Выступление в рамках инновационного проекта "Дом в котором я живу"
материал

Барахоева Елена Леонидовна

Выступление в рамках инновационного проекта "Дом в котором я живу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад № 7 «Солнышко»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Подготовил старший воспитатель

Барахоева Елена Леонидовна

Выступление в рамках проекта «Дом, в котором я живу»

(патриотическое воспитание детей дошкольного возраста)

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития  гуманитарной культуры, ориентирующей  педагога на воспитание  подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. 

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 года, № 1493 определила основные цели и задачи, наметила пути патриотического воспитания, направленного на «становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан».

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства -  начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В этот период  у детей начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни, закладываются основы нравственности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает», – сказано в Конвенции о правах ребенка (ст. 29).

Чтобы воспитать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к  искусству и народному творчеству. 

Наши наблюдения и опрос родителей (законных представителей) воспитанников показали, что в большинстве семей   наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают  лишь недоумение.

В своей работе педагоги  столкнулись с проблемами:

  • многие дошкольники затрудняются  в названии улиц родного города, не знают его достопримечательностей;
  • у детей отсутствуют знания о русских народных праздниках, традициях;  
  • многие дети не знают государственную символику.

Вместе с тем в соответствии с  федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования формирование  семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств,  чувства принадлежности к мировому сообществу имеет важное значение и  включено в образовательную область «Социализация».

Таким образом, одним из главных направлений в  работе  нашего педагогического коллектива стало нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Творческой группой педагогов была разработана программа «Дом, в котором я живу», рассчитанная на детей 3-8 лет.

Цель. Формирование семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи.  

1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду,  улице, городу, стране.

2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

3. Формировать элементарные знания о правах человека.

4. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

5. Расширять представление о городах России.

6. Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

7. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

8. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

В основу программы положены принципы:

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности исторического материала;
  • наглядность;
  • принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
  • принцип от близкого к далекому.

Работа в рамках программы «Дом, в котором я живу» осуществляется в форме занятий, экскурсий, досугов, театрализованных представлений, выставок детских работ, спортивных праздников, участия в конкурсах,  подготовки и проведения патриотических праздников.

Особое внимание уделяется проектной деятельности, которая представляет собой самостоятельную и коллективную творческую завершенную работу, имеющую социально значимый результат. В основе создаваемых в процессе работы проектов лежат духовно-нравственные проблемы, для решения которых необходим исследовательский поиск всех участников (детей, родителей, педагогов) в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по пяти блокам:

1 блок - «Я и моя семья»;

2 блок – « Детский сад»;

3 блок - «Родной город  Родная природа»;

4 блок – «Родная страна»;

 5 блок - «Культура страны».

Воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками. Эти чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, поэтому каждый блок повторяется во всех возрастных группах. Содержание познавательного материала из года в год расширяет и углубляется, увеличивается его  объем, сложность и длительность изучения.

1 блок - «Я и моя семья».

Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.

Педагоги помогают ребятам раскрыть сущность человека, осознать себя, свою индивидуальность, особенность, неповторимость, свои достоинства и недостатки, воспитывают у детей уважение к себе, развивают способность решать проблемы и преодолевать неудачи. Воспитатели учат детей верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать. Учат ребят сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки,  защищать и знать свои права.

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. В семье ребёнок впервые осознает себя членом человеческого общества.

В рамках блока «Я и моя семья» дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, педагоги воспитывают  у ребят доброе отношение к своим близким, уточняют представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения», «В гости к бабушке» и пр.) закрепляют опыт поведения в семье. Ребята составляют рассказы («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье» и др.), рассматривают картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник»), делятся личным опытом. Дети вместе с педагогами и родителями оформляют семейные альбомы, устраивают фотовыставки, составляют родовое дерево своей семьи.

2 блок -  «Детский сад».

В рамках блока «Детский сад» воспитатели учат детей свободно ориентироваться на территории и в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе

Педагоги приобщают детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учат соблюдать правила поведения в общественных местах, правила уличного  движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учат быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.

3 блок - «Родной город. Родная природа».

Содержание данного блока направлено на формирование знаний у детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, уважения к его жителям и традициям, заботу о природных и культурных ценностях города.

Мы  рассказываем   детям о том, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.   Знакомим  с родным краем, другими городами Сахалинской  области. Даем понятие, что город - частица Родины. Воспитываем положительное отношение детей к родному краю.

Детьми совместно с педагогами и родителями создаются альбомы, проводятся беседы, устраиваются конкурсы рисунков, чтение произведений местных поэтов, дети ходят на целевые прогулки по городу и т.д.

 Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма.  Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Педагоги знакомят детей с природой родного края, с многообразием животного и растительного мира. Закрепляют и расширяют знания о жизни животных («У кого какой дом?», «Кто, где живет?», «Узнай по силуэту», «Чьи припасы?»). Чтобы дети увидели красоту природы, читают стихотворения И.А. Бунина, А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой,  книги В.В. Бианки, Г.А. Скребицкого.

Дети получают краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»).

Педагоги знакомят  детей с «Красной книгой», рассказывают о растениях, птицах, животных, находящихся на грани вымирания, о заповедниках нашей страны.

Беседуют с детьми «Как растения лечат», проводят конкурсы загадок о растительном и животном мире, составляют гербарии лекарственных растений. Формируют бережное отношение к  природе, составляют кодекс правил поведения в лесу.

4 блок - «Родная страна».

Ребята под руководством педагогов получают сведения о территории России (глобус, карта), знакомятся с символикой государства (герб, флаг, гимн), со столицей, другими городами России,  известными людьми, защитниками Отечества (богатыри, солдаты), знаменательными датами, государственными праздниками. Знакомятся с природными богатствами своей Родины. Воспитатели формируют  чувство уважения к Родине, гордость за принадлежность к гражданам России, стараются воспитать в каждом ребенке – личность гражданина, патриота Родины. Вместе с этим у детей формируется доброжелательное отношение к другим народам, их  традициям.

5 блок – «Культура страны».

В нашем дошкольном учреждении созданы условия для активного приобщения воспитанников к русским традициям и обычаям, к национальной истории и духовной культуре.

Педагоги стараются привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети получают  общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народной мудрости.

В рамках блока «Культура страны» дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками и былинами, потешками и пословицами, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

Формируются представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, приобщаются к общечеловеческим ценностям, развивается интерес и любознательность к историческому прошлому.

В настоящее время программа «Дом, в котором я живу» реализуется нашими педагогами  второй год. Систематическая и планомерная работа по формированию у детей семейной и гражданской принадлежности, воспитанию патриотических чувств даёт положительные результаты.

Укрепляются детско-родительские отношения, возрождаются семейные традиции. Дети стали доброжелательными, исполнительными. Наши воспитанники знают название города, узнают и  называют его достопримечательности. Знают название свей страны, её столицу. Могут найти их на карте. Знают и узнают флаг, герб, гимн России. Называют народные праздники, игрушки, предметы быта. У детей повысился интерес к родной культуре. Они называют природные богатства своей области и страны.

Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Нам - взрослым необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы в рамках проекта «Дом, в котором я живу»

Создание социальной ситуации развития посредством познавательной деятельности в процессе обследования квартиры...

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея «Край, в котором я живу» в условиях дошкольного образовательного учреждения»...

Инновационная деятельность.Интегрированные мероприятия нравственно-эстетического развития детей средней группы. «Дом, в котором я живу»

Интегрированные мероприятиянравственно-эстетического развитиядетей средней группы.«Дом, в котором я живу»...

Инновационный опыт по нравственно - патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит ...

Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников

Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Край в котором мы живем»

Цель проекта: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы...

Презентация к занятию в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Юный сахалинец" Тема: "Сахалин - остров, на котором мы живем".

Цель:  воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями малой родины; развитие интереса к изучению окружающего мира.Задачи:1. Обучающие:• познакомить с основ...