Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
статья (старшая группа)

Ивоняк Ирина  Владимировна

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnaya_mudrost_napominaet_nam.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

   Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

     В сложной противоречивой ситуации сегодняшнего дня работа по духовно – патриотическому воспитанию детей  становится одной из актуальных.  В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой.

   Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников).

   Изучение регионального компонента проходит через ознакомление детей с народной культурой, историей, природным окружением. Затрагивает все образовательные области познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и  физическое.

 Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования,  использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:                                                                                                                       Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;                                                                                                                             Познакомить с именами знаменитых земляков;                                                                               Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях и традициях Волгоградской области;                                                                                                                      Сформировать знания о живой и неживой природе Волгоградской области;                                        Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:                                                                                                                                                         1. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого  (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).                                                                                                                                   2.  Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родной области:  дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном  (составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы и т.д.)

3. Знакомство с областью входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

        Региональный компонент реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своем родном городе способствует перспективно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы.  В нем есть такие темы, как: «День города»,  «Музеи нашего города», «Народная культура и традиции».                                                         Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что я хотела донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

            «Познавательное развитие» - знакомство с природой родного края осуществляется, на прогулках, во время наблюдений, была создана  выставка фотографий «Достопримечательности города».

Речевое развитие – провожу беседы («Знаменитые земляки», «Сохрани природу родного края).  Обогащаю представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов живущих на территории Волгоградской области.                                                              

             «Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей страны  и поэтов Волгограда.

      На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении русской и посуды и утвари, овладевают умениями рисования орнаментов на силуэтах посуды, одежды.

     «Социально – коммуникативное развитие» - знакомлю детей с элементарными сведениями о местонахождении  города на карте России, достопримечательностями, символикой города - герб, флаг.

      Даю первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие о существовании различного вероисповедания у народов, говорю о национальной кухне, традиционной национальной одежде.

       В работе использую мультимедийные средства обучения (презентации на темы: «Царицын - Сталинград - Волгоград», « Достопримечательности города  Волгорада»).  

      Консультации для родителей «Как смастерить народную игрушку со своим малышом», «Моя родословная»).

Региональный  компонент:                                                                                                                      - дает возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.                                                                                                                              - позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;                                                                                                            - дает более эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения

внедрение национально–регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ...

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Система работы в МК ДОУ детский сад №6 с.Грачевка...

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом  ...

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 год.

ОТЧЕТ О деятельности муниципальной экспериментальной площадки на базе МАДОУ № 38 «Внедрение регионального компонента  в  воспитательно-образовательный процесс ДОО» за 2017-2018 г...