан", "Мелодия курая"), наглядный (костюмы народов Башкортостана, фотографии флага и герба Республики Башкортостан, фотография Башкортостана с высоты птичьего полета, городов Республики Башкортостан, юрты, фотографии достопримечательностей г. Туймазы), игровые (игровизор "Найди герб и флаг Республики Башкортостан", дидактическая игра "Башкирский узор", башкирская подвижная игра "Юрта").
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание карты Республики Башкортостан, альбома "Чем богата Башкирия", разучивание стихотворений о Башкортостане.
Словарная работа: марийцы, чуваши, Юрюзань, Караидель, Инзер, Стерлитамак, Иремель, Караташ, Янгантау, кочевой народ, кочевали.
Средства реализации: макет соцветия курая, проектор, ноутбук, дидактическая игра "Собери башкирские узоры", платки и стулья для башкирской подвижной игры "Юрта", игровизор "Найди герб Республики Башкортостан", игровизор "Найди флаг Республики Башкортостан", фломастеры, соцветия курая (по количеству детей).
ХОД
(Под музыку курая входит воспитатель, одетый в башкирский национальный костюм.)
Воспитатель: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!
Воспитатель: Дети, посмотрите, в каком нарядном костюме я сегодня к вам пришла. Скажите пожалуйста, костюм, какого народа на мне надет?
Ответы детей: На вас надет костюм башкирского народа.
Воспитатель: А где проживает башкирский народ?
Ответы детей: В Башкортостане
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана?
Ответы детей: Башкиры, татары, русские, марийцы, чуваши (индивидуальные ответы детей).
(Слайд народов, живущих в Башкортостане.)
Воспитатель: Правильно, народы разных национальностей населяют нашу республику, и живут они дружно, уважая друг друга, в любви и согласии.
(Слышится грустная мелодия - игра на курае.)
Воспитатель: Дети, вы слышите музыку?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Мелодию, какого музыкального инструмента, вы слышите?
Ответы детей: Мелодия курая. (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Мелодия грустная, правда, дети? У цветка курая беда. Сильный ветер сорвал с него лепестки и разнес их по земле. Цветок Курая просит помощи у нас. Поможем?
Ответы детей: Да! (хоровые ответы детей).
Воспитатель: А для этого нам нужно выполнить 7 заданий и собрать все лепестки курая. Вы готовы?
Ответы детей: Да! (хоровые ответы)
(Дети садятся за столы на стулья)
Воспитатель: Дети, а вот и первое задание.
Воспитатель: Назовите столицу Республики Башкортостан.
Ответы детей: Столица Республики Башкортостан - город Уфа (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Когда празднует свой день рождения Республика Башкортостан?
Ответы детей: День рождения Республики Башкортостан 11 октября. (Индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Правильно, дети. 11 октября 1991 года Республика Башкортостан стала суверенной, то есть самостоятельной Республикой в составе Российской Федерации.
Воспитатель: справились с первым заданием.
Воспитатель, вывешивает лепесток на доске на соцветие курая.
Воспитатель: Дети, а вот и второе задание.
Воспитатель: У каждой Республики есть свои государственные символы. А какие у нашей республики, кто мне скажет?
Ответы детей: Флаг, герб и гимн.
Воспитатель: Задания на игровизорах. Дети, вам необходимо найти флаг и герб Республики Башкортостан.
(Дети берут игровизоры находят и отмечают на них фломастером флаг и герб Республики Башкортостан.)
Воспитатель: (показывает слайд с государственной символикой: флаг и герб). Дети, проверьте, правильно ли вы нашли флаг и герб Республики Башкортостан. (Убирают игровизоры на край стола)
Воспитатель: Дети, кто изображен на фоне восходящего солнца?
Ответы детей: Это Салават Юлаев на коне (индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Верно. Кем является Салават Юлаев для башкирского народа?
Ответы детей: Это национальный герой, поэт, воин, джигит.
Воспитатель: Посмотрите сколько цветов у флага нашей республики?
Ответы детей: Он трехцветный: синий, белый, зеленый. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что обозначают цвета на флаге?
Ответы детей: Синий - это безоблачное небо, белый - чистота души народа, зеленый-вера в жизнь. (Индивидуальные ответы детей).
Ребенок:
«Флаг моей республики»
Три цвета на полотнище – зеленый, белый, синий.
Цвет синий – это ясность помыслов и чистота…
И рек башкирских чистая вода!
Цвет белый – миролюбие, открытость…
Зеленый – это цвет свободы, вечной жизни,
Как зелены холмы, леса, луга.
Ф. Губайдуллина.
Воспитатель: Третий государственный символ – это гимн. А что это?
Ответы детей: Торжественная песня. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Дети, а когда звучит эта торжественная музыка?
Ответы детей: На торжественных мероприятиях, праздниках, в особых случаях.
Воспитатель: А как слушают гимн?
Ответы детей: Гимн слушают стоя и молча. (Индивидуальные ответы детей).
(звучит гимн Республики Башкортостан. Дети слушают стоя).
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием.
Воспитатель вывешивает лепесток на соцветие курая.
Воспитатель: Дети. интересно, какое третье задание.
Воспитатель: Игра «Собери башкирский узор».
(Дети работают в паре за столом. Каждая пара собирает свой башкирский узор, под мелодию курая.)
Воспитатель: Какие красивые, яркие узоры у башкирского народа. Молодцы, дети! Все собрали свои узоры.
Воспитатель вывешивает лепесток на соцветие курая.
Воспитатель: Четвертое задание. Наш край очень красив. Дети, если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то что можно увидеть?
(Слайд: фото с изображением РБ с высоты птичьего полета).
Ответы детей: горы, леса, реки.
Воспитатель: Дети название, каких рек республики Башкортостан вы знаете?
Ответы детей: река Дема, Юрюзань, Караидель, Белая, Уфа, Инзер. (Индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Дети, а горы вы знаете?
Ответы детей: Уральские горы, Иремель, Караташ, Янгантау. (Индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Как много вы знаете! Хорошо! Справились с заданием.
Воспитатель вывешивает лепесток на соцветие курая.)
Воспитатель: Следующее, пятое задание.
Воспитатель: Дети, а какие города Башкортостана вы знаете? Назовите их.
Ответы детей: город Уфа, Белебей, Октябрьский, Туймазы, Салават, Стерлитамак, Белорецк, Бирск. (Индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Дети, предлагаю вам посмотреть на экран, какие еще города республики мы не назвали.
(Слайд: фото с городами Республики Башкортостан)
Воспитатель: Дети, как называется наше село?
Ответы детей: село Субханкулово. (Индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель: Рядом с каким городом оно находиться?
Ответы детей: Город Туймазы. (Индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель: Дети, какие достопримечательности города Туймазы вы знаете?
Ответы детей: Парк, Родина, Туймазы - Арена (Индивидуальные ответы детей).
(Слайд: фотографии достопримечательностей г. Туймазы).
Воспитатель: Предлагаю посмотреть на достопримечательности города Туймазы. Мечеть «Аль - Фатиха», «Парк культуры и отдыха», «Аллея Героев Великой Отечественной войны», «Туймазинский историко-краеведческий музей», «Дворец культуры Родина», «Ледовый комплекс Туймазы – Арена», «Туймазинский татарский драматический театр», памятник «Паровоз», мемориал «Скорбящая мать», памятник «Участникам локальных воин и ликвидаторам техногенных катастроф», памятник «Воинам красногвардейцам».
Воспитатель: Справились и с этим заданием.
Воспитатель вывешивает лепесток на соцветие курая.
Воспитатель: Шестое задание.
Воспитатель:. А вы знаете, что башкиры в давние времена были кочевым народом, они постоянно переезжали с места на место, т. е. кочевали. Поэтому дома их были не прочными и быстро легко собирались, Кто знает, как они назывались?
Ответы детей: Юрта. (Слайд Юрты)
Воспитатель: Взрослые каждый день выезжали на ясные поляны, чтобы пасти стада. А дети бегали вокруг юрты и играли в разные игры. Одна из них так и называется «Юрта», в которую мы сейчас с вами поиграем.
Подвижная игра «Юрта» муз. Ф.Гершовой.
Проводится игра: Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок. (Дети играют 1 раз)
(Дети садятся за столы)
Вывешивают лепесток на соцветие курая.
Воспитатель: Последнее, седьмое задание.
Воспитатель: Дети, предлагаю отгадать башкирские загадки:
Летом не устает - снег зимой в поле мнет.
Ответы детей: Лошадь. (Индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель: У Агая в саду домики на виду
Носит его дочь сладости день и ночь.
Ответы детей: Мед, улей. (Индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель: Кроме загадок, есть много башкирских пословиц. Послушайте.
Воспитатель: Батыр без ран не бывает. Дети, а как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей: хоровые и индивидуальные ответы
Воспитатель: Означает, что героями, так просто не становятся, это достигается трудом, умом и победами…а они (победы) только в схватке с «противниками».
Воспитатель: Дети, что означает эта башкирская пословица? Там, где наступает старательный человек - огонь горит.
Ответы детей: хоровые и индивидуальные ответы
Воспитатель:Эта пословица означает, что человек, приученный к труду, может сделать все.
(Вывешивается последний листок курая.)
Воспитатель: Вот и последнее задание выполнено. Собраны все лепестки цветка курая.
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня говорили?
Воспитатель: Какое задание для вас было сложным?
Воспитатель: Какое задание для вас было легким?
Воспитатель: Какое задание было интересным?
Воспитатель: В благодарность за оказанную помощь соцветию курая, и на память о нашем занятии вам подарю маленькие цветы курая. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия для подготовительной группы ко дню Республики Башкортостан "Цвети, Республика моя!"
конспект открытого мероприятия для подготовительной группы...

Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан
Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...

Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.Вид проекта: познавательныйТип проекта: до...

«Требования к конкурсу на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
В целях повышения престижа педагогической профессии, стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности и государственной поддержки молодых педагогов дошкольных образовательных организа...

"Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
1. Заявление на рассмотрение документов для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан...

"Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
1. Заявление на рассмотрение документов для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республи...

"Грант Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
Вариативное и многофункциональное пособие – «Музыкальный мобиль» «Родина моя- Башкортостан», предназначен для художественно-эстетического развития детей с младшего дошкол...
