Сценарий театральной постановки «Дюймовочка». Для детей старшей и подготовительной группы По мотивам одноименной сказки Г.Х.Андерсена.
методическая разработка (старшая группа)

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

          Театрализованная постановка «Дюймовочка» для детей старшего дошкольного возраста  состоит из восьми действий, общей продолжительностью 30 минут. Текст инсценировки на бурятском и русском языках. Музыкальное сопровождение используется в диалогах сказочных героев, танцевальных номерах. Яркие костюмы сделают спектакль красочным и незабываемым. По ходу сценария герои танцуют несложные танцы, которые быстро разучиваются. Для оформления спектакля  необходимо изготовить большой цветок, в котором Дюймовочка, время от времени, будет находиться. Постановка сказки «Дюймовочка» адресована воспитателям, музыкальным руководителям, а также преподавателям бурятского языка дошкольных учреждений. В разработке сценария использованы материалы с сайта https://www.chitalnya.ru/work/7018.

         Актуальность разработки состоит в том, что  формирование    у детей интереса  к общению на бурятском  языке,   посредством его популяризации, органично и целесообразно начинать  именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы коммуникативной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Барагханский детский сад «Хараасгай»

671642, Республика Бурятия, у. Барагхан, ул. Ленина, 35Е,  тел.: 8 (30149)92-2-52

Сценарий

 театральной постановки  

«Дюймовочка».

Для детей старшей и подготовительной группы

По мотивам одноименной  сказки Г.Х.Андерсена.

        Выполнил: Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна                                                        воспитатель высшей квалификационной категории

2019г.

          Театрализованная постановка «Дюймовочка» для детей старшего дошкольного возраста  состоит из восьми действий, общей продолжительностью 30 минут. Текст инсценировки на бурятском и русском языках. Музыкальное сопровождение используется в диалогах сказочных героев, танцевальных номерах. Яркие костюмы сделают спектакль красочным и незабываемым. По ходу сценария герои танцуют несложные танцы, которые быстро разучиваются. Для оформления спектакля  необходимо изготовить большой цветок, в котором Дюймовочка, время от времени, будет находиться. Постановка сказки «Дюймовочка» адресована воспитателям, музыкальным руководителям, а также преподавателям бурятского языка дошкольных учреждений. В разработке сценария использованы материалы с сайта https://www.chitalnya.ru/work/7018.

         Актуальность разработки состоит в том, что  формирование    у детей интереса  к общению на бурятском  языке,   посредством его популяризации, органично и целесообразно начинать  именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы коммуникативной компетенции.

Сценарий театральной постановки  «Дюймовочка».

Для детей старшей и подготовительной группы

По мотивам одноименной  сказки Г.Х.Андерсена.

Цель: Раскрыть творческий потенциал участников образовательного процесса через организацию совместной  театральной постановки.

 Задачи:

Формировать у детей речевые умения (аудирование, говорение) и навыки  (произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи.

Формировать устойчивый интерес к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Совершенствовать двигательные качества, навыки и пластическую выразительность в процессе музыкально – ритмической деятельности.

Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов используя двигательные, игровые импровизации.

Расширять творческие возможности детей, обогащать жизненный опыт; пробуждать умение сострадать, чувство справедливости.

Предварительная работа:

Подбор музыкального сопровождения представления согласно возрасту воспитанников, подбор наглядного материала (иллюстрации, мультфильм, картинки для раскрашивания, изготовление декораций и костюмов  для постановки; чтение сказки,  просмотр мультфильма, инсценировка сказки воспитанниками в группе с использованием настольного театра, разучивание ролей для представления.

С родителями воспитанников: помощь родителей в создании атрибутов и костюмов  к постановке.

Действующие лица:

Дюймовочка

Мама Дюймовочки (Дюймовочкын эжы)

Жаба  (Томо баха)

Сын Жабы  (Томо бахын хубуун)

4 Феи цветов (4 сэсэгэй дангинанууд)

Фея (Шэдитэ дангина)

Майский  жук (Майн сохо)

Полевая мышь (Худоогэй хулгана)

Крот (hохор мана)

Ласточка (Харассгай)

2 бабочки ( 2 эрбээхэйнууд)

2 жука (2 сохонууд)

Король эльфов ( Эльфнуудэй хаан)

 Действие 1. Дом матери Дюймовочки.

На середине сцены стоит большой бутафорский цветок с закрытыми лепестками. Неподалеку сидит  девочка в накидке и длинном платье (мама Дюймовочки). Звучит музыка (Фонограмма пьеса «Чувства» М. Олберта)  и заходит девочка в нарядном платье (Фея), в руках  у нее «волшебная палочка».

Мама Дюймовочки (обращается к Фее):  Би гансаараа байнам, намда ухибууд угы. Шэдитэ дангина, туhалыш намда! ( Я живу совсем одна, у меня нет детей. Помоги мне,  добрая  Фея!).

Фея (протягивает ей зернышко): Энэ урэhэ аба.Энээниие газар соо hуулгаарай, тиигээд саашань харахаш.(Вот тебе зернышко. Посади его в горшочек с землей и увидишь что будет дальше.)

Мама Дюймовочки: hайн даа, шэдитэ дангина! (Спасибо тебе, добрая  фея!)

Звучит музыка  (Фонограмма пьеса «Чувства» М. Олберта)  и Фея уходит. Мама Дюймовочки наклоняется  рядом с  цветком, как будто сажает зернышко. Звучит музыка (П.И.Чайковский «Вальс цветов») и цветок постепенно раскрывается. В середине цветка сидит девочка (Дюймовочка). Мама подходит к ней подает руки, помогает выйти из цветка. Под  музыку  они кружатся вдвоем, взявшись за руки.

Мама Дюймовочки: Хайрата Дюймовочка, ши эндэ хэбтээд амара. Углоодэр би шамайе хуршэнэртоо харуулхаб. Тэдэмни ямар гое басагатай болообши гэжэ баярлаха. (Милая Дюймовочка,  ты ложись, отдыхай. Завтра я покажу тебя своим соседям.  Они порадуются,  что у меня  появилась прекрасная  дочка).

 Мама  уходит. Дюймовочка ложится в середину цветка. Звучит  песня О.Юдахиной «Колыбельная Дюймовочки» в исполнении детского ансамбля «Домисолька». Входят четыре девочки (Феи цветов) в нарядных платьях, с цветами в руках. Головы  Фей украшены цветочными венками. Феи танцуют вокруг Дюймовочки. Дюймовочка засыпает, Феи уходят.

Действие 2. Болото.

Звучит музыка. Фонограмма «Greezy  frog». Подпрыгивая, заходят Жаба и сын Жабы, танцуют. Вдруг Жаба замечает Дюймовочку.

Жаба:  Ква-ква! Ямар hайхан басагам бэ! Манай намаг  соо иимэ гоехон басагад угы. Энэшни хубуунэймни hамган болохо! (Ква-ква! Какая красивая девочка! У нас на болоте нет таких красавиц.Она будет подходящей женой для моего сына.)

Жаба (обращается к сыну): Харалдаа хубуумни, ямар гое басагам бэ! Энэшни шинии hамган болохо! (Посмотри сынок, какая красивая девочка! Ты должен на ней жениться!).

Сын Жабы (квакает приседая): Ква-ква-ква!

Жаба: Юугээ ганса ква-ква гэнэбши! Бэшэ юумэ хэлэжэ шадахагуй шэнги! (Почему  ты только квакаешь! Как будто больше ничего не умеешь говорить!)

Сын Жабы (квакает приседая): Ква-ква-ква!

Жаба (угрожающе): Тэнэг хубуун! ( Глупый сын!)

В это время Дюймовочка просыпается.

Дюймовочка: Хаана байна гээшэбиб? Таа хэм та? (Где я? Кто вы?)

Жаба: Ши намаг соо байнаш. Би томо бахаб. Энэ минии хубуумни. Шамайе hамган  болгохоео hанана. (Я - Жаба.А это мой сын и он хочет на тебе жениться.)

Дюймовочка: Намайе табиит даа! Минии  намаг соо байха дурамни угы! (Отпустите меня,  пожалуйста. Я не хочу жить на болоте.)

Жаба (сердито): Ямар хашартаймши: Угы! Угы!  Энэ намаг - дэлхэй дээрэ эгээл гое газар! (Ну что ты  заладила: Не хочу, не хочу! Ведь болото это самое лучшее место на земле).

Дюймовочка «плачет».

Жаба (сердито):  Юугээ уйланабши?! Харыш – хубуумни ямар hайхан гээшэб! Энэ намаг соогоо  эгээл   гое хубуун!  (Ну что ты плачешь! Посмотри, какой красивый у меня сын! Самый лучший жених на нашем болоте!)

Сын Жабы: Ква-ква-ква! Тиимэ, тиимэ! (Ква-ква-ква! Да-да-да!)

Жаба: Харана гууш?! Ямар cэсэн, томоотой хубуун гээшэб! Ябая, хубуумни, турэ найрдаа бэлдэхэеэ!  (Вот видишь! Какой у меня умный и воспитанный сын. Пойдем сынок, готовиться к свадьбе!)

Звучит музыка. Фонограмма «Greezy  frog». Лягушки пританцовывая уходят.

Действие 3. Лесная полянка.

Звучит музыка. Фонограмма: «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова (фрагмент). Заходит мальчик  (Жук). Размахивая руками и жужжа обходит Дюймовочку осматривая ее.

Жук: Ж-ж-ж! Ямар hайхан басаган гээшэб! Ши хэмши? ( Ж-ж-ж! Какая красивая девочка! Кто ты?)

Дюймовочка: Би Дюймовочкаб. (Я - Дюймовочка)

Жук: Дюймовочка?  hамгамни болыш-ш-ш! (Дюймовочка?  Я хочу на вас  ж-ж-жениться!)

Жук падает на одно колено, подает ей руки.

Дюймовочка  смотрит на него.

Жук вскакивает и  высокомерно восклицает: Ши, иимэ  гое нухэр байна гэжэ  баярлаха еhотойш!Минии хани нухэдни ниидэжэ ерэбэ.Би шамайе тэдээндээ харуулхамни.( Ты должна быть рада такому жениху как я! Мои друзья летят сюда. Я должен им показать тебя.)

Звучит песня  из кинофильма «Золушка»  «Добрый Жук»  (поэт Шварц Е.  комп. Спадавеккиа А). Танцуя входят два Жука и  две бабочки. Берут Майского Жука за руки  и все вместе  кружатся вокруг Дюймовочки. Затем расходятся и танцуют парами. Музыка останавливается. Все начинают осматривать Дюймовочку.

1 Бабочка (машет рукой):  Пэ-э –э ! Энэшни оройдоо хоер хултэй байна! (Фи, у нее всего две ножки!)

2 Бабочка (кружится вокруг Дюймовочки): Пу-у-у! Энэшни далигуй байна! (Фу, да она бескрылая!)

Все убегают кроме майского жука.

Майский жук (высокомерно): Харыш, нухэдни шамайе голоо. Шамайе hамга хэжэ абахагуйб! (Видишь,  ты не понравилась моим друзьям. Не буду на тебе жениться!)

Звучит музыка. Фонограмма: «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова (фрагмент). Майский жук «улетает» сердито жужжа.

Действие 4.Поле. Возле дома Полевой мыши

Слышится шум пурги. Озябшая Дюймовочка плачет. Появляется Полевая мышь.

Полевая мышь: Хэн бэ, эндэ?(осматривается) (Кто здесь?)

Полевая мышь (удивленно):Басаган ?!  (Девочка?)

Полевая мышь: Яатараа даараабши? Накидывает ей на плечи платок.

Орыш минии нухэн соомни, дулаасахаш!  (Как ты замерзла!Заходи ко мне в норку, погрейся!)

Мышь:  Гэрэшни хаана бэ? Хэн гэжэ нэрэтэйбши? (А где ты живешь? А как тебя зовут?)

Дюймовочка: Би Дюймовочкоб. Би талын саана, талмай дээрэ байдагби.Намда ондоо гэр угы. (Меня зовут Дюймовочка. Я живу за полем,   на поляне. У меня нет другого дома.)

Мышь подходит к ней,   обнимает за плечи.

Мышь: Баарhан даа! Би шамайе хайрланаб! Сугтаа байдаг болохомнай гуу? Намда туhалхаш. (Бедная малютка! Как мне тебя жалко! Оставайся со мной жить. Ты будешь помогать мне по хозяйству.)

Мышь уводит девочку.

Действие 5. Подземелье.

Звучит тревожная музыка (фонограмма «Тайфун над Кагосимой» Каравелли). Залетает Ласточка. Танцует, как бы прося о помощи. Музыка стихает, ласточка падает на колени, согнувшись,  замирает.  Заходит Дюймовочка. Наклонившись, гладит Ласточку.

Дюймовочка: Баарhан хараасгай! Нэгэ юумээр хушаха хэрэгтэй. (Бедная ласточка, надо ее чем – нибудь укрыть. ) Укрывает платком, гладит. .Наклонившись,  прислушивается.

Дюймовочка: Зурхэниинь сохилно! Тургэн дулаасуулха хэрэгтэй! Обнимает ласточку. Нууд ба  (У нее  бьется сердце! Надо ее скорее отогреть.)

Вдруг ласточка поднимает голову.

Ласточка: hайн даа, басагахан! ( Спасибо тебе, добрая девочка!) 

В это время раздается голос Мыши: Дюймовочка!

Ласточка улетает.

Действие 6. Дом Полевой мыши.

Дюймовочка  уходит и возвращается с Полевой мышью.

Полевая мышь: Дюймовочка! Муноодэр манайда хуршэмнай -  hохор мана айлшалжа ерэхэ. Тэрэшни томо гэгшын гэртэй! Айхабтар hайхан хилэн дахатай. Ши тэрээндэ хадамда гарахаш!   (Дюймовочка! Сегодня к нам придет наш сосед Крот. У него огромный дом. И он носит прекрасную черную бархатную шубу. И я хочу, чтобы ты вышла за него замуж.)

Дюймовочка: Угы! hохор  манын hамган болохогуйб.( Но  я не хочу замуж за крота!)

Полевая мышь: Бу шууя! Угы hаашни хурса сагаан шудэнуудээрээ шамайе хазажа орхихоб! ( Не кричи! А не то я тебя укушу своими острыми белыми зубами!)

Звучит музыка   (Шуман. «Детский альбом. М арш». В это время заходит Крот. Он одет в сюртук , белую рубашку ,  на голове у него цилиндр, на шее черный  галстук –бабочка. На глазах  темные очки, в руках тросточка.

Крот (важно): Сайн байна, хуршэмни!(Здравствуй,  соседушка!) 

Мышь (льстиво):  Сайн байна, дарга ноен! Энэ минии Дюймовочка байна! (Здравствуйте, господин Крот! А вот моя Дюймовочка!)

Дюймовочка кланяется.

Дюймовочка: Сайн байна, ноен hохор мана!  Здравствуйте, господин Крот!

Крот (важно): Сайн, сайн. Харин  биитнай юушье харадаггуйб. Хэрэгшье угылдаа! Намдатнай элдэб хадаглаатай юумэ олон. Тоолохо  хун хэрэгтэй.Тиигээд би шамайе hамга хэжэ абахамни. Наадандаа бэлдэжэ эхилэгты!( Здравствуйте, здравствуйте! Только ведь я ничего не вижу. Да мне и не надо этого. Запасов у меня много! Мне нужна помощница, чтобы подсчитывать их. Решил жениться на тебе. Готовьтесь к свадьбе!) 

Крот уходит.

Мышь (обрадованно): Зай, Дюймовочка нааданда бэлдэжэ эхилэе! (Ну вот, Дюймовочка! Пора готовиться к свадьбе!)

Дюймовочка (плачет): Харин hохор мана ноеншни  газар дороhоо нэгэшье гарадаггуй. Намайешье табихагуй. Би улаан нарандаа мэндэеэ хэлээд ерэхэмни. (Но господин Крот никогда не выходит наверх и мне не позволит. Можно,  я попрощаюсь с солнышком.)

Мышь (сердито): hохор манашни ухаагуй баян! Намhаа гоеор налайжа байхаш! Оорынгоо жаргалые ойлгоногуйш! Яба, тиигээд тургоор бусаарай! (Крот очень богат! Заживешь лучше меня! Ты сама не понимаешь своего счастья! Иди и быстро возвращайся.)

Мышь уходит.

Действие 7. Поле. Возле дома Полевой мыши

 Фонограмма «Клоуны» К. Зондхейма. Дюймовочка прощается с солнышком Дюймовочка (жалобно): Улаан нарамни, баяртай!  Бишье дахин нэгэшье шамтайгаа уулзахагуйб! (Прощай красное солнышко, я тебя больше никогда не увижу.)

Звучит музыка. Фонограмма «Одинокий на своей звезде» Ж. Веко. Залетает ласточка и кружится вокруг Дюймовочки.

Дюймовочка: Хараасгай, хайрата Хараасгаймни! Яагаа гое гээшэб! (Ласточка, милая Ласточка! Как я рада тебя видеть!)

Ласточка:  Зун унгэржэ байна, би дулаан орондо ниидэжэ ябахамни. Ши, hайн байна гууш,  Дюймовочка? (Уже лето кончается я улетаю в теплые края!А ты как живешь , милая Дюймовочка?)

Дюймовочка: Намда уйдхартай байна! Хулгана абгай намайе hохор манын hамган болохош гэнэ. Минии дурамни угы! Хараасгаймни, намайгаа абаадыш! (Мне очень грустно! Тетушка Мышь выдает меня за крота замуж. А я не хочу. Забери меня, милая ласточка).

Ласточка: Абаадахаб.(Да, конечно).

Дюймовочка берется за пояс Ласточки. Звучит музыка и сделав круг они “улетают”.

Действие 8.Страна эльфов.

Под музыку заходит дюймовочка. Следом за ней заходит Король Эльфов.

Король эльфов: Би эльфнуудэй хаан гээшэб. Таа хэм та? (Я Король эльфов. А вы кто?)

Дюймовочка: Би Дюймовочка гэжэ нэрэтэйб. (Меня зовут Дюймовочка.)

Король эльфов: Хайрата Дюймовочка! Минии hамгамни болыт! (Милая Дюймовочка?  Станьте моей женой!)

Дюймовочка: Харин намда далинууд угы. (Но ведь у меня  нет крыльев.)

Звучит музыка. Фонограмма «Безоблачным днем» Лэйна. Появляется Фея.

Фея: Би шамда далинуудые бэлэглэхэб, ши ниидэдэг болохош!( Я подарю тебе крылья и ты сможешь летать).

Звучит музыка. Фонограмма «Безоблачным днем» Лэйна. Фея дарит ей крылья и уходит.

Дюймовочка: Би танай hамган болохоб гэжэ зубшоонэб! Я согласна стать вашей женой! Звучит музыка  («Полет души». Композитор Э.Кортасар).  Король эльфов и Дюймовочка танцуют вальс. Кружась в вальсе, заходят остальные герои спектакля.  Общий вальс. Поклон.

 

   



Предварительный просмотр:

ФОТООТЧЕТ К МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКЕ «ДЮЙМОВОЧКА»

       C:\Users\DOC\Pictures\Дюймовочка 1.png               C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 2 (14.02.2019 16-19)Дюймовока 2.png

        Дюймовочкын эжы ба шэдитэ Дангина                  Мама Дюймовочки и Дюймовочка

                     (Мама Дюймовочки и  Фея)

                                       C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 4 (14.02.2019 16-25)дюймовочка 4.png

                                                   Дурбэн сэсэгэй Дангинанууд ба Дюймовочка

                                                                   (4 Феи цветов и Дюймовочка)

C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 10 (14.02.2019 16-32).png      C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 12 (14.02.2019 16-36)дюймовочка 9.png

                 Томо Баха тэрэнэй хубуун                                      Майн сохо ба Дюймовочка

                        (Жаба и сын жабы)                                         (Майский жук и Дюймовочка)

C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 15 (14.02.2019 16-39)дюймочка 11.png          C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 30 (14.02.2019 17-00)дюймовочка 18.png

                Майн сохо ба Дюймовочка                                      Хоер эрбээхэйнууд ба хоер сохонууд

              (Майский жук и Дюймовочка)                                              (Две бабочки и два жука)C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 16 (14.02.2019 16-40)дюймовочка 12.png                              C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 18 (14.02.2019 16-41)дюймовочка 13.png

Хоер эрбээхэйнууд, хоер сохонууд ба Дюймовочка                        Худоогэй хулгана ба Дюймовочка

          (Две бабочки, два жука и Дюймовочка)                                 (Полевая мышь и Дюймовочка)

C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 22 (14.02.2019 16-47)дюймовочка 14.png          C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 26 (14.02.2019 16-51)дюймовочка 17.png   

                    Хараасгай (Ласточка)                         hохор мана, худоогэй хулгана ба Дюймовочка

                                                                                           (Крот, полевая мышь и Дюймовочка)

                                                        C:\Users\DOC\Pictures\Моментальный снимок 27 (14.02.2019 16-53)дюймовочка 17.png

                                          Хараасгай ба Дюймовочка (Ласточка и Дюймовочка) 

D:\АРХИВ\Документы\дюймовочкаа\SAM_1065.JPG

Дюймовочкэ ба Хараасгай хоёртой булта хатар хатарна ( Танцуют вальс)

D:\АРХИВ\Документы\дюймовочкаа\дюймовочка 1\SAM_1287.JPG

Воспитанники старшей группы

          D:\АРХИВ\Документы\дюймовочкаа\дюймовочка 1\SAM_1293.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весенняя сказка Снегурочка" по мотивам сказки Островского - сценарий драматизации для детей старшей и подготовительной групп

представлен подробный сценарий  сказки - драматизации по мотивам сказки Островского, возрастная категория детей, участвующих в сказке 5-7- лет,  с использованием музыки Римского -Корсакова...

Сценарий новогоднего утренника для детей подготовительной группы по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная Королева".

В работе использованы материалы, опубликованные в интернете. Большое спасибо авторам за интересные идеи. В сценарии добавлены авторские стихи и стихи-переходы, введены новые действующие лица....

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка»

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка» ...

Сценарий новогоднего утренника Для детей старшей и подготовительной группы по мотивам одноименной сказки «Морозко»

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и  подготовительной группыпо мотивам одноименной сказки «Морозко»...

Сценарий новогоднего утренника Для детей старшей и подготовительной группы по мотивам одноименной сказки «Морозко»

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и  подготовительной группы по мотивам одноименной сказки «Морозко»...

Театральная постановка по сказке С Михалкова для детей старшей и подготовительной группы. «Три поросенка»

образовательные - знакомство через театрализованную деятельность со сказкой «Три поросенка», обогащать словарный запас, формировать первоначальное понятия об анализе произведения, про...

Сценарий театральной постановки на основе рассказа о Максиме Емельяновиче Твердохлебе для детей старшей и подготовительной групп- посвященная памяти Великой Отечественной войне и 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Сценарий театральной постановки на основе рассказа о Максиме Емельяновиче Твердохлебе для детей старшей и подготовительной групп-   посвященная памяти Великой Отечественной войне и 80-летию ...