Интегрированное занятие «Знакомство с кованными оградами и решетками городов Свердловской области»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: познакомить с народным промыслом Урала – художественная ковка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_reshetki_urala.docx560 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

«Знакомство с кованными оградами и решетками

городов Свердловской области»

Разработчик: воспитатель

Озорнина А.Л.

Цель: познакомить с народным промыслом Урала – художественная ковка.

Задачи.

Образовательные:

  • Познакомить с профессией кузнеца, кузнечным делом.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Познакомить с ажурными решетками в архитектуре городов Урала.
  • Содействовать проявлению самостоятельности и совершенствованию мастерства при выполнении декоративной аппликации из бумаги сложенной гармошкой.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка).
  • Развивать воображение детей, творческую фантазию, глазомер, графические навыки, мелкую моторику.
  • Формировать умение видеть прекрасное в природе.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к профессии кузнеца.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость.
  • Воспитывать интерес к художественным образам народного изобразительно искусства.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о профессии кузнеца. Игровая образовательная ситуация «Инструменты-помощники». Чтение сказки «Барин и кузнец».

Словарная работа: кузнец, кузница, куёт, наковальня, молот, очаг, клещи, подкова.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Ажурные ограды» видеоролик «По секрету всему свету»; образцы ажурных оград в технике аппликация, цветная бумага, ножницы, клей, готовые трафареты.

Задание: вырезание декоративной ажурной ограды в технике аппликация.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, вам, наверное, встречались невзрачные, угрюмые заборы из сплошных досок или бетонных плит... Город они украшают, глаз радуют? (ответ детей) А что украшает город?

Дети. Парки и скверы делают город уютным, красивым, клумбы с цветами, красивые здания.

Показ презентации «Ажурные ограды»

Воспитатель. А я бы еще добавила - ажурные ограды и решетки. Посмотрите на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. (слайды –ограды, решетки, перила) Такие ограды необычайно легки, изящны. Видите, как переплелись здесь тончайшие металлические прутья в виде вьющихся растений. Они тянутся вверх, обвивают невидимые нити, цепляются друг за друга. Все ограды непохожи друг на друга. Каждая из них произведение искусства. Кованые ограды и решетки имеют замысловатые узоры.  И можно их увидеть в городах Свердловской области – Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, и даже в Верхней Салде. (слайды – городов с коваными решётками)

Воспитатель.  Как вы думаете, что подсказало создателям этих оград, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции ажурными? (Ответы детей.) А может быть, это сама природа подарила художникам эскизы этих конструкций? (Слайды – природа)

    Взгляните на причудливое сплетение деревьев, на крылышко бабочки, переплетения на крыле стрекозы и паутинку, морозные узоры на стекле, снежинку. Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и сделало хрупкие творения природы очень прочными. (Слайды сравнения: природы и ковки) Художники по-особому смотрят на природу, ищут в ней необычную красоту. Эти кружевные фантазии художники научились создавать из металла. Красота их преображает дома и улицы.

Воспитатель. Кто же сделал эти ажурные ограды и решетки? (ответ детей) С древних времен изготовлением изделий из металла занимались кузнецы. Я предлагаю рассказать о этой профессии корреспонденту Зубку из программы «По секрету всему свету».

Видеоролик «По секрету всему свету».

Вопросы к детям:

-А как вы думаете каким должен быть кузнец? (сильным, терпеливым, выдержанным, умелые руки, осторожным, умеющим красиво рисовать.)

-Какие предметы он изготавливает? (оружье, подковы, заборы, ключи, замки, изделия, украшающие для домов и садов)

-С каким материалом работает кузнец?  (металлом)

-Ребята, а где работает кузнец? (в кузнице)

-Правильно свою работу мастер осуществляет на кузнице, в которой проводится ручная обработка железа (ковка).    

Воспитатель. Славились на Урале кузнецы. Умение свое передавали они по наследству. Не каждый мог стать кузнецом. Нужна была и сила, и сноровка, и умение, и талант.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Кузнец»

Я стучу, стучу, стучу          (наклоны вперед, руки, как- будто держат молот)

Кузнецом я быть хочу.       (показать какие сильные)

Раздувайтесь меха               (развести руки в стороны)

Разгорайся огонь                 (руки снизу-вверх, потрясти ладошками)

Постучи мой молоток         (кулачок о кулачок)

Получись-ка завиток.          (показать завиток в воздухе)

Воспитатель. Ну что представили, что мы кузнецы! (Да).

Практическая часть.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами будем придумывать и изготавливать решетку для нашего парка.

Выполним прорезную ажурную ограду в технике аппликация. Возьмите лист бумаги, сложите его гармошкой. Простым карандашом нарисуйте узор будущей решетки. Нужно помнить основной принцип построения узора: он должен повторяться. Поэтому, когда вы развернёте свою гармошку, то это увидите. Вырезать надо аккуратно, не торопясь.

Дети приступают к аппликации.

 Воспитатель проводит индивидуальную работу.

Дети приклеивают свои изделия на лист бумаги с фотографией парка.

Итог занятия.

Выставка работ на доске.

Воспитатель. С каким уральским промыслом мы с вами познакомились? (ответы детей). Люди какой профессии делают художественную ковку? (ответы детей)

Ребята, посмотрите какие красивые картины у вас получились. Я предлагаю рассмотреть их, что получилось. Какие работы вам понравились больше?

Анализ работ.

C:\Users\александра\Documents\проекты\урал родной край\все к проекту по родному краю\фото занятий\IMG_20210303_174556.jpg   C:\Users\александра\Documents\проекты\урал родной край\все к проекту по родному краю\фото занятий\IMG_20210303_174638.jpg

C:\Users\александра\Documents\проекты\урал родной край\все к проекту по родному краю\фото занятий\IMG_20210303_174717.jpg   C:\Users\александра\Documents\проекты\урал родной край\все к проекту по родному краю\фото занятий\IMG_20210303_174750.jpg

C:\Users\александра\Documents\проекты\урал родной край\все к проекту по родному краю\фото занятий\IMG_20210303_174805.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Знакомство с лесными ягодами

Программные задачи: познакомить детей с ягодами – черникой и клюквой; учить называть их и отличать по внешнему виду, вкусу, месту произрастания; показать их значение в жизни человека и животных. Уточн...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....

Образовательная область "Познание". Интегрированное занятие для старшей группы "Лунтик в большом городе"

Формировать навыки безопасного плведения на дороге у дошкольников 5-6 лет...

Конспект занятия "Знакомство с элементами украшений деревянных домов города Иркутска через художественно- эстетическую деятельность "

Конспект занятия "Знакомство с элементами украшений  деревянных домов города Иркутска через художественно- эстетическую деятельность "...