Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы
методическая разработка (старшая группа)

Агапова Татьяна Викторовна

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы

Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа

Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей чая и традициями русского чаепития и гостеприимства;

-  расширять знания детей о традициях и обычаях наших предков;
- учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, русскую культуру;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям;

- формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками

Оборудование: старинный самовар, обвешанный баранками, современные самовары, заварные чайники, посуда для чая, розетки с вареньем, сладости, различные сорта чая, костюмы для детей (китайский, японский, русский, узбекский), проектор, книжная выставка – “Вместо лекарств – чай”; репродукции картин о чаепитиях в России: Бакшеев В.Н. “Житейская проза”, Волосков А.Я. “За чайным столом”, Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем”; презентация «Матрешки» с музыкальным сопровождением

Предварительная работа: беседы о традициях чаепития в семье воспитанников; заучивание стихотворений, песен, подготовка костюмов; оформление выставки «Вместо лекарств – чай», подбор посуды и угощений для чаепития; дидактическая игра «Угадай по вкусу»; продуктивная деятельность: рисование «Самоварные узоры»; рассматривание иллюстраций из серии «Тульские самовары»; чтение К. Чуковский «Муха цокотуха».

Группа украшена большими раскрашенными картонными самоварами; выставка «Вместо лекарств – чай».

Ход развлечения

Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни “Чай, чай, русский чай…”.
Воспитатель: Вы любите пить чай? Что к чаю можно поставить на стол?

Приглашаю вас на «чайные» посиделки. Согласны?  В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. С давних времен чаепитие на Руси было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки! Обычно чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Традиции чаепития, и чайные церемонии каждый народ хранит и поддерживает уже не одно столетие.


1 ребенок: Мы расскажем о важном событии,
Вы, наверно, не знали о нем:
Есть такой ритуал чаепития!
Что хватаем стаканы и пьем?


2 ребенок: Нет, стаканы хватать не положено,
Чайный есть для друзей этикет,
Научится не так уж сложно,
Вот придумали званый банкет!


3 ребенок: И у многих народов в традиции
Чаем щедро гостей угощать.
За морями, лесами, границами,
Будем щедро друзей навещать.


4 ребенок: Мировая культура прославила
Древний способ общаться – пить чай,
И везде ритуалы и правила,
Вместе с нами, дружок, изучай.

Воспитатель: Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные. Ребята, а что вы знаете о чае?


5 ребенок: Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.


6 ребенок: Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.


7 ребенок: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.


Воспитатель: А вот откуда появился чай мы сейчас и узнаем от наших гостей (дети подготовительной группы)


Входит девочка – китаянка: Здравствуйте, я из Китая. Чай – это китайское слово. Чай ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. У нас любят зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Входит девочка – японка: Здравствуйте, ребята. Привет вам из страны Восходящего солнца. У нас очень любят чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. Еще на Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду. Во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Входит девочка – узбечка: Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду. Пьют у нас чай из пиалы с фруктами, сухофруктами, сладостями. У нас не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома. 

Воспитатель: Действительно, ребята, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Начиная с 8 века, чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать.


Воспитатель: а как же чай попал в Россию? Нам расскажет Саша. 
Саша: Русский царь М.Ф. Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю. Хан в ответ подарил царю дары, а также – 200 пакетов с надписью «Бахча». Русские послы, возвратившись в Москву, с опаской передали царю пакеты с сушеными листьями. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил отвар и подтвердил, что ему стало легче. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. В России первое время были и противники чая. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Ну а для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Песня «Раз привез мне барин чаю» (видео просмотр)


Воспитатель: Чтобы не случалось таких курьезных случаев, секретами заварки с нами поделится Ульяна
Ульяна (Рассказывает и показывает).

В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он, какой полезный! Чай заварить - непростое искусство! Сейчас я вам расскажу, как правильно заваривать чай. Заваривать чай следует свежей кипяченой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т.е. закипит белым ключом. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают. Черный чай настаивают 3 – 5 минут, зеленый – 5 – 8, зачем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя. Чай готов. Приятного аппетита.


Воспитатель: Привыкли и на Руси к чаю! И умели его вкусно заваривать. Для этого использовали душистые, целебные травы.
Игра «Определи по запаху, что добавлено в чай».
игра «Определи на вкус, что добавлено в чай».
(Предлагается чай с лимоном, молоком, вареньем и т.д Дети с завязанными глазами должны определить на вкус, что добавлено в чай.)


Входят девочка и мальчик в русских костюмах. Он на вышитом полотенце держит хлеб-соль, она на подносе чашку с ароматным чаем.

Вместе: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. 
мальчик: Дорогих гостей встречаем 
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!


девочка: Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Милости просим на чашечку чая!
Рады мы всех пригласить,
Чаем вволю напоить!


Воспитатель: На Руси любили пить чай из самовара. Он был самым главным на столе и собирал вокруг себя всю семью, создавая атмосферу уюта и спокойствия. Еще его называли генералом. В наши дни самовар считается таким же традиционным сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
Воспитатель: Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси.
Хорошо чайку попить,
О пользе чая говорить.
А теперь пора сыграть
Свою радость показать! 

Музыкальная игра «Снежок» (у кого останется снежок, исполняет под народную музыку танцевальные народные движения, другие дети повторяют)

Посмотрите на эту выставку предметов, определите те предметы, которые можно использовать для чайной церемонии (на столе разные предметы), объясните, почему.

Вам было интересно?  Много нового вы узнали о чайной церемонии, что еще хотели бы узнать о чае и самоварном чаепитии?

Воспитатель: Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения с родителями и детьми старшей группы «Путешествие на остров Здоровья»

Познакомить родителей с игровыми и обучающими приёмами в вопросах воспитания у дошкольников культуры здорового образа жизни....

Конспект досуга по физической культуре "Сахалин - родина моя" совместно с детьми подготовительной группы и детьми начальной школы

Данное мероприятие проводилось в рамках приемственности дошкольного и начального образования. Представлен физкультурный досуг с интеграцией образовательных областей....

Конспект спортивного развлечения во второй младшей группе в рамках недели здоровья «Зимние забавы» (совместно с детьми подготовительной группы «Стрекозки»)

Конспект спортивного развлечения во второй младшей группе в рамках недели здоровья «Зимние забавы»(совместно с детьми подготовительной группы «Стрекозки»)...

Конспект спортивного развлечения во второй младшей группе в рамках недели здоровья «Зимние забавы» (совместно с детьми подготовительной группы «Стрекозки»)

Конспект спортивного развлечения во второй младшей группе в рамках неделиздоровья «Зимние забавы»(совместно с детьми подготовительной группы «Стрекозки»)...

Конспект развлечения «Встречаем Новый год вместе!» совместно с родителями и детьми старшей группы.

Конспект развлечения «Встречаем Новый год вместе!»совместно с родителями и детьми старшей группы....

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы...